Ирина Никитушкина
Технологическая карта урока по обществознанию в 8 классе по теме «Долг и совесть»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока в 8 «Б» классе
Составила: учитель ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево Никитушкина Ирина Петровна
Предмет: обществознание
Тема урока : «Долг и совесть»
Цель урока :
• Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения не основе понятий обществоведческого курса – долг, совесть, моральный выбор.
Задачи:
Публикация «Технологическая карта урока по обществознанию в 8 классе по теме „Долг и совесть“» размещена в разделах
- Обществознание
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Образовательные:
1. Продолжить работу с основными категориями этики;
2. Раскрыть суть понятий «долг» и «совесть».
Развивающие:
1. Развивать аналитические способности учащихся, умение выделять главное и обобщать, делать
аргументированные выводы;
2. Развивать умение работать с тестом, находить ошибки, способствовать развитию познавательного интереса и
мыслительной деятельности учеников;
Воспитательные задачи:
Формировать умение оценивать поступки людей с позиций нравственности.
Планируемые результаты:
- предметные:
• Иметь представление о понятиях – «долг», «совесть», «моральный выбор». В результате работы с текстовым материалом прийти к выводу, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
- метапредметные:
• Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Умение планировать свою деятельность.
- личностные:
• Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.
Тип урока :
• урок изучения новой темы
Технология :
• технология мастерских; технология проблемного обучения с использованием ИКТ.
Формы организации учебной деятельности:
• фронтальная, групповая, индивидуальная
Межпредметные связи:
• история, литература
Оборудование:
• ноутбук, проектор;
видео фрагмента мультипликационного фильма «Подвиг русских пилотов» по сценарию Р. Рождественского, режиссер В. Самсонов;
• заготовки раздаточного материала
Ресурсы:
• учебник: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. 8 кл. М., Просвещение, 2017 г. ; Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова. Поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Л. Н. Боголюбов - М. : Просвещение, 2017.; Обществознание : Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ/ П. А. Баранов. – 2-е изд., испр. – Москва: Издательство АСТ, 2016; компьютер, мультимедийная презентация.
№ п/п Этап урока Продолжительность этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемый образовательный результат
1. Организационный этап 1 минута Приветствие учащихся, приветствие гостей урока. Приветствие учителя, друг друга, гостей Личностные УУД:
проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности
2. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка 3 минуты На слайдах показывает вопросы теста Отвечают в тетрадях, меняются тетрадями, проверяют друг у друга Регулятивные УУД:
умение организовывать свои дела: оценивать результат
3. Актуализация знаний. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности.
Постановка проблемы 3 минуты Ситуация. Рассказывает учащимся несколько ситуаций, прослушав которые учащиеся должны определить название темы урока, попробовать самим поставить задачи на урок.
Слушают учителя, высказывают свои точки зрения по представленным ситуациям, определяют тему урока, задачи на урок. Личностные УУД:
сохранение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, проявление интереса к новому материалу.
Познавательные УУД:
актуализация своего жизненного опыта; выявление проблемы.
Коммуникативные УУД:
умение слушать собеседника, умение давать ответы на вопросы.
Регулятивные УУД:
умение организовывать свои дела: определять цель деятельности на уроке, задачи, планировать и оценивать результат
3. Изучение новой темы.
Работа с учебником – стр. 65
10 минут Предлагает прочитать пункт учебника на стр. 65 и сопоставить личные соображения с мнением тех, кто специально занимается вопросами морали.
Учитель сообщает, что наука предлагает различать в долге две стороны : долг общественный и долг моральный. Предлагает выяснить разницу между этими двумя сторонами долга.
Для этого включает фрагмент мультипликационного фильма «Подвиг русских пилотов».
Самое время вернуться к нашей проблеме – действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации выбора? Читают пункт учебника и отвечают на вопросы учителя.
Сначала высказывают свои точки зрения, затем смотрят фрагмент мультипликационного фильма «Подвиг русских пилотов».
После просмотра высказывают свои точки зрения. Личностные УУД:
развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях; принятие социальной роли обучающегося.
Познавательные УУД:
выделение нужной информации из текста; выделение проблемы при анализе видеофрагмента мультфильма.
Коммуникативные УУД:
Умение слушать собеседника; умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
4. Социоконструкция. Творческая деятельность в группах.
Работа со словом «Совесть» 8 минут Предлагает ученикам разбиться на группы и совместно провести следующую работу – составить слова, используя только буквы слова «СОВЕСТЬ» и объяснить их значение.
(Например, совесть – совет, т. е. то, что находится внутри нас и даёт совет). Ученики составляют слова, записывают их и определяют ассоциативные связи.
Затем выступают с проделанной работой. Познавательные УУД:
умение выделять нужную информацию из слова.
Коммуникативные УУД:
умение работать в группе – умение договариваться и приходить к общему решению; умение донести свою позицию, понять других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД:
умение планировать свою деятельность
5. Первичное осмысление и закрепление материала. Обобщение 6 минут Приём ПОПС – формула:
Позиция: «Я считаю, что совесть…»
Обоснование: «Потому что…»
Подтверждение: «Я могу это подтвердить…»
Следствие: «Следовательно, совесть…» Высказывания учащихся – таким образом, совесть – это своеобразный барометр мыслей, слов, поступков, внутреннее сознание добра и зла. Практические УУД:
умение применять свои знания.
Познавательные УУД:
умение структурировать знания;
установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативное УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивное УУД:
умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
6. Игра «Вопрос-ответ» 5 минут Учащимся предлагается ответить на вопросы:
• Если меня толкают, то я чувствую…
• Если меня обзывают, то я чувствую…
• Если я обманываю, то я чувствую…
• Если я улыбаюсь, то я чувствую…
Затем проводит тренинг «Как не попасть в сети зла?» Отвечают на вопросы.
Вместе с учителем делают вывод о том, как противостоять злу.
Познавательное УУД:
умение делать выводы, умение обобщать
7. Рефлексия 3 минуты • На уроке я узнал…
• Для меня стало открытием, что…
• Мне понравилось… Познавательное УУД:
умение делать выводы, умение обобщать
Регулятивное УУД:
умение осуществлять личностную рефлексию
Коммуникативное УУД:
умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Личностное УУД:
Умение оценивать деятельность других в соответствии с определённой ситуацией, проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности