МААМ-картинки

Урок окружающего мира в 4 классе «В ледяной пустыне»

Людмила Степанова
Урок окружающего мира в 4 классе «В ледяной пустыне»
▼ Скачать + Заказать документы

Дата проведения урока : 14.11.2017 г.

Учебный предмет: окружающий мир.

Класс :4

Школа: МБОУ ООШ №9

Учитель: Степанова Людмила Владимировна

УМК: «ПЕРСПЕКТИВА».

Тема: В ледяной пустыне.

Тип урока : Урок открытия нового знания.

Цель урока :

Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь.

Задачи урока :

Публикация «Урок окружающего мира в 4 классе „В ледяной пустыне“» размещена в разделах

1. Познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использование;

2. Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

3. Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем; самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку.

Познавательные: сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности. Ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Предметные: знать животных и растения, относящихся к зоне арктических пустынь, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данной природной зоны.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

Технология развития критического мышления, технология системно-деятельностного подхода; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникативные технологии; технология уровневой дифференциации; технология обучения в сотрудничестве.

Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

План урока

1. Организационный момент

1 слайд - урок окружающего мира

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

Исследовать и наблюдать

И друг другу помогать.

Итак, урок окружающего мира

- Все готовы к уроку! И я надеюсь, на то, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, замечательно, у всех хорошее настроение, и мы продолжаем путешествие по разделу «По родным просторам». (Дети читают хором со слайда)

2 слайд - «По родным просторам».

2. Актуализация знаний.

- Приведём наши знания в систему, вспомним, что мы уже узнали, путешествуя по просторам нашей великой и необъятной Родины.

-Кто желает поработать самостоятельно?

1. Индивидуальная работа по карточкам:(методичка стр. 117)

1карточка. Вставьте пропущенные слова в предложения, используя схему.

2 карточка. Соедините объект живой природы и природную зону, к которой он относится. (дети проверяют задание на карточках и оценивают).

-А всем остальным я предлагаю поиграть в игру «Я начну, а ты продолжи»

2. Игра «Я начну, а ты продолжи»

1. Арктическая пустыня, тундра, тайга, леса, степи – это (природные зоны)

2. В северных районах нашей страны солнечные лучи падают на землю (наклонно).

3. Чем южнее, тем солнечные лучи падают более (отвесно)

4. Смена природных зон с севера на юг происходит на …. (равнинах)

5Смена природных условий и ландшафтов с высотой происходит (в горах).

6. Природная зона на севере нашей страны – это (арктические пустыни)

7. Между зоной лесов и степей находится зона …. (лесостепи).

8. Карликовая берёза растёт в зоне (тундры).

9. Верблюды обитают в зоне (пустынь)

10. На какой карте можно найти природные зоны? (Карта природных зон.)

3 слайд - Карта природных зон.

3. Работа по карте.

-Перед вами карта природных зон России.

-Вспомним некоторые природные зоны, которые расположены на территории нашей страны.

(Ученик показывает природную зону, а дети её называют – тундра, леса, пустыни). Молодцы!

3. Постановка проблемы, открытие нового знания

1 Определение темы урока.

-Сегодня наша научная экспедиция отправится в путешествие в одну из природных зон, а какую, вы догадаетесь сами. У вас на столах лежат пазлы, из которых вы должны собрать картину, она и поможет определить вам куда лежит путь нашей экспедиции?

Работа в группах – дети собирают картины.

-Итак, куда же лежит путь нашей экспедиции?

-Кто может сформулировать тему урока?

- Совершенно, верно тема нашего урока «В ледяной пустыне».

4 слайд – Тема урока.

Тема урока «В ледяной пустыне»

-А, что же такое пустыня?

(Пустыня — местность или зона с ровной поверхностью)

-Какие пустыни вы знаете?

(Различают песчаные, каменистые, глинистые пустыни).

-А что такое ледяная пустыня?

-Что вы представляете, когда слышите словосочетание ледяная пустыня?

- Я предлагала вам дома поработать со словарями

-Кто может сказать, что значить ледяная пустыня?

5 слайд – текст из словаря.

- Как по-другому можно назвать ледяную пустыню, подберите синонимы.

(Холодная, снежная, твёрдая, мёрзлая, застывшая, безжизненная)

6 слайд – Ледяная пустыня – это безжизненное пространство?

-На самом ли деле ледяная пустыня представляется совершенно безжизненным пространством?

-К этому вопрос мы вернёмся в конце нашего путешествия.

Итак, наша экспедиция начинает исследование царства снега и льда.

-Продолжим работу в группах и постараемся узнать, какая зона является царством льда и снега.

7 слайд – Кроссворд.

-Разгадайте кроссворд и восстановите предложение.

«… — царство льда и снега»

Работа в группах.

Кроссворд (приложение1).

Проверка кроссворда. (учитель читает, на слайде ответы).

1. Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют птичьи базары (чайки)

2. Близкий родственник тюленя (морж)

3. Птицы откладывают яйца на голые камни (кайры)

4. Это животное бывает добычей белого медведя (тюлень)

5. Растения полярной зоны (лишайники)

6. Самый крупный обитатель морей и океанов (кит)

7. Пища рыб северных морей (рачки)

8 слайд – Кроссворд. (заполненный)

- А, что означает слово Арктика?

Давайте обратимся к толковому словарю.

9 слайд - Толковый словарь

Арктика (от греч. слова «арктос»-медведица) – по имени северного созвездия.

-Прочитайте предложение, которое у вас получилось.

Арктика – царство льда и снега. (читают хором)

-Куда же лежит наш путь? (В ледяную пустыню, в «Арктику»).

-Почему про Арктику говорят: «царство льда и снега?»

-А, в какой природной зоне находится ледяная пустыня, Арктика? (В зоне арктических пустынь).

-Давайте послушаем, чем интересна эта зона.

-Слушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: Почему на севере, холодно даже летом?

10 слайд - Диск – теория №1

-Почему на севере, холодно даже летом?

(Земная поверхность в районе Арктики получает мало солнечного тепла, потому что угол падения солнечных лучей невелик. Они лишь скользят по ней, не нагревая её. Именно поэтому Арктику называют арктической пустыней.)

11 слайд – карта природных зон.

-Итак, наша научная экспедиция начинает путешествие по карте природных зон с Арктики.

Работа с картой.

-Давайте поучимся находить её на карте природных зон.

-Зона арктических пустынь, или ледяная зона расположена на островах Арктики.

Арктика – район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков.

-А что мы уже знаем с вами об этой зоне?

(Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом, солнечные лучи только скользят по поверхности и поэтому дают совсем мало тепла, зона снега и льда, зона вечной мерзлоты, земля здесь никогда не оттаивает, всегда промёрзшая.)

-Действительно, в Арктике очень суровый климат, но несмотря на это, и в этой природной зоне есть много удивительного и интересного.

-Давайте, вместе попробуем разобраться в этом, чем интересна зона арктических пустынь?

- Какие знания вы бы хотели получить об этой зоне сегодня на уроке?

Работа в группах.

-Давайте составим кластер и определим, какие знания мы хотим получить в результате исследования Арктики.

Составление кластера.

12 слайд - кластер.

13 слайд (на слайде появляется схема)

Вывод: исследуя, зону арктических пустынь, нашей научной экспедиции предстоит узнать особенности живой и неживой природы ледяной пустыни и значение природы данной зоны для человека.

14 слайд. Физкультминутка.

«Где-то на белом свете»

4. Ознакомление с новым материалом.

Работа в группах.

-Для проведения исследования зоны арктических пустынь, я предлагаю нашей экспедиции разделиться на 4 научные группы:

географы, ботаники, зоологи, экологи.

- Нашей экспедиции в результате исследования предстоит выявить следующее.

15 слайд – проблемные вопросы (Вставить музыку)

«Географы»

-Географы проведут исследование и ответят на вопрос: Почему в арктической зоне суровые климатические условия?

«Ботаники»

-Ботаники исследуют, способны ли растения жить в ледяной пустыне?

«Зоологи»

-Зоологи изучат, способны ли животные обитать в ледяной пустыне?

