Папки-передвижки

Конспект урока музыки в 6 классе «Авторская песня — прошлое и настоящее»

Ольга Михашина
Конспект урока музыки в 6 классе «Авторская песня — прошлое и настоящее»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока : Авторская песня - прошлое и настоящее.

(Методическая разработка урока музыки в 6 классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной; в разделе «Мир вокальной и инструментальной музыки»)

Цель: Раскрыть тематику бардовской песни; показать ее огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.

Задачи:

Публикация «Конспект урока музыки в 6 классе „Авторская песня — прошлое и настоящее“» размещена в разделах

• познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард»;

• развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое воображение;

• воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего; музыкальный вкус учащихся, их слушательской и исполнительской культуры.

Тип урока : погружение в музыкальный материал.

Форма урока : урок-путешествие.

Методы: беседа, исполнение, игра, разыгрывание, драматизация, цветовая диагностика.

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация учебного материала на электронном носителе.

Демонстрационный материал: Головные уборы для учащихся (кафедралка, колпак скомороха). Глобус. Карточки со словами «ваганты», «барды», «скоморохи».

Аудиозаписи: «Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава; «Гаудеамус», международный студенческий гимн.

Видеоклипы: «Песня о друге», слова и музыка В. Высоцкого; «Мы за ценой не постоим» песня из к/ф «Белорусский вокзал», слова и музыка Б. Окуджавы; «Утиная охота» А. Розенбаум.

I Организационный момент

«Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава (слайд)мал рупор

- Какое значение имеет песня в жизни человека?

(ответы детей)

У вас на партах у каждого лежит рабочая карта. Подпишите ее.

Итак, тему сегоднешего урока вы будете определять сами. Поможет вам в этом кроссворд. Надо ответить на все вопросы кроссворда правильно и тогда вертикально получится ключевое слово темы урока.

1. Какой музыкальный инструмент звучит? (скрипка) большой рупор

2. Музыкальный инструмент, под который очень любят шагать дети? (бубен)

3. Кто изображен на портрете? (Чайковский) (слайд)

4. Небольшое лирическое вокальное произведение с инструментальным сопровождением? (романс)

5. Какой музыкальный инструмент вы видите на картинке? (лютня) (слайд)

6. И слово получилось? (песня)

Скажите, а если человек сочинил песню и сам ее исполняет, как эту песню можно назвать? (авторская песня)

Тема урока : Авторская песня (слайд)

- Сегодня мы обратимся к авторским песням, которые помогают нам в любых ситуациях.

- И я приглашаю вас совершить путешествие.

Среди вас есть ребята, которые вместе с родителями любят путешествовать? (поднимите руки)

Что делают туристы, когда отдыхают вечером у костра? (поют песни) (слайд)

Все туристы, путешественники любят исполнять авторские песни. Узнаем же, откуда идут их корни. А совершить путешествие во времени нам поможет глобус.

Переносимся мысленно в Европу, в эпоху Средневековья. (слайд)

I. Изучение нового материала.

Отмечаю место на глобусе.

Выходит ученик, у него на голове – кафедралка и рассказывает:

В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты (слайд)– священнослужители, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, беглые монахи, школяры, странствующие студенты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди, но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все трудности.

Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, высмеивали различные пороки. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв. Вот уже несколько сотен лет знаменитая песня «Гаудеамус» является международным студенческим гимном.

Слушание гимна «Гаудеамус» (слайд)

- Кто исполнял гимн? (хор)

- Было ли музыкальное сопровождение? (да, фортепиано)

- Какой характер гимна? (торжественно, возвышенно, хвалебно)

В этой песне прославляли академию и преподавателей-профессоров.

фрагмент из перевода гимна:

Да здравствует Академия!

Да здравствуют преподаватели!

Да здравствует каждый в отдельности!

Да здравствуют все вместе!

Пусть всегда они процветают! Да сгинет печаль,

Да сгинут горести!

Да сгинет дьявол,

Всякий враг студентов,

А также насмешники.

Я предлагаю вам спеть один из куплетов гимна. (слайд)

Лишь наука на земле

Служит людям вечно.

Лишь наука на земле

Служит людям вечно.

Славен тот, кто служит ей.

Славен тот, кто служит ей

В жизни быстротечной,

В жизни быстротечной.

Представьте себя средневековыми студентами и выразительно исполнить куплет из гимна: широко, напевно, свободно, ритмично.

- Куда же сейчас нас перенесет глобус?

Отмечаю место на глобусе. Ирландия, Уэльс, Шотландия (слайд)

В эти места мы попали не просто так.

Выходит ученик и сообщает информацию:

Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами». (слайд) Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии.

Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей. Запишите понятие в рабочую карту. (слайд)

А что же было на Руси в это время?

Отмечаю место на глобусе. (слайд)

На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники.

- Кто догадался, о ком идет речь? (о скоморохах).

Выходит ученик с колпаком скомороха на голове и делает сообщение:

Скоморохи – в средневековой России странствующие музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к скоморохам по-разному, но период до середины XVII века можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров. Ну и чтобы нам тоже немного отдохнуть станцуем флеш-моб. Приглашаем к нам наших гостей.

Цыпленок Пи

Совершив экскурсию в прошлое, узнав, откуда пришла к нам авторская песня, я предлагаю отправиться из древней Руси в ХХ век.

Теперь мы дома. (слайд) Вторая половина ХХ века. Именно в этот период происходит зарождение современной авторской песни у нас, в России.

Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который называется по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. (слайд)Кто же они – авторы-исполнители этих песен?

Каких авторов-исполнителей вы знаете? (стр 82 в учебнике)

Сейчас их имена знают все. (слайд)Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены - представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня.

Внимание бардов привлекали разные темы: мужество, смелость, любовь, дружба.

Предлагаю вам посмотреть видеоклип Владимира Высоцкого «Песня о друге».(слайд)

- Какой образ раскрыл нам автор? (Образ настоящего друга, который не бросит в беде, всегда выручит. В трудную минуту всегда надо быть вместе)

Запишите ФИО в рабочую карту.

Первым по значимости российским бардом считается Булат Шалвович Окуджава (1924–1997). (слайд) Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости.

Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г.

А 9 мая 2002 года в Москве, на Арбате, на улице, где прошло детство поэта, был поставлен ему памятник. (слайд)

9 мая – это День Победы. И словно в подарок Б. Окуджаве уже много лет подряд в этот день звучит его песня из кинофильма «Белорусский вокзал». Фильм не случайно имеет такое название. Именно с Белорусского вокзала в 1941 году отправлялись солдаты на фронт.

«Мы за ценой не постоим», Б. Окуджавы

- Какой образ создал композитор в этой песне? (ответы детей)

Запишите его в рабочую карту.

В последнее время одним из самых популярных исполнителей собственных песен является Александр Розенбаум. (слайд) На творчество этого певца оказали влияния именно песни Б. Окуджавы. Авторские песни все больше и больше находят слушателей, поэтому исполнители уже выходят на большие концертные сцены.

Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент концерта А. Розенбаума, в котором подтверждается любовь слушателей к авторской песне, неугасающий интерес к ней.

Видеоклип песни «Утиная охота» А. Розенбаум

Запишите в рабочую карту

В нашей стране авторская песня получила большую популярность. Проводятся фестивали авторской песни, среди них самый популярный – Грушинский фестиваль, который с 1968 года проводится ежегодно под Самарой. На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают люди со всей России и привозят свои песни.

И мы поддержим этот дух и споем песню. Гости тоже подпевают.

Исполнение песни «Как здорово» (слайд)

(Если осталось время, то поем песни «Россия», «Это-моя семья»)

III. Обобщение.

Авторская песня появилась как противопоставление развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не всем понятны. (слайд)

- Что же главное в авторской песне : поэтический текст или мелодия?

Диагностика:

Предлагаю провести диагностику, чтобы увидеть есть ли будущее у авторской песни? Учащиеся поднимают карточки на палочках, которые соответствуют их мнению. Виват! - да, есть будущее. Кто поднял красную карточку, то нет будущего.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Гимн мужеству». Авторская песня, посвящённая семидесятилетию Великой Победы над фашизмом.«Гимн мужеству». Авторская песня, посвящённая семидесятилетию Великой Победы над фашизмом. Мужество, храбрость, отвага, силушка русских людей! В песнях тебя воспевают, гимны слагают тебе! Сколько побед одержали парни российской.

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Симфоническая сюита «Пер Гюнт» Конспект открытого урока в 3 классе по теме: «Симфоническая сюита «Пер Гюнт». Цель: познакомить учащихся с жанром сюита на примере симфонической.

Авторская песня о семейном театре в детском садуАвторская песня о семейном театре в детском саду Детский фольклорный ансамбль «Лазорик» создан в нашем МБДОУ д/с №27 в 2006 году, где я являюсь художественным руководителем этого ансамбля.

Фоторепортаж «Варшавский зоопарк: прошлое и настоящее»Фоторепортаж «Варшавский зоопарк: прошлое и настоящее» Цель: рассказать об удивительном месте обитания диких животных – Варшавском зоосаде, о его прошлом и настоящем. И снова я любуюсь гордой.

Фотоотчет о беседе «Прошлое и настоящее города». Старшая группаФотоотчет о беседе «Прошлое и настоящее города». Старшая группа Цель: Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного города, продолжать знакомить детей с общественными зданиями города их.

Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон. Звучащие картины» Педагогическая цель: Знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России, формирование знания о колоколах и колокольных звонах.

Новогодняя открытка: прошлое, настоящее, будущее. Возобновляем добрую традицию — дарить открыткиНовогодняя открытка: прошлое, настоящее, будущее. Возобновляем добрую традицию — дарить открытки История возникновения открытки в РоссииСлово «открытка» появилось от словосочетания «открытое письмо», и в России такие открытые письма.

План-конспект урока музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки» Цель: активизация творческой инициативы и стимуляция эмоциональных пере-живаний детей посредством взаимосвязи музыки, литературы и живописи.

Разработка урока музыки с использованием АМО в 6 классе «Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» Конспект АМО-урока (занятия). Организационная информация Авторы урока: Черданцева Светлана Викторовна Предмет: Музыка Класс: 6 класс,.

Технологическая карта урока музыки в 4 классе «Музыкальные инструменты. Скрипка. Виолончель»Технологическая карта урока музыки в 4 классе «Музыкальные инструменты. Скрипка. Виолончель» Тема урока: «Музыкальные инструменты. Скрипка. Виолончель» Вид урока: Комбинированный Цель урока: Организовать активную проектную деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока музыки в 6 классе «Авторская песня — прошлое и настоящее»
Опубликовано: 16 января 2024 в 11:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока музыки в 6 классе «Авторская песня — прошлое и настоящее»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Михашина (УИ 1083832) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД