Юлия
Урок математики в 1 классе «Знакомство с задачей»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок математики 1 класс по программе «Школа России»
Тема: «Знакомство с задачей».
Цель:
• Формирование умения решать задачи, совершенствовать вычислительные навыки.
• Воспитание доброты, отзывчивости, взаимоподдержки.
• Развивать внимание, мышление, память, речь посредством умения ставить вопросы и находить на них ответы.
• Воспитывать познавательный интерес у учащихся.
Задачи :
Предметные:
Публикация «Урок математики в 1 классе „Знакомство с задачей“» размещена в разделах
- Математика, 1 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
• Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
• Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
• Уметь правильно и быстро прибавлять и вычитать числа 1 и 2.
• Знать состав чисел первого десятка.
• Повторить математические термины : “слагаемое”, “сумма”, “увеличить”, “уменьшить”.
Метапредметные:
Личностные УУД:
• формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
• формировать представление о значении математики в жизни человека;
• формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
• формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
• формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
• овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
• в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, высказывать своё предположение
• формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
• работать по коллективно составленному плану;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Познавательные УУД:
• формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
• под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
• под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);
• строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);
• давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
• уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД:
• принимать участие в работе парами и группами;
• понимать задаваемые вопросы;
• выражать свою точку зрения;
• адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
• уметь оформлять свои мысли в устной форме
Оборудование: набор цифр от 1 до 10 и знаков (больше, меньше, равно, плюс, минус, ИКТ и мультимедийная система, диск, карточки с выражениями, карточки с названиями составных частей задачи, тексты задач.
Ход УРОКА
Организация класса.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка, и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”!
Мотивация к учебной деятельности.
Я рада, что вы собрались здесь, друзья.
И думаю, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать,
Секрет математики вновь открывать.
Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.
- Девиз нашего урока : "Знаешь – говори, не знаешь – слушай",
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
- Над развитием, каких умений мы будем с вами сегодня работать?
Уметь
- сравнивать; - исследовать; - рассуждать; - решать; - обобщать, - делать выводы.
Работа над пройденным материалом
- Актуализация знаний.
- Но для начала, как всегда, нам нужна гимнастика ума.
* - отработка знания последовательности чисел от 0 до 10.
Игра: “Какие карточки перевёрнуты?”
Учащиеся показывают сигнальные карточки, это сопровождается открыванием соответствующих чисел.
- Назвать соседей числа, предыдущее, последующее.
*- состав чисел
*- отработка умения выполнять сложение и вычитание.
“Цепочка”
*- прочитать примеры по-разному)
• 7+2 семь плюс два равно.
• 6+1 к шести прибавить один получится.
• 4+1 четыре да ещё один будет.
• 3+2 сложить три и два получится.
• 2+2 первое слагаемое два, второе – 2, сумма.
• 8-1 восемь минус один равно.
• 5-2 от пяти отнять два получится.
• 9-1 из девяти вычесть один