Лариса Каргина
«Водоёмы нашего края». Урок по окружающему миру. 4 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Урок по предмету «Окружающий мир. 4-й класс, тема: "Водоемы нашего края"
Учитель: Каргина Л. А.
Цель: Знакомство с водоемами нашего края и их значением в жизни человека.
Учебные задачи, направленные на изучение предмета:
• Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края.
• Познакомить с видами водоемов их значением и охраной.
• Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником.
Публикация «„Водоёмы нашего края“, Урок по окружающему миру, 4 класс» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Республика, область, край. Список городов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств края.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
• Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
• Формирование ЗОЖ.
Учебные задачи, направленные на достижение мета-предметных результатов обучения:
• Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
• Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
• Формировать применять знания полученные при изучении других предметов на данном уроке;
• Формирование умений работать в группах, парах (коммуникативные УУД);
• Формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Тип урока : Изучение нового материала.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, в парах.
Методы: Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.
Оснащение урока : Физическая карта Иркутской области, компьютерная презентация, рисунки учащихся, рабочие листы, смайлики.
Ход УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
В школе прозвенел звонок, начинаем наш урок, все друг к другу повернулись и ладошками коснулись, пожелали друг другу удачи. А девиз сегодня таков: «В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!»
II. Актуализация знаний
1. Стадия Вызова.
Вспомните, какую большую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?
(Наш край – часть большой страны)
На каждом занятии мы узнаём, что то новое о нашей малой родине. Вот и сегодня нам предстоит новое узнать о нашем крае, а тему урока мы определим с вами чуть позднее.
2. Сейчас повторим тему прошлого урока о формах поверхности нашего края :
- Какие формы земной поверхности, вы видите на рисунках? Назовите.
- Дома вы рисовали красивые уголки родного края. Давайте посмотрим ваши рисунки. Проводится конкурс рисунков, детские рисунки закрепляем на доске. Краткие комментарии авторов. Сразу видно, что вы знаете и любите свой край, знаете формы поверхности нашей области.
3. А сейчас мы проведём с вами «Графический диктант» (по предыдущей теме «Формы поверхности нашего края).
Если вы согласны с моим утверждением на рабочем листе ставите «+», если не согласны – ставите «-».
• столица России – Москва.
• возвышенность, высота которой более 1000 метров, - холм.
• большая часть нашего края находится в лесной зоне.
• терриконы – это горы, созданные природой.
• Старый заброшенный карьер - это рана на поверхности Земли.
• надо сохранять поверхность земли от образования оврагов и терриконов.
4. А теперь работаем в парах. Обменялись листами, проверяем соседа по парте по образцу.
Правильный ответ( + - + - + -)
Оцените соседа: без ошибок – оценка «5», 1-2 ошибки – оценка «4»,
3-4 ошибки –оценка – «3», у кого больше четырех ошибок – следует доработать темы прошлых уроков.
5. Назовите, пожалуйста, похожие формы земной поверхности (гора, холм). А скажите, есть ли у них одинаковые части ( да есть: подошва, склон, вершина).
Проверка ответов детей.
III. Новая тема
1. Проблемное поле (работа с доской).
- Ну, с формами земной поверхности мы хорошо познакомились, а сегодня мы отправимся туда, где плещется вода.
А чтоб тему урока узнать, кроссворд нам надо разгадать!
Вопросы к кроссворду:
1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. 2. Место, где река берет свое начало. 3. Нижняя часть горы, холма. 4. Есть у оврага, холма, горы. 5. Самое теплое море России. 6. Форма поверхности. 7. Вся территория земной поверхности разделена на природные.
( Ответы: 1. Овраг. 2. Исток. 3. Подошва. 4. Склон. 5. Черное. 6. Холм. 7. Зоны.)
Ключевое слово: Водоёмы
- Сейчас, ребята, мы с вами изучаем большую тему «Наш край»
- Сформулируйте пожалуйста тему нашего урока из того о чём мы узнали сейчас. (Водоёмы нашего края)
Учитель вывешивает тему на доску.
2. Загадка.
Разгадайте, ребятки, такую загадку: Я и тучка, и туман, я - река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода.)
- Каким цветом ребята обозначена вода на карте? (Синим.)
Если мы раскрутим наш глобус. Цвет земли станет синим, а почему спросите вы? А потому что 2/3 земной поверхности занимает вода ребята.
3. Устный тест (фронтальный способ опроса)
1. Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.)
2. Какая вода в водоемах нашего края? (пресная)
3. Где вода соленая? (В морях и океанах.)
4. Где в природе встречается вода?
Ответы записывает на доске учитель (океан, море, озёро, река, ручей, лужа, пруд, водохранилище, канал)
5. Индивидуальная работа с таблицей
Давайте разделим водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы, созданные природой – как называются (естественные) и созданные человеком (искусственные). Заполним в рабочих листах такую таблицу.
6. Проверка по образцу
7. Индивидуальная работа (проверка схемы в паре)
А сейчас ребята поработаем со схемой одного из естественных водоёмов. Схему, какого водоёма вы узнали (правильно это река).
Сейчас, я вам буду называть части реки, а вы на своих схемах подпишите, а затем проверите в паре правильность по образцу.
1 Как называется место, где река берёт начало? (исток)
2 Как называется место впадения реки в реку или море? (устье)
3 Углубление, по которому течёт река, называется (русло)
4 Что, ещё, имеет наша река? (течение, берега правый и левый, притоки правый и левый)
IV. ФИЗМИНУТКА
Мы немного отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед. Мы на пляже, Солнце жжет. Побежим скорее в реку, Окунемся поплывем. Ах, какая благодать! Но и меру надо знать. Побежим скорее в класс, там послушаем рассказ.
V. Закрепление.
1. Сообщения (домашнее задание)
- О какой роли водоема была наша физ. минутка? Что мы делали? (Мы отдыхали) Значит, водоем – место отдыха людей. - Значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Вода – важнейшая составная часть человеческого организма. Она составляет 70% массы тела человека. Без воды человек может прожить не больше 2-3 дней. Благодаря жидкости происходит лучшее усвоение питательных веществ. Дефицит жидкости может привести к заболеваниям почек и печени.
-А что вы знаете, о роли водоемов сейчас нам сообщит Группа экологов класса заранее подготовившая сообщения о водоёмах нашего края
Информация о реке Ангара.
Река Ангара, длина которой составляет одна тысяча семьсот семьдесят девять километров - единственная река, вытекающая из Байкала. Ангара — река в Восточной Сибири, впадает в реку Енисей. Протекает по территории Иркутской области и Красноярского края России. На середине истока Ангары виден Шаманский камень, упоминающийся в легендах и преданиях. По одной из легенд разгневанный Байкал бросил этот камень вдогонку своей дочери Ангаре, сбежавшей без его ведома к возлюбленному Енисею. Ангара начинается из Байкала потоком шириной в один километр и течёт сначала в северном направлении. Участок от истока до города Иркутска представляет собой Иркутское водохранилище. На северо-западе Иркутской области на Ангаре находится Братское водохранилище, на котором стоит Братская ГЭС. После излучины на Ангаре, ниже Братского водохранилища, расположено Усть-Илимское. Затем река поворачивает на запад — в Красноярский край, где рядом с Лесосибирском впадает в Енисей. Особенно необычным кажется исток зимой. Река парит всю зиму, украшая снежным куржаком лес в окрестностях истока. Населё нные пункты На берегах Ангары расположены города: Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Свирск, Братск, Усть-Илимск и Кодинск.
Информация о Байкале
Байкал… самое глубокое и древнее озеро в мире, уникальное природное явление, и по праву считается одним из священных мест на планете. Среди всех озер на Земле Байкалу нет равных по возрасту, ему примерно 25 миллионов лет. По мнению ученых, большинство водоемов в среднем живут 10-15 тысяч лет. У Байкала нет никаких признаков старения, исследования последних лет позволили ученым высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном. Среди озер земного шара Байкал занимает первое место по глубине, она составляет примерно 1800 метров. На Земле только шесть озер имеют глубину более 500 метров. На лесистых берегах Байкала обитает медведь, лось, олень, волк, рысь. В небе над озером можно увидеть редких белоголовых орлов, на зеркале воды лебедей-кликунов. Самое необычное животное, обитающее в водах Байкала, нерпа, единственный в мире тюлень, который живет в пресной воде. Байкал - не только чрезвычайно чистое, но и самое прозрачное озеро в мире. Весной, после освобождения ото льда, прозрачность его воды достигает более 50 метров действительно. Байкал собирает воды с огромной территории — в него впадают более 500 рек и ручьев. Вытекает же из Байкала единственная река — Ангара. Исток реки считается самым широким в мире.
2. Вывод (Учитель)
Водоемы ребята - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы, берут заводы и фабрики. -Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Нельзя до пускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи. - В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода – это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.
Памятка.
1. Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
4. Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться? (В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.)
3. Молодцы! Вы хорошо справляетесь с заданиями на уроке. А теперь для вас игра «Слова – части речи».
Давайте, ребята, составим «Синквейн» по теме урока. Вы запишите пожалуйста в своих листах.
1 –Главное существительное в теме урока - ВОДОЁМЫ
2 – Два прилагательных, какими бывают водоёмы? - Естественные, искусственные.
3 – Три глагола, применение водоёмов в жизни - Используют, охраняют, путешествуют.
И последнее составляем предложение по теме «Охрана водоёмов» - Водоёмы должны быть чистыми!
VI. Подводим итог нашего урока.
• Как называлась тема урока?
• Какие важные вопросы мы рассматривали на уроке?
VII. Рефлексия.
На столе смайлики, выберите какое у вас настроение после урока :
Зелё ный смайлик: У меня всё получилось
Синий смайлик: Я понял тему, но у меня не всё получилось на практике
Красный смайлик: У меня получилось не всё, нужно ещё раз повторить материал
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Запишите домашнее задание по выбору
1)Учебник стр. 145 - 148 2) Р. т. 68-70
Спасибо за урок, вы все хорошо потрудились.