Ольга Вострякова
Урок окружающего мира во 2 классе «Домашние и дикие животные родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кузнецовская основная общеобразовательная школа
Павлово – Посадского муниципального района Московской области___
142542, Московская область, Павлово-Посадский р-он, д. Кузнецы, ул. Новая, д. 14
Тел. :8(49643) 74-290; e-mail : moukuz@mail.ru
Открытый урок
по окружающему миру
во 2-а классе
УМК «Школа России»
Тема: «Дикие и домашние животные родного края»
Публикация «Урок окружающего мира во 2 классе „Домашние и дикие животные родного края“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Краеведение в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 2 класс
- Республика, область, край. Список городов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Тип урока : комбинированный урок
объяснения нового материала.
Учитель: Вострякова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
2017 г.
Цель урока : изучить особенности диких и домашних животные и расширить представление о разнообразии домашних животных, их значении для человека.
.Планируемые результаты урока :
Предметные
• Отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних, обучать выделению существенных признаков предметов.
• Получать возможность научиться находить информацию (текстовую, изобразительную) в демонстрационном материале, анализировать её содержание, оценивать результаты выполнения задания.
• Формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Метапредметные
Регулятивные
• Организация своего рабочего места под руководством учителя.
• Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.
• Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные
• Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
• Выполнять действия по образцу.
• Задавать проблемные вопросы и отвечать на них.
• Освоение способов решения проблем творческого характера.
• Оценивание своих достижений.
Коммуникативные
• Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в малой группе.
• Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные
• Осознание необходимости учения.
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
• Следовать установке на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении.
• Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
• Учиться выражать своё мнение.
Ход урока
1. Орг. момент
- Добрый день, ребята! Я приглашаю вас на урок окружающего мира.
Сегодня у нас необычный урок. Такой урок называется открытым, потому,
что он открыт для гостей. Давайте поздороваемся со всеми.
2. Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, поверните головы и улыбнитесь своим товарищам. Сегодня вы будете напарниками и помощниками друг для друга.
3. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
Музыкальная заставка к телепередаче «В мире животных»
Учитель:- Отгадайте загадки и найдите правильный ответ на картинках в белом конверте. ( На партах у детей картинки с изображением зверей: белка, волк, медведь, заяц, ёж, конь, корова, свинья, коза, собака, лось, кошка, баран, лиса, слон, жираф, верблюд. Они выбирают тех, кого отгадывают)
1. Сама пёстрая
Ест зелёное
Даёт белое (корова)
2. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ёж)
3. У этих спор упрямый,
Но очень интересный -
И кто кудрявый самый,
И кто богаче шерстью. (овца)
4. Обежала уж весь лес.
Хвост мелькает там и здесь
То не девица - краса
Это – рыжая ….. (лиса)
5. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
6. Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине – спинка,
На спинке – щетинка. (свинья)
7. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
8. Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек,
Но в век машины и мотора
Боюсь, в отставке буду скоро. (конь)
9. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц)
10. На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
11. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (собака)
Учитель: Как их всех назвать одним словом?
Ученики: Животные, звери.
Учитель: На партах в паре со своим соседом разделите их на две группы
Учитель: На какие две группы разделили?
Ученик: Дикие и домашние.
Учитель: Про каких животных вы не услышали загадку? (Слон, олень, верблюд, жираф) Как вы думаете, почему? (т. к. они не обитают в наших лесах)
Учитель: Кто же может назвать тему сегодняшнего урока?
Ученик: Дикие и домашние животные родного края
4. Постановка цели урока.
Учитель: Попробуем определить, какова цель нашего урока.
Продолжите фразу:
• Думаю, что на уроке я узнаю…
• Я хочу узнать….
Ученики. Думаю, что на уроке я узнаю о жизни диких и домашних животных.
Учитель: А я думаю, что на уроке мы узнаем много нового и интересного. На уроке мы продолжим знакомство с природой родного края, узнаем много интересного о диких и домашних животных. Мы дадим ответы на несколько вопросов. Как вы думаете, на какие вопросы мы попытаемся ответить?
(Дети делают свои предположения)
(Узнать, каких животных называют домашними, а каких дикими и чем же отличаются домашние и дикие животные).
(Какую пользу приносят человеку)
5. Открытие новых знаний.
Учитель: Так чем же отличаются домашние животные от диких?
- Подумайте и распределите, по каким признакам одних животных называют домашними, других называют дикими.
Дети в группах выбирают карточки с признаками домашних и диких животных, одна группа работает у доски.
Домашние животные Дикие животные
живут с человеком;
человек строит им жилье;
кормит их,
ухаживает за ними;
заботится о потомстве;
выводит новые породы. живут в лесах, водоемах;
сами заботятся о потомстве;
сами добывают еду,
сами строят жильё.
Оцените свою работу на этом этапе урока. (самооценка)
Возьмите красный или зелёный кружок.
- красный – те, у кого были вопросы и сомнения.
- зелёный - кому было легко, понятно и интересно.
Учитель: Чтобы подробнее узнать о жизни диких животных, я предлагаю послушать Таню и Вику, которые подготовили сообщение про животных, обитающих в наших лесах, а узнали они про них, побывав на экскурсии в одном недалеком месте.
Выступление Селезовой Т. и Михеевой В.
6. Физминутка
Все встали. Поиграем. И проверим, как внимательно вы слушали сообщение девочек. (На стенах класса развешаны картинки с изображениями животных. На слайде презентации появляются изображения жилища животного. Дети должны догадаться, кто живет в этом доме и отыскать его жильца. Затем определить дикое или домашнее это животное и закрепить картинки в соответствующий столбик на доске).
• Собака – в конуре
• Овца, коза, баран – в хлеву
• Корова – в коровнике
• Лошадь – в конюшне
• Белка - в дупле
• Медведь – в берлоге
• Птицы – в гнездах
• Лиса – в норе
• Бобры - в хате
• Муравьи – в муравейнике
• Курица – в курятнике
• Волк – логово
• Пчёлы - улей
7. Работа по теме урока, закрепление
Рассказ учителя – как появились домашние животные.
Мы уже знаем, что дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают сами пищу, строят жилища. Ухаживают за своим потомством. А откуда появились домашние животные? Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам.
Давным-давно, когда не было городов, книг и наши люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, они очень редко находили себе пищу.
И вот один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Так люди приручили древнего волка, от которых позднее произошли собаки. Собаки научились охранять человека от врагов, помогать искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей и помощников.
- Ребята, каких домашних животных вы знаете, каких мы сегодня еще не вспоминали?
Учитель: для чего человек содержит домашних животных?
Дети рассуждают: продукты питания, пух и перья, материалы, продукты пчеловодства, лекарства, транспорт, общение.
С помощью стрелок покажите, что человек получает от домашних животных и птиц?
Поменяйтесь листочками и оцените работу своего соседа.
Возьмите красный или зелёный кружок.
- красный – те, у кого были вопросы и сомнения.
- зелёный- кому было легко, понятно и интересно.
Учитель: Часть домашних животных (сельскохозяйственные животные) приносят непосредственную материальную выгоду человеку, например, являясь источником пищи (молоко, мясо, материалов (шерсть, кожа). Другие животные (рабочий скот и служебные животные) приносят пользу человеку, выполняя рабочие функции (перевозка грузов, охрана и т. п.). А кролик?
Следует учитывать, что животные одной и той же породы могут нередко использоваться в различных целях. Например, кто-то разводит кроликов для заготовки мяса и меха, а кто-то держит кролика дома как любимчика. Некоторые отходы жизнедеятельности животного можно использовать в качестве незначительного производственного сырья. Так, от длинношерстной собаки, а также кошки или кролика, можно собирать некоторое количество шерсти и использовать для вязки тёплой одежды для себя или членов семьи. Перья домашних птиц используют для декоративных поделок и изобразительного искусства.
Учитель: Слышал ли кто-нибудь о животных – компаньонах?
2 ученик: Животные-компаньоны занимают досуг, доставляют удовольствие и с которыми можно общаться. Для городских жителей понятие “домашние животные” чаще ассоциируется “домашними любимцами (питомцами)”. Многие семьи, которые держат дома каких-нибудь животных, отмечают, что эти животные создают уют, успокаивают, снимают стресс.
Учитель: Сторонники движения за права животных считают, что человек не должен убивать животных, чтобы пользоваться мясом и шкурами. Некоторые вегетарианцы (веганы) помимо мяса также не употребляют в пищу молоко и яйца.
Учитель: – Могут ли домашние животные стать дикими?
(Бывает так, что люди бросают животных)
– Правильно ли они поступают?
– Мы в ответе за тех, кого приручили. Для современного человека животные имеют большое значение.
Хотел иметь я птичку
И денег накопил,
И вот на Птичьем рынке
Я Зяблика купил.
Сидел мой Зяблик в клетке
И зернышки клевал
И, как в лесу на ветке,
Все пел и распевал.
Ребята заходили
На Зяблика смотреть,
И каждому хотелось
Такого же иметь.
Я с Зябликом возился,
Хоть было много дел.
А через две недели
Певец мне надоел.
Однажды я за город
Уехал на три дня,
И он на это время
Остался без меня.
Когда же из деревни
Вернулся я домой,
Лежал в пустой кормушке
Голодный Зяблик мой.
Я спас его от смерти —
Я выходил его
И выпустил на волю
Живое существо.
Хотят ко дню рожденья
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»
Учитель: И сейчас мне хотелось бы пригласить Федю, который расскажет нам о своих домашних любимцах и о том, как его семья за ними ухаживает.
Выступление Губонина Ф.
обсуждение
8. Итог урока.
Учитель: Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какими бы мыслями и чувствами вы поделитесь дома?
- О чем расскажите своим друзьям?
9. Рефлексия:
Сегодня вы все хорошо работали на уроке.
А как бы вы оценила свою деятельность на уроке? Давайте проведем самооценку. Вы получали листики от своего напарника и сами себя оценивали, посмотрите каких листиков у вас больше и давайте посмотрим результат класса, закрепив листики на доске.
Д. з. Сказочная история о диком или домашнем животном