юлия сухова
Урок «Русский лубок» с учащимися 2 класса школы искусств
▼ Скачать + Заказать документы
Урок «Русский лубок» с учащимися 2 класса школы искусств им. А. И. Плотнова
Цель урока: изучение культуры и творчества русского народа.
Задачи:
1. Изучение истории развития русских лубочных картинок: происхождение, значение, особенности.
2. Изучение учащимися новой техники - лубка. Дальнейшее развитие навыков построения композиции, закрепление навыков владения графическими и живописными материалами.
3. Воспитание гордости за достижения русского народа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Публикация «Урок „Русский лубок“ с учащимися 2 класса школы искусств» размещена в разделах
Оборудование для учителя: слайд-шоу «Русский лубок», работы детей прошлых лет.
Оборудование для учащихся: Б. А3., пр. карандаш, ластик, кисти, гуашь, палитра.
Ход урока.
1. Организационная часть(2- 3 мин).
2. Вводная беседа (15 мин). Беседа с детьми об искусстве лубка. Беседа сопровождается показом слайд-шоу.
Лубок (лубочная картина, потешный лист, простовик) – это вид графики (гравюры, который появился в России в XVI – XVII вв. с развитием книгопечатания.
Откуда пошло такое название – лубок.
Одна из версий происхождения термина - лубок произошло от того, что доски для печатания картинок вырезались из липы, а луб - название липовой коры. Есть и другие версии относительно корней этого слова «лубок». В Москве близ старинной улицы Лубянки находился Никольский книжный рынок, где и продавали лубочные картинки. Вполне возможно, что лубок именовался так потому, что кочевые торговцы носили рисунки в заплечных коробах сделанных из луба.
Техника изготовления народных картинок.
Техника изготовления лубочных картинок на дереве была несложна. На распиленную древесную доску наносился рисунок с учетом его обратного отражения при печати. Потом контур рисунка обрезался долотцем, специальным столярным инструментом, с двух сторон, по слою дерева. Отсюда происходит очередное название лубка - «обрезная» гравюра. Обрезать дерево следовало очень аккуратненько и ровно, чтоб выпуклые части, закрашенные позже специальной темной краской, дали при оттиске (отпечаток) на бумаге ровненький и точный контур. Раскрашивали картинки вручную, обычно этим занимались дети и женщины.
Беседа с учащимися об особенностях графического, композиционного и цветового решения лубочной картинки.
Характерной особенностью лубка является четкий графический рисунок, который строится на черном контуре со множеством разнообразных штрихов. Штрихи в рисунке помогают выявить форму предметов, показать особенности фигур человека и животных, складок костюма, фактуру стволов и листвы деревьев, травы и поверхности земли. На каждом изображаемом элементе штриховка наносится по-своему: короткие параллельные штрихи показывают шерсть животных, косые короткие штрихи чаще всего применяются в изображении земли. Другая особенность лубка — предельная лаконичность, простота и немногословность в решении образов, условность и ограниченность цветовой палитры. В лубочных картинках использовались в основном шесть красок - малиновая, желтая, красная, голубая, коричневая и зеленая.
Тематика лубочных картинок. Обращаем внимание на символичность и иносказательность сюжетов. Объяснение - почему народным мастерам приходилось «прятать» своих героев под образами животных, сказочных и песенных персонажей.
Первые лубки в России были религиозного содержания. Лубок «Архангел Михаил – воевода небесных сил».
Затем появились лубочные листы светского содержания. Обязательно светский лубок содержал надпись. Лубочные народные картинки отражали самые разные стороны жизни людей: праздники, русские забавы, былинные и исторические события, сказки, сцены из жизни разных сословий, причуды моды и чудеса техники. Лубок «Медведь с козою», «Охота на зайцев», «Реестр о мушках».
В технике лубка исполнялись также азбуки и географические карты, календари и астрологические своды. Лубок «Солнце, луна и знаки зодиака».
Характерной особенностью светской лубочной картины является иносказательность (скрытый смысл) к которой прибегали народные мастера. Они высмеивали в своих рисунках человеческие пороки и слабости.
Карикатурно изображали знатных вельмож и даже царей, высмеивали существующие порядки. Поэтому лубочные картинки получили еще одно свое название «потешные» картины. Это было причиной строгих запретов на издание лубочных картинок. Вот и приходилось народным мастерам «прятать» исторических персонажей за образы животных. Лубок «Кот казанский», «Мыши кота погребали», «Баба –яга едет с крокодилом драться».
Лубки читали, рассматривали, дарили друг другу, по ним учились грамоте и узнавали о заморских странах, экзотических животных и птицах. Лубок «Медуза», «Гарпия», «Хамелеон».
Как и кто распространял лубок по стране.
Разносили лубок по всей стране вместе с другими своими товарами коробейники- офени (торговцы). Так и шли офени по России в хоть какое время года, в всякую погоду, несли русскую культуру в самые далекие уголки нашей страны.
Почему лубочные картинки играли важную роль в жизни русского человека.
Лубки были очень популярны. Их можно было встретить и в царских палатах и в крестьянской избе. Причин такой всенародной любви было три. Во - первых лубочные картинки имели просветительское значение. Они заменяли простому человеку недоступные книги: учебники - азбуку, арифметику, художественную литературу и даже астрономию.
Во-вторых, народные картинки содержали в себе информацию. Эти лубки были наподобие наших современных газет, сообщали о самых важных государственных событиях, о войнах и т. д.
В- третьих, основная задача лубочных картин – развеселить простого русского человека, облегчить его тяжелую жизнь.
3. Постановка задания (5 мин).
Учащимся предлагается выполнить собственную композицию с животным в технике лубка.
4. Самостоятельная работа учащихся (60 мин).
Выполнение детьми композиции. На бумаге выполняется рисунок карандашом, затем он раскрашивается яркой гуашью и затем наносится обводка (тонкой кистью и тушью).
5. Рефлексия. Вопросы на закрепление нового материала.
6. Подведение итогов урока (10 мин).
Создание галерею из детских лубочных картинок, выставление оценок.
\
Михаил. П.
Алина. М.
Елизавета. М.
Соня. М.
Тихон. А. Настя. Л.
С искусством лубка дети познакомились впервые. Поначалу эти народные картинки показались детям очень странными и даже чудаковатыми. Зачем изображать козу и медведя ярко розовыми, да еще и человеческой одежде (Лубок «Медведь с козою»? Но потом, узнав из беседы о важной роли лубочных картин в жизни русского человека, у детей возник неподдельный интерес к этому народному творчеству. Ведь народный лубок, как иллюстрация из прошлого. Это машина времени, которая позволяет заглянуть в далекое прошлое. На этих простых картинках мы видим отражение ушедшей эпохи, быта, культуры, общественных настроений и даже исторических событий.
Ребята с большим энтузиазмом приступили к созданию собственной композиции. Конечно, исполнить работу в традиционной лубочной технике с детьми младшего школьного возраста не представляется возможным, поэтому мы выполнили композицию в более простой технике с использованием гуаши и туши. Очень ребятам понравился лубок «Кот казанский», да еще интереснее им стало, когда они узнали что за историческая личность «спрятана» под этим изображением кота с огромными усами. Наверно поэтому все и нарисовали этого замечательного лубочного кота.