Петр Уларов
Урок математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого урока
Дата проведения: 7.10.17.
ФИО учителя начальных классов: Уларов П. П.
Класс: 4 «А»
Тип урока : повторение и закрепление изученного.
Тема: сложение с переходом через разряд.
Цель урока : закрепление знания изученных приёмов сложения в пределах 100 с переходом через разряд.
Методическая цель: использование схем-опор, карточек с образцами для развития действий контроля.
Виды задач Задачи
Коррекционно-образовательные -закрепить знания состава чисел 1-го десятка;
Публикация «Урок математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Темочки
-повторить случаи табличного сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд;
-закрепить алгоритм вычислений с опорой на состав числа;
-развивать навыки сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд в пределах 100;
-закрепить алгоритм решения примеров с действиями двух ступеней;
-совершенствовать приемы решения и оформления простых текстовых задач на увеличение числа;
- закрепить знания математической терминологии;
Коррекционно-развивающие - развивать умения анализировать, классифицировать,
рассуждать при выполнении заданий;
-развивать математическую речь через комментирование решений примеров и задач;
- развивать зрительное восприятие, пространственную
ориентацию при определении видов углов;
- развивать оперативную память при работе с таблицей Шульте;
-развивать мелкую моторику через выполнение пальчиковой гимнастики;
- развивать произвольность деятельности, навыки
самоконтроля и взаимоконтроля в процессе работы с карточками;
- развивать коммуникативные качества личности при работе в парах.
Коррекционно-воспитательные - обеспечивать благоприятную среду для развития учащихся через создание ситуации успеха;
- воспитывать самостоятельность в рассуждениях через использование схем-опор, карточек для взаимопроверки и самоконтроля;
- развивать познавательные мотивы учения через использование игровых приемов, сюрпризных моментов;
Оборудование:
кассы цифр для устного счета, счетный материал, счеты, карточки для индивидуальной работы, схемы – опоры индивидуальные и фронтальные, карточки для взаимоконтроля, карточки с названиями компонентов сложения, карточки с домашним заданием, набор геометрических фигур для определения видов углов, угольники, интерактивная доска, презентация урока.
Методы и приемы: ИКТ, проблемное и развивающее обучение (задания типа «объясни», «определи верное-неверное», личностно-ориентированный подход, индивидуальный и дифференцированный подход, рефлексия, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии (пальчиковая, зрительная гимнастика, динамическая пауза, фронтальная устная работа с классом, фронтальная и индивидуальная работа с использованием интерактивной доски, самостоятельная работа, дифференцированные задания при работе с карточками, схемами – опорами, комментированное решение примеров и задач.
Ход урока
Слайд 1
I Мобилизующий этап
- Ребята, давайте улыбнёмся гостям и друг другу. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. А хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
Сегодня мы покажем, как научились решать примеры и задачи на сложение в пределах 100 с переходом через разряд.
Слайд 2
II Актуализация опорных знаний и представлений
Устный счет
1. «Запомни числа» (демонстрируется таблица Шульте)
2. Работа с кассой цифр.
I-II гр.
Работа с кассой цифр
- Игра «Дополни до 10».
Демонстрируется 2, 4, 9 счетных палочек.
- Математический диктант
Первое слагаемой 9, второе слагаемое 8. Сумма - ?
- увеличьте 8 на 7 единиц
- найти сумму чисел 7 и 6
- к 9 прибавить 9
- найдите сумму чисел 9 и 0
Какие числа складывали? Какие числа получались в результате? Что образовывалось при сложении?
- расставьте числа в порядке возрастания
9 13 15 17 18
О С Е Н Ь
Прочитайте, какое слово получилось?
Какие признаки, приметы осени вы знаете?
Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся на прогулку в осенний лес. А его обитатели будут предлагать для вас интересные задания. Чтобы попасть в лес, ответьте на вопросы.
Слайд 3
- Какое число лишнее, объясните.
- Сколько знаков в однозначном числе, что он обозначает?
- Сколько знаков в двузначном числе, что они обозначают, на каком месте стоят?
- На какие цифры оканчиваются четные числа, нечетные числа? III гр.
Работа с таблицами- опорами
- Дополни до 10
10 10 10
2_ 4 _ 9 _
- Соедини стрелкой пример с ответом
9 + 8 13
8 + 7 18
7 + 6 15
9 + 9 17
Оценивание, комментарий.
Слайд 4
Минутка чистописания
Пальчиковая гимнастика
«Осень» Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее. (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по
другой ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами)
Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)
Сентябрь, и октябрь, и ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)
Зрительная гимнастика
Как-то осенью в лесу (смотреть на указательный палец вытянутой
руки).
Висела шишка у всех на виду.
Шишка на всех глядела
И тихонечко висела.
Лось сказал, что низко, (движения глазами вниз)
А зайчонок - высоко, (движения глазами вверх)
Белочка, сказала - близко, (движения глазами на кончик носа)
А ежонок - далеко. (движения глазами вдаль).
Слайд 5
Сядьте прямо. Откройте тетради, запишите число.
Вспомните числа, которые были в таблице. Мы будем их прописывать на минутке чистописания.
Запишите числа. Возьмите карандаш, проверьте себя. 5,13,16,23
Пропишите числа до конца строки.
При сложении каких чисел получится новый десяток?
Самоконтроль, самооценка.
Красивые цифры в тетради найдите
И быстро в кружочек их обведите.
III. Применение знаний и способов действий.
Решение примеров с переходом через разряд
Слайд6
А вот и первый гость. Вы узнали его?
Тяжелы рога по весу, ходит важно он по лесу:
Благодаря большому росту, срывает листья очень просто,
Грибами осенью питается, зимою хвоей увлекается!
Слайд 7
Самостоятельная работа
Лось приглашает вас на математическую полянку в своем лесу. Здесь растут удивительные грибы с примерами. Только лось не умеет их решать. Поможем ему?
Прочитайте задания на «грибах».
Слайд 8
I гр.
Выполни действия. Вспомни порядок действий.
25 + 2 х 3
19 + 12 : 2
87 + 18 : 3
Слайд 9
II гр.
Прочитай примеры разными способами и реши
78 + 4 = 69 + 5 = 25 + 7 = Слайд 10
III гр.
Выполни действия
17 + 4 =
27 + 4 =
37 + 4 =
Опора на счеты
Комментированное решение на доске
Работа в парах. Взаимопроверка.
Обменяйтесь тетрадями. Возьмите карандаши.
I - II гр. Взаимопроверка в парах. Комментирование оценки.
III гр. – самопроверка с доски.
Оценивание, комментарий.
Слайд 11
IV. Физкультминутка
Снятие общего утомления мышц через выполнение движений
Зайцы приглашают вас на зарядку.
Зайцы утром рано встали, весело в лесу играли.
По дорожкам прыг- прыг-прыг! Кто к зарядке не привык?
(прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу. Кто там скачет, интересно?
(ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос, тянет лисонька свой нос.
(потягивание – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут, как же может быть иначе?
(прыжки на месте)
Тренировки помогают, и зайчата убегают (бег на месте)
Вот голодная лиса грустно смотрит в небеса
(потягивание – руки вверх)
Тяжело вздыхает (глубокий вдох - выдох)
Садится, отдыхает (сесть за парты)
V. Решение текстовой задачи
Слайд 12
Сможете узнать следующего гостя?
Сидит на ветке, а не птица.
Есть рыжий хвост, а не лисица.
Как вы догадались?
Слайд 13
Белка засушила на зиму грибы. Вот только сосчитать свои запасы не может. А вы справитесь? (взять прямоугольные листочки с заданием)
I гр.
(изменить вопрос задачи так, чтобы она решалась в два действия)
II гр.
(краткая запись, вопрос, решение, ответ)
Белка засушила на зиму 15 белых грибов, а рыжиков на 6 больше? Сколько рыжиков засушила белка?
- Прочитайте задачу.
- О чем говориться в задаче?
- Какие грибы собирала белка?
- Что сказано про белые грибы? (Подчеркните синей ручкой)
- Что сказано про рыжики? (Подчеркните зеленой ручкой)
- Что мы с вами разобрали?
- Что известно в задаче?
- Что неизвестно в задаче?
- Что обозначают слова на 6 больше?
- Что значит увеличить число на несколько единиц?
- Определите вид задачи.
Слайд 14
- Составим краткую запись.
- Сколько строчек будет в краткой записи?
- Расскажите условие задачи с опорой на краткую запись.
I гр.
- Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.
- Дополните краткую запись.
- Приступайте к решению задачи.
III гр.
(заполнение схемы решения задачи)
Самостоятельная работа
Слайд 15
Работа в паре. Взаимопроверка.
Обменяйтесь тетрадями. Возьмите карандаши.
I - II гр. Взаимопроверка с карточек.
III гр. – Самопроверка по образцу.
- Кто справился с заданием?
- У кого были ошибки?
Оценивание, комментарий.
VI. Физкультминутка
Снятие общего утомления мышц через выполнение движений
Вновь у нас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись. А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперед и назад.)
Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать. И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
(Дети садятся за парты.)
VII. Геометрический материал.
Определение видов углов с помощью чертежного угольника.
Практическая работа
Слайд 16
Сможете узнать следующего гостя? Кто так стучит в лесу? (звук)
Дятел – лесной доктор. Когда он достает вредных жучков, так стучит по стволу дерева, что кора в разные стороны летит. Найдите кусочки «коры» в подставке.
Дятел принес вам задание: определить виды углов.
Слайд 17
Давайте вспомним какие бывают углы.
Как называются элементы угла?
Возьмите угольники. Покажите вершину прямого угла.
Определите виды углов на ваших фигурах.
III гр. – определяет виды углов на доске с помощью угольника.
Оценивание, комментарий.
VIII. Комментарии к домашнему заданию
Слайд 18
Дятел приготовил для вас и домашнее задание. Не простое. Если вы правильно решите примеры на сложение на частях открытки и соберете ее, то увидите лесных зверей, которым тоже хотелось бы побывать у вас в гостях. Примеры лежат в конвертах. Завтра, если вы верно справитесь с заданием, я, по просьбе дятла, заменю осколочные картинки на целые открытки.
IX. Итог урока
Слайд 19
А вы знаете лесного зверя с иголками?
Как ежики проводят зиму? Помогите, пожалуйста, ежику собрать листья для теплой постельки.
Для этого надо ответить на вопросы.
- На какое действие решали примеры на уроке?
- Как называются компоненты при сложении?
- До какого числа дополняем первое слагаемое при сложении с переходом через разряд?
- Что образуется при этом?
- Как разбиваем второе слагаемое при сложении с переходом через разряд?
- Что значит увеличить число на несколько единиц?
- Какие виды углов вы знаете?
- Как называется угол меньше прямого, больше прямого?
- Как называются элементы угла?
Теперь у ежика будет очень теплая постелька и он благополучно перезимует.
X. Рефлексия
Кому понравилось работать на уроке?
Какие задания были самыми интересными?
Какие задания были легкими?
Какие задания были трудными?
Урок окончен.