Галина Фролова
Дошкольное образовательное учреждение и начальная школа в едином образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать то,
что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни
постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
В. А. Сухомлинский.
Поступление в школу важнейшее событие в жизни дошкольников. С ним связаны надежда и опасения, радость и тревога.
Публикация «Дошкольное образовательное учреждение и начальная школа в едином образовательном пространстве» размещена в разделах
С введением ФГОС ДО произошло смещение акцента в понимании готовности ребёнка к обучению в школе с интеллектуального (формирование знаний, умений и навыков) на личностный, который определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребёнка принять на себя новую социальную роль ученика). Ведущими становятся сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребёнка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, в классе он будет испытывать дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим.
Сегодня организация преемственности дошкольного и начального общего образования требует нового подхода. Преемственность рассматривается нами как объективная и необходимая связь между новым и старым, как переход от одного уровня образования к другому.
Преемственность с позиции школы – это опора на тот познавательный опыт, который имеется у ребёнка, поступившего в первый класс. Построение работы в школе должно идти с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, а значит - формирование у дошкольников фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешного школьного образования.
Преемственность должна обеспечить постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.
Перед воспитателями ДОУ на сегодняшний день стоят три задачи: организационная (заинтересовать дошкольников школьной жизнью); методическая (постоянно повышать уровень собственной компетентности); психологическая (психолого-педагогическое сопровождение воспитанников старших, подготовительных групп и обучающихся в первом классе школы).
Установление преемственности между МБДОУ № 40 и начального звена Гимназии № 18 на протяжении многих лет способствует созданию единого образовательного пространства и осуществляется в тесном контакте педагогов через такие формы работы как:
- изучение содержания дошкольного и начального школьного образования;
- выявление факторов, влияющих на переход дошкольника в статус ученика;
- ежегодно педагоги составляют совместный годовой план работы ДОУ и начальной школы, целью которого является реализация единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, который утверждают руководителями ДОО и Гимназии).
План состоит из трё х разделов:
1. Организационная работа:
- закрепление за воспитателями учителей начальных классов;
- создание образовательной развивающей среды (организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей ДОУ и начальной школы с учётом их возрастных и индивидуальных способностей);
-применение единого подхода в приобщении детей к здоровому образу жизни (привитие гигиенических навыков, воспитание культуры поведения и т. п.);
- своевременный медицинский осмотр детей;
- воспитание в игре;
- оказание шефской помощи ДОО.
2. Методическая работа.
Проводим совместные:
- педсоветы, семинары-практикумы, круглые столы, методические объединения;
дискуссии, консультации, выставки, конкурсы, различные мероприятия.
Традиционными стали:
- экскурсии в Гимназию (на школьный двор, в библиотеку, музей, спортзал, медицинский кабинет);
- взаимопосещение уроков в первом классе и игровых занятий в подготовительной группе.
3. Работа с родителями:
-оформление стенда «У школьного порога», родительские собрания, консультации специалистов.
Реализуя план по преемственности, ежегодно в августе за воспитателями подготовительных групп были закреплены учителя первых классов Гимназии № 18. В сентябре каждого года на методическом объединении воспитателей подготовительных групп и учителей начальных классов Гимназии № 18 мы рассматриваем факторы, влияющие на переход дошкольника в статус школьника.
Изучаем и обсуждаем образовательные программы первого класса и подготовительной к школе группы, на основании чего составляем годовой план работы по преемственности. Рассматривая содержание ФГОС ДО и ФГОС начального общего образования, мы пришли к выводу, что стандарты определяют одинаковые требования к результатам освоения основных образовательных программ как дошкольного так и начального школьного образования.
На основании требований ФГОС ДО и ФГОС НОО мы составили портрет выпускника и пришли к заключению, что выпускник ДОО должен овладеть умением работать по правилу и образцу, а это и есть базовый компонент регулятивных универсальных учебных действий – умение планировать и принимать учебную задачу. Таким образом, преемственность заключается в работе над единой линией содержания (представлено в таблице).
Чтобы добиться положительных результатов в решении поставленных задач по преемственности проводим мероприятия, ставшие за многие годы традиционными. Это:
- совместный педсовет по адаптации первоклассников;
- экскурсии в Гимназию (поздравление школьников на торжественной линейке с началом учебного года, знакомство с Гимназией: экскурсии на школьный двор, в библиотеку, музей, спортзал, медицинский кабинет, столовую, компьютерный класс);
-методические объединение учителей и воспитателей с целью взаимообогащения опытом по внедрению современных технологий в образовательный процесс;
- посещение уроков в первом классе у учителей Гимназии № 18, где дошкольники знакомятся с классной комнатой, правилами поведения ученика на уроке;
- посещение учителями 4-х классов игровых занятий в подготовительной группе;
- совместные мероприятия (акции, конкурсы по ПДД, встречи в клубе «Маленький горожанин», и т. п.);
- приглашаем к участию родителей воспитанников, проводим дни открытых дверей, два раза в год проводим родительские собрания с участием учителей Гимназии № 18 («Предшкольная пора» - сентябрь, «Ваш ребёнок вступает в школьную жизнь» - май) На собраниях выступают и учитель-логопед, и педагог-психолог.
Сегодня ведущей в образовательном процессе ДОУ стала диалогическая форма общения с воспитанниками, которая способствует развитию у ребёнка активности, инициативности, чувства собственного достоинства и самовыражения, формирует уважение и доверие к взрослому. Используются такие современные технологии как игровая, экспериментирование, проблемное обучение, элементы ТРИЗ, моделирование.
В портрете будущего выпускника ДОУ мы видим: физически и психически здорового ребёнка, у которого развиты познавательные умения (их интеграция, логические операции, знаково-символическое моделирование, информационные умения. Развиты психологические процессы: речь, память, внимание, мышление, воображение. Развиты регулятивные умения: эмоционально-волевая сфера, произвольная деятельность, способность планировать и оценивать собственную деятельность. Развита моторика и пространственные представления. Сформирована мотивация к обучению в школе, понимают статус школьника.
Таким образом, мы можем предположить, что в результате преемственности в работе, выпускники ДОУ будут способны успешно обучаться в начальной школе.