Ирина Никитушкина
Конспект урока по обществознанию для 11 класса «Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок для семинара
11 «Б» класс
Тема: «Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор»
«Не профессия выбирает человека,
а человек профессию».
Сократ
Цели и задачи:
• Объяснить понятия и термины – «профессия», «должность», «профессия социально-гуманитарного профиля»
Публикация «Конспект урока по обществознанию для 11 класса „Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор“» размещена в разделах
- Обществознание
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Ознакомить с особенностями профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля
• Выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля
• Охарактеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля
• Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике
• Способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель:
• Однажды прохожий увидел, как несколько человек несут тяжёлые камни. Подошё л он к одному и спросил: «Что ты делаешь?» - «Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой». С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ: «Деньги зарабатываю». А третий на этот же вопрос ответил: «Строю Собор!».
- О чём эта притча?
- Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?
Тема урока :
«Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор»
Учитель:
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Общественные потребности и мир профессий
2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда
3. Мотивы выбора профессии
4. Особенности профессий социально-гуманитарного профиля
2. Новый материал.
Учитель:
• Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной связи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии. Это только в сказке бывает «по щучьему велению, по моему хотению», а в реальности, чтобы жить, приходится много работать. Поэтому так важно выбрать дело по душе. И чем раньше человек определит своё профессиональное призвание, то дело, которым он хочет заниматься, тем больше у него шансов стать счастливым.
Итак, первая наша проблема – общественные потребности и мир профессий.
- Начнём с самых азов. Введём понятие «профессия». Для этого сыграем в игру «Ассоциация».
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «профессия?»
- Что такое профессия?
• Профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной
подготовки.
Учитель:
• Сегодня социологи насчитали наличие 20 тысяч профессий, число которых постоянно растёт.
Работа с классом по вопросам :
- Как вы думаете, почему возрастет число профессий?
- Что вы понимаете под выражением «узкая специальность?»
- В наши дни существует понятие «рынок труда» - что вы понимаете под этим
выражением?
- Что значит «дефицитная профессия?» Какие профессии можно отнести, с вашей
точки зрения, к дефицитным?
Учитель:
• Сегодня социологи много говорят о новом явлении в российской жизни – избыточном образовании.
Суть проблемы:
1. в общей численности безработных увеличивается число людей с высшим образованием
2. растёт число выпускников вузов, работающих не по специальности, а на должностях, которые вообще не требуют высшего образования.
3. социологи подсчитали : количество менеджеров, экономистов и юристов превышает потребность российского общества больше, чем на одну треть.
- Как вы считаете, почему складывается подобная проблема?
- Можно ли её решить?
Учитель:
• Итак, мы выяснили, что сегодня рынок труда переполнен людьми с высшим образованием. И многие выпускники не могут найти ту работу по специальности, которая их устраивает. Означает ли это, что положение безнадёжно?
- Работа с проблемами по группам:
Первая группа (составляют кластер)
- Как вы думаете, кого из выпускников «выберет рынок труда»?
Что позволит выиграть в конкурентной борьбе на рынке труда
стаж работы качество коммуникативные умение вести
образования умения переговоры на бирже
труда
Учитель:
• Вспомните, пожалуйста, что такое «мотив»?
Мотив – это внутреннее побуждение человека к деятельности.
Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувства, мысли.
Вторая группа:
- Чем вы руководствуетесь при выборе будущей профессии?
• Наличие способностей
• Престижность профессии
• Материальная обеспеченность
• Привлекательность содержания образования
• Желание родителей
• Традиции семьи
• Интерес к данной профессии
- Насколько важен правильный выбор профессии для человека?
- А всегда ли люди правильно делают выбор?
Третья группа (работают над составлением памятки)
Памятка
«Советы молодым людям, которые выбирают будущую профессию» :
1. необходимо убедиться в том, что при выборе профессии вы не ошиблись в оценке собственных способностей и потребностей
2. вы должны хорошо себе представлять, где ваши знания впоследствии вам пригодятся, где они будут востребованы
3. выбирая будущую профессию, вы должны хорошо знать, чем вам придётся заниматься, т. е. представлять круг ваших обязанностей, плюсы и минусы будущей работы.
4. соотнесите понравившуюся вам специальность с общественными потребностями общества.
Учитель:
• Я предполагаю, что придя в социально-гуманитарный класс, вы выбрали для будущего профессии социально-гуманитарного профиля.
- Перечислите те профессии, которые относятся к данному профилю.
- Их много, но все они имеют общие особенности. Попробуем разобраться в данной проблеме.
Четвёртая группа (составляют перечень особенностей профессии социально-
гуманитарного профиля)
Особенности профессий социально-гуманитарного направления :
1. оказывают влияние на человека
2. система «Человек-человек»
3. коммуникативные способности
4. несут элемент творчества
5. уважение к личности, толерантность
6. постоянное самообразование
7. умение неординарно мыслить
Учитель:
• Сегодня многие молодые люди на первое место ставят материальные стимулы при выборе будущей профессии. Вопрос этот, к сожалению, не нов. Послушайте притчу и прокомментируйте её.
Притча
- Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. На деньги можно купить:
• Постель – но не сон
• Еду – но не аппетит
• Лекарства – но не здоровье
• Слуг – но не друзей
• Жилище – но не домашний очаг
• Развлечения – но не радость
• Учителей – но не ум.
И даже то, что названо, не исчерпывает списка.
Итак, ваши мысли.
- Я хочу предложить вам информацию о вузах России для абитуриентов, с несколькими критериями поиска, в том числе и по профессиям.
Все вузы России:
• www.abitur.nica.ru (справочник вузов России для абитуриентов с несколькими критериями поиска, в том числе и по профессиям).
• www.abituru/ru/index.php?razdel=univers&document=sitelist (полный список сайтов вузов России с комментариями)
• www.become.ru (поиск учреждений среднего профессионального образования по профессиям и алфавиту).
Рефлексия:
• я думал (а…
• теперь я думаю ….