Мишкова Ирина Георгиевна
Урок-проект по технологии во 2 классе «Этот интересный мир бумаги» по программе «Перспективная начальная школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт урока-проекта по технологии.
Тема урока «Этот интересный мир бумаги»
Класс, программа 2 класс, по программе «Перспективная начальная школа».
Продолжительность 45 минут
Автор занятия (ФИО, должность) Мишкова Ирина Георгиевна, учитель начальных классов
Стаж работы 23 год
Публикация «Урок-проект по технологии во 2 классе „Этот интересный мир бумаги“ по программе „Перспективная начальная школа“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Технология. Проекты, проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Образовательное учреждение МБОУ СОШ №1 х. Маяк
Методическая информация
Цель урока - закрепить знаний детей о свойствах бумаги, о том, что бумага может менять свои конструктивные и декоративные свойства, в результате соответствующей обработки (намачивания, деформация и пр.). - расширить знании детей о производстве бумаги, состоящий из многих этапов; - развивать творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь, мелкую мускулатуру рук; - учить видеть прекрасное; - воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи урока - расширение представлений о многообразии бумаги, её видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни и экономном расходовании; - отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей, оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки; - способствовать развитию внимания, памяти, сравнения, обобщения, коммуникативной
Формирование УУД
Познавательные УУД
- формирование умения понимать особенности проектной деятельности; - выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью; - осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения; - формировать умение защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные УУД
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь; - выслушать мнения товарищей, учитывать их при организации совместной работы и собственной деятельности; - в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания.
Личностные УУД
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы; - формирование положительного отношения и интереса к творческой предметно-практической деятельности; - уважительное отношение к труду.
Регулятивные УУД - формировать умения прогнозировать результаты исследования;
- формировать умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- формировать оценивать учебные действия.
Методы обучения - частично-поисковый;
- словесный; - объяснительный;
- практический;
- здоровьесберегающий.
Тип урока Комбинированный урок (урок- проект, исследование)
Тип проекта Долгосрочный, конструкторско-технологический.
Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная;
- работа в парах;
- самостоятельная работа;
Оборудование урока
Программно-методическое обеспечение - учебник Т. М. Рогозина, А. А. Гринева, И. Б. Мылова. «Технология», 2 класс; - реферат;
- презентация «Опыты с бумагой»;
- технологические карточки.
Оборудование - бумага для исследования (картон, газета, туалетная, салфетная, тетрадная, для рисования); - лоток с бумажной массой; - клей ПВА; - крахмал и краситель, ложечки; - пяльцы с сеткой; - салфетки; - 3 полоски одинакового размера.
Технические средства Компьютер, интерактивная доска.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Определение темы урока и постановка цели.
3. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация.
4. Исследовательская работа.
5. Практическая работа.
6. Итог урока. Рефлексия.
Технологическая карта урока.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям. Тихо сядьте, спинки прямо. Проверяем все ли готово к уроку…
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … .
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, …
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …
4. Если хочешь отвечать –
Надо …
Подготовка рабочего мест
-внимательным
- не перебивая.
-понятно.
- руку поднимать
Определение темы урока. Постановка цели.
- Отгадайте загадку и определите тему урока
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А ну-ка, догадывайтесь сами!
-Правильно ребята, это бумага.
- Кто - же мне скажет тему урока? - Где в жизни мы встречаем бумагу?
Мы с вами уже знаем, где в жизни сталкиваемся с бумагой, но не знаем кто её изобрёл и каким способом делалась бумага. Нам об этом расскажет Катя. (реферат) Первыми бумагу начали делать китайцы. Изобрёл её Цай Лунь в Китае в 105 году. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он перемешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянную рамку и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.
Бумагодельную машину изобрёл в 1799 году французский изобретатель Н. Л. Робер. Сейчас производство бумаги сложный высокомеханизированный процесс. Берут бревно, очищают от коры, потом сильно измельчают в муку, эту массу просеивают и промывают, очищая от грязи и отбеливают. Смешивают с водой, помещают в специальную машину, там выкладывается ровным слоем, проходит под круглым валиком, который прессует её в гладкий лист. Этот валик выдавливает всю лишнюю воду, потом это сушат, сматывают в рулоны, срезают края, чтобы бумага была ровная.
Вывод: Производство бумаги очень сложный процесс, состоящий из многих этапов.
Спасибо Катя, молодец!
- Как человек применяет бумагу?
А сейчас мы поиграем. Встаньте, выйдете из-за парт и слушайте меня внимательно. Если я назову вам предмет, и он сделан из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет - приседаете. ( Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Спасибо, молодцы вы хорошо играли и отдохнули. Тихо садитесь.
-бумага
- тема урока : «Бумага»
-в жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой : дома, в школе,в магазине, в столовой, в библиотеке.
Реферат «Первая бумага».
- книги, журналы, газеты, тетради. -отделочный материал (обои); -поделочный материал (оригами, папье-маше); -упаковочный материал (фантики, мешки, коробки); -чистящий материал (салфетки, туалетная бумага) ; -производство денег.
Мотивация к учебной деятельности. Актуализация.
- Ребята, давайте закрепим некоторые важные свойства бумаги, которые мы с вами прошли на уроках технологии. Для этого, мы отправимся в «волшебную лабораторию», где будете исследовать свойства бумаги. Работу будете проводить в парах. Вспомните правила работы в парах: - Внимательно слушай и понимай соседа. - Умей договариваться и уступать. - Разумно распределяй обязанности. - Хорошо выполняй свою часть работы и помогай другим.
-Когда вы выполните задание, вы предоставите нам отчёт. - Я раздаю вам на парту определённый вид бумаги и карточку, в которую вы будете вписывать её свойства.
Группа 1 Исследование картона
1. Возьмите в руки по кусочку бумаги и определите ее вид (цветная для аппликаций; для принтера; альбомная; тетрадная; печатная, декоративная; впитывающая; газетная; упаковочная; самоклеящаяся. Запиши ___
2. Запишите, какая она на ощупь (рыхлая, плотная, грубая, гладкая, рельефная, мягкая) Запиши ___
3. Разорвите свой кусочек бумаги и внимательно рассмотрите место разрыва. Опишите, что видите (волокна, ворсистая, мохнатая, ровная, трудно рвётся, кривая) Запиши___
4. Опустите свои кусочки бумаги в воду. Понаблюдайте, что происходит с бумагой (стала волнами, удлинилась, увеличилась в размерах, размокает очень долго, быстро размокает) Запиши___
Группа 2 Исследование газетной бумаги
Группа 3 Исследование бумаги для рисования
Группа 4 Исследование туалетной бумаги
Группа 5 Исследование тетрадной бумаги
Группа 6 Исследование салфетной бумаги
-Какие же свойства оказались одинаковыми у любого вида бумаги?
-Почему книги и тетради нужно беречь от воды?
Вывод: Вся бумага отличается друг от друга своими свойства, но есть и одинаковые свойства.
- Молодцы ребята, хорошо справились с исследованием.
- слушать. - договариваться и уступать. - распределяй обязанности. - выполняй свою часть работы и помогай другим.
Работа в парах по исследованию свойств бумаги
Отчет групп о выполненном исследовании
- состоит из волокон, впитывает воду, деформируется в воде) - потому что остаются кляксы и тетрадь становится не опрятной и не красивой, ведь они должны быть чистыми и опрятными, чтобы приятно было их брать в руки.
Исследовательская работа - Давайте с вами переместимся в комнату где нам покажут опыты, которые можно провести с бумагой и сами в них поучаствуем. 2. Тайное письмо Итак, берем сок лимона или растворяем лимонную кислоту в небольшом количестве воды. Обратной стороной кисточки (или любой другой палочкой) наносим текст или рисунок на бумагу, используя лимонный сок в качестве чернил. Дожидаемся высыхания надписи. Теперь в тарелке делаем слабый раствор йода и помещаем в него тайную записку. Как только бумага намокнет, мы сможем прочитать скрытый текст или рассмотреть рисунок. Вывод: дело в том, что в процессе изготовления бумаги используют крахмал и когда капнуть на лист йодом, крахмал окрашивается в синий цвет. 2 Опыт на прочность бумаги. Возьмём три полоски бумаги одинакового размера. С первой полоской не будем ничего делать. Вторую надрежем немного. А третью смочим капелькой воды. А теперь попробуем разорвать все эти полоски по очереди. Целая полоска рвётся трудно. Надрезанная полоска порвалась полегче, а мокрую порвать оказалось легче всего. Вывод: этот опыт подтверждает, что бумага состоит из волокон, которые переплетены между собой. Мы нарушили волокна, и бумага рвётся легко.
Видео-опыты ученика.
Практическая работа - Ребята, вы слышали слово-макулатура. Макулатура это – отходы всех видов бумаги (газеты, журналы, книги), которые перерабатывают в новую бумагу. Для этого люди собирают макулатуру и сдают ее на переработку. Ведь 54кг макулатуры позволяет сохранить 1 дерево, а значит продлить жизнь окружающей среде. Вывод: Сбор макулатуры помогает сохранять деревья и у бумага может обрести вторую жизнь. – Процесс переработки бумаги повторить полностью в домашних условиях невозможно, но сделать кое-что можно. – Вы вчера меня спрашивали, для чего рвём бумагу? – Вот наконец-то тайна и раскроется. – Вы хотите сами изготовить бумагу? –На слайде вы видите инструкцию по самостоятельному изготовлению бумаги. Прочитаем её. 1этап 1и 2 пункты мы сделала накануне урока, т. к. для размокания бумаги необходимо время. Если в массе недостаточно воды, то надо добавить ее понемногу. Бумажная масса должна напоминать, например, рисовую кашу.
3 этап. В полученную массу добавить клей ПВА, крахмал и краситель, чтобы она стала эластичной. 4 этап. Руками выкладываем полученную массу на пяльцы с сеточкой (марля). - Удаляем лишнюю влагу салфеткой и оставляем высыхать. - Как можно добыть теплый воздух? 5этап. Правильно чтобы она быстрей высохла можно использовать фен. Перевернуть пяльцы, отделить от них бумагу и оставить до полного высыхания. – Что нужно сделать, чтобы лист стал ровным? - Я вам подскажу, давайте на наш лист положим пресс, то есть что-нибудь тяжелое, чтобы он досох ровным и не стал кривой! Вывод. Да, приятно почувствовать себя одним из создателей бумажного листа. Рукотворная бумага не похожа на бумагу машинной выделки, она хуже: толще, менее гладкая, хрупкая. Но она у всех разная, двух одинаковых листов не получилось ни у кого.
-Какие же творческие поделки можно изготовить из рукотворной бумаги.
- Ребята, я хочу вам предложить сделать фотрамку, когда наши рамки высохнут, мы их доделаем и подарим их труженика тыла, т. к скоро будет великий праздник Победы. Согласны? -нет.
-да
-очень хотим.
1. -измельчить старую бумагу.
2. -залить горячей водой на несколько часов.
3. -добавить по 1чайной ложке клея ПВА, крахмала красителя, хорошо размешать.
4. -выложить на сетку ровным слоем.
5. -высушить.
-включить фен;
-не знаем.
- изготовить рамку для фото, блокнот и часы, альбом.
-да
Рефлексия
Итог урока
Ребята оцените свою работу на уроке - Если урок вам понравился, вы считаете его полезным и интересным, у вас все получилось - похлопайте в ладоши. - Если работа вам не понравилась, вы считаете ее ненужной – топните ногой.
-Ребята, а давайте мы поучаствуем в акции по сбору макулатуры, чтобы сохранить как можно больше деревьев.
Дети соглашаются.
Литература. 1. Цейтлин Н. Е. Наблюдение и опыты на уроках труда в начальных классах-М : «Просвещение», 1999. 2. Энциклопедия для детей «Почемучки». -М: «Педагогика-Пресс»,1994 3. https://vtorothodi.ru/vse-ob-otxodax/chto-takoe-makulatura 4. https://www.adme.ru/svoboda-sdelaj-sam/8-krutyh-opytov-dlya-detej-1170210/?vksrc=vksrc1170210
деятельности учащихся: -активизирование познавательных способностей.