Боброва Нина Владимировна
Урок окружающего мир в 3 классе «Петр Великий» по УМК «Школа-2100»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока : Формирование образа преобразований Петра I как решительного изменения всех форм общественной и государственной жизни.
Задачи урока :
Обучающие:
1. Сформировать представления о Петре I – первом императоре.
2. Сформировать представления о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра Великого.
3. Выявить значение этих преобразований.
Развивающие:
• Развивать умения наблюдать, обобщать.
• Способствовать повышению познавательного интереса обучающихся к истории.
Публикация «Урок окружающего мир в 3 классе „Петр Великий“ по УМК „Школа-2100“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.
Оборудование: учебник «Мое Отечество» автор: Данилов Д. Д., Тырин С. В., рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество», презентация в программе Power Point, компьютер, карточки.
Ход урока
1. Оргмомент. Слайд 1
- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового.
- Хотите отправиться в путешествие?
2. Актуализация знаний. Слайд 2
Как вы думаете, кто такие патриоты?
Какими качествами должен обладать настоящий патриот?
Кого и почему можно назвать патриотом в истории Древнерусского и Московского государства?
Кого из ваших родных, близких, друзей, знакомых вы могли бы назвать зтим словом и почему?
3. Открытие нового знания.
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной исторической личностью, попытаемся определить, можно ли этого человека назвать патриотом.
- Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке.
- Как вы думаете, о ком идет речь? Вы хотите узнать имя этого царя?
4. Целеполагание. Слайд 3
Что бы вы хотели узнать о Петре Великом? Поставьте цели. В течение урока попытаемся ответить на эти вопросы.
- Я приглашаю вас на прогулку по городу на Неве.
Слайды 4–8 (экскурсия)
- Кто бывал в этом городе?
- Чем запомнился этот город?
- Однажды наши герои Анюта и Илюша тоже побывали в Санкт-Петербурге. Давайте прочитаем, что они узнали.
Что же было на месте города много лет назад?
Слайд 9
- Еще 300 лет назад здесь были дремучие леса и непроходимые болота. Все изменилось, когда Петр I решил построить здесь город.
А. С. Пушкин писал:
От сель грозить мы будем Шведу.
Здесь будет город заложен,
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено,
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам,
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
- Почему возникла необходимость строить город?
Слайд 10
• нет выхода к морю
• нет флота
• трудно торговать с другими странами
• мало знакомы с научными открытиями и изобретениями
• страна начинала отставать от других государств
Река времени”
-Найдите на «реке времени» (стр. 26) год, когда Петр I вступил на престол
Рассказ учителя
-30 мая 1672 года появился на свет здоровый и крепкий мальчик – царевич Петр Алексеевич, с детства он был окружен иноземными вещами; в двухлетнем возрасте его забавляли музыкальными шкатулками немецкой работы, любил он также играть деревянными солдатиками, затейливо вырезанными пушками и лошадками. С 6 лет Петр начал учиться и к 10 годам выучил азбуку.
Когда в 1682 году освободился престол, большинство бояр решили, что править государством должен здоровый и смышленый Петр.
- В каком возрасте Петру пришлось возглавить государство?
- Да, ребята, Петр был вашим ровесником.
- Что произошло с течением «реки времени»?
- Почему «река времени» сделала поворот?
Слайд 11
- Прочитайте слова на экране.
- Как вы понимаете слово «преобразования»?
- Прочитаем статью из «Толкового словаря»
- Знаем ли мы, какие преобразования сделал Петр I?
- Значит, какова цель нашей дальнейшей работы?
5. Работа с учебником (с. 66-67)
Какие же преобразования провел Петр1?
- Итак, обсудим, в каких же областях и какие преобразования были проведены Петром 1.
- Перед вами карточки с текстом. Вы должны прочитать, обсудить, выделить главное и рассказать нам, о каких преобразованиях идет речь. (работа в группах)
1 группа (реформа календаря). Карточки на доске: юлианский календарь, 1 сентября-начало года, мануфактуры (слайд 12)
2 группа (военная реформа) – флот, армия (рекруты (слайд 13)
3 группа (реформа образования) - школы, первая печатная газета «Ведомости», первая публичная библиотека, первый российский музей – Кунсткамера (слайд 14-15)
4 группа (Введение европейского стиля в одежде)- европейское платье, брить бороды (слайд 16)
5 группа (Строительство Санкт-Петербурга (слайд 17)
-Посмотрите, сколько преобразований провел Петр Первый и в 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Отца Отечества и императора Всероссийского, а Россия была провозглашена Империей – так называли большие и сильные государства.
6. Физминутка
Мост нагнулся над Невой, (наклоны вперед,
Над водою ровной:
«Ах, красивый я какой! (повороты в стороны)
«Ах, какой огромный!» (встать на носочки, руки тянуть вверх).
7. Первичное закрепление
Выбери правильный ответ.
Слайды 18-19
1. Петр I начал свои преобразования, потому что:
А) надо было строить Санкт – Петербург
Б) Россия отставала в своём развитии
В) Россия стала империей
2. Война, которая длилась 20лет была с
А) Данией
Б) Швецией
В) Норвегией
3. В 1725г. Пётр1 основал
А) Академию наук
Б) Академию искусств
В) Музыкальное училище
4. Пётр стал императором
А) 1709 г.
Б) 1721 г.
В) 1703 г.
8. Самостоятельная работа.
- Откройте рабочую тетрадь на странице 25, самостоятельно выполните задание.
- Проверим работу
9. Итог урока
- Давайте подведем итог нашей работы.
У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки о Петре I :
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- В этих словах показана многогранная ЛИЧНОСТЬ Петра Великого.
– Назовите главные слова нашего урока.
- Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?
- Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали?
- Что для вас было самым интересным?
- Возьмите в конверте жетоны и покажите на шкале самооценки степень вашей активности и удовлетворенности работой на уроке.
- Спасибо за работу, мне было с вами очень интересно.
10. Домашнее задание
обязательное: учебник стр. 26-31 пересказ, ответы на вопросы.
дополнительное по желанию (на выбор) :
объяснить фразу: «Санкт-Петербург – морские ворота России»;
подготовить материал о других реформах Петра I;
подробнее рассказать об Андреевском флаге.