«Экологи»

-Экологи проведут исследование и ответят на вопрос: Почему экосистема Арктики находится в опасности?

-У вас на партах есть все необходимые материалы для работы и инструктаж по правилам выполнения работы. Для проведения исследования всем командам отводится 10 минут.

-Слушаем внимательно командира, всем удачи, за работу.

Работа в группах. (Включить музыку) 10 минут.

Раздаточный материал. (приложение)

5. Подведение итогов исследования групп и заполнение планов- конспектов.

-Итак, пришло время подвести итоги нашей работы в результате, которой мы должны составить опорный конспект в виде таблицы. В таблицу вписываем только ключевые слова.

16 слайд – опорный конспект.

Арктика - царство льда и снега

1. Географическое положение

2. Растительный мир

3. Животный мир

4. Экосистема

Исследователи готовы?

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. А вот почему? Мы узнаем из рассказа группы географов. Все внимательно слушают и одновременно заполняют в опорном конспекте графу географическое положение.

Слайд № 17 - Географическое положение

Слайд 18. Выступление географов. (Картины природы)

Слайд 19. Опорный конспект

Проверка по эталону.

-Проверяем и дополняем.

Арктика - царство льда и снега

1. Географическое положение Северный Ледовитый океан, северные моря,

острова.

2. Растительный мир

3. Животный мир

4. Экосистема

Идём дальше.

Живой мир арктических пустынь скуден, но очень интересен. О том, какие растения встречаются в зоне арктических пустынь, поведает нам группа ботаников, вы все внимательно слушайте и дополняете конспект.

Слайд 20-21. Выступление ботаников. (Картинки растений)

Слайд № 22. Опорный конспект

Проверка по эталону.

Арктика - царство льда и снега

1. Географическое положение Северный Ледовитый океан, северные моря,

острова.

2. Растительный мир лишайники, мхи, полярный мак, водоросли.

3. Животный мир

4. Экосистема

К жизни в суровых условиях приспособились немногие живые организмы. Животных этих мест кормит море. На вопрос: «Как животные приспособились к суровым условиям жизни?» ответит нам группа зоологов, а все остальные внимательно слушают рассказ и дополняют конспект.

Слайд № 23, 24,25. Выступление зоологов (Картины животного мира)

Слайд № 26. Опорный конспект.

Проверка по эталону.

Арктика - царство льда и снега

1. Географическое положение Северный Ледовитый океан, северные моря,

острова.

2. Растительный мир лишайники, мхи, полярный мак, водоросли.

3. Животный мир рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь.

4. Экосистема

-Итак, путешествуя по зоне арктически пустынь, тщательно, исследуя её, мы убедились, как интересен и разнообразен растительный и животный мир этой зоны –зоны вечной мерзлоты, зоны льда и снега. Но, к великому сожалению, в настоящее время природа в Арктике находится в опасности.

-О том, какие меры предприняли люди, учёные чтобы спасти природу, расскажут нам экологи.

Выступление экологов.

Слайд № 27 – Экосистема.

Слайд № 28. Опорный конспект.

Проверка по эталону.

Арктика - царство льда и снега

1. Географическое положение Северный Ледовитый океан, северные моря,

острова.

2. Растительный мир лишайники, мхи, полярный мак, водоросли.

3. Животный мир рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь.

4. Экосистема природа Арктики в опасности, охрана редких животных, заповедники.

-А, что такое заповедники?

(Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.)

-Какие заповедники вы знаете?

Слайд №29 (картинки наших заповедников)

(Пасвик, Кандалакшский природный заповедник, Лапландский)

-Оказывается в зоне арктических пустынь тоже есть заповедник, о нем нам приготовили рассказ ребята (Анискина А., Новиков Э.)

Слайды №30,31,32 Заповедник Врангеля

Слайд 33. Опорный конспект.

Арктика - царство льда и снега

1. Географическое положение Северный Ледовитый океан, северные моря,

острова.

2. Растительный мир лишайники, мхи, полярный мак, водоросли.

3. Животный мир рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь.

4. Экосистема природа Арктики в опасности, охрана редких животных, заповедники.

-Давайте проверим и подведём итог работы нашей научной экспедиции.

-На самом ли деле ледяная пустыня – это безжизненное пространство?

Слайд 33 или 34 Вывод.

Дети читают хором со слайда.

Вывод: Зона арктических пустынь расположена на островах Северного Ледовитого океана. Это - царство снега и льда. К жизни в суровых условиях приспособились немногие живые организмы. Животных этих мест кормит море.

Человек не является коренным жителем Арктики, но на островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции, проложен Северный морской путь, по нему идут караваны судов, люди занимаются рыболовством и охотой.

- Итак, мы с вами убедились в том, что жизнь в зоне царства льда и снега есть и она очень интересна и разнообразна.

-А теперь давайте поработаем самостоятельно, выполним небольшой тест.

Слайд № 35- Тест «Арктика»

«Тест» - самостоятельная работа

Тест «Арктика»

1) Природная зона арктических пустынь расположена

а) на островах Тихого океана

б) на островах Индийского океана

в) на островах Северного Ледовитого океана

2 В Арктике для растений и животных сложились…

а) суровые условия

б) комфортные условия

3 В ледяной зоне растут…

а) кедры, береза, черемуха

б) лишайники, мхи, полярные маки

в) бузина, орешник, айва

4 В Арктике обитают животные

а) бобры, нутрии, хомяки

б) волки, белые медведи, рыси

в) моржи, тюлени, белые медведи

5 Арктический заповедник расположен…

а) на земле Франца Иосифа

б) на Северной земле

в) на острове Врангеля

Слайд № 35-36

№1 №2 №3 №4 №5

В А Б В В

-Встаньте, кто оценил свою работу на 5, (аплодисменты, 4. (пожмите друг другу руки)

Подведение итогов

Слайд № 37

Слайд - №38

Домашнее задание по выбору:

1. Составить рассказ по опорному конспекту «Арктика - царство льда и снега»

2. Прочитайте страницы учебника 78 – 91 и составьте 1-2 цепи питания, характерные для зоны арктических пустынь.

3. В рабочей тетради выполнить задание №3-4 на странице 46.

Слайд - №39 Спасибо за урок.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Публикации по теме:

Интегрированный урок окружающего мира и технологии во 2 классе «Как построить дом?» МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 ст. Зеленчукской» Учитель: Луценко Людмила Олеговна Технологическая карта интегрированного.

Исследовательская активность дошкольника в познании окружающего мира Исследовательская активность дошкольника в познании окружающего мира Развитие экологического образования как нового направления дошкольной.

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе «Дикие и домашние животные» Урок «Дикие и домашние животные» 2 класс Предмет: окружающий мир Цель урока: обобщить и дополнить знания обучающихся по теме: дикие и домашние.

Презентация «Методы познания окружающего мира» Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется.

Развитие у ребенка представлений о физических свойствах окружающего мира Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется.

Самоанализ урока окружающего мира Самоанализ урока Урок окружающего мира был проведен во 2 «Б» классе учителем начальных классов Дорофеевой Надеждой Владимировной по УМК.

Урок окружающего мира в 1 классе «Когда жили динозавры?» Организационная информация. Тема урока. Когда жили динозавровы? Предмет. Окружающий мир. Класс. 1 класс Автор урока. Москаленко Анна Сергеевна,.

Урок окружающего мира во 2 классе «Домашние и дикие животные родного края» Муниципальное общеобразовательное учреждение Кузнецовская основная общеобразовательная школа Павлово – Посадского муниципального района.

Эссе «Роль педагога в познании окружающего мира» ЭССЕ «РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» Лобачева Виргиния Вацлововна - А почему самолет летает? А собака и кошка почему не дружат?.

Конспект ОД «Зрение как орган познания окружающего мира» Тема ОД: Зрение как орган познания окружающего мира Цель: Обогащение знаний детей подготовительной группы об органах чувств Задачи: 1).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок окружающего мира в 4 классе «В ледяной пустыне»
Опубликовано: 27 декабря 2017 в 10:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок окружающего мира в 4 классе «В ледяной пустыне»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Степанова (УИ 368501) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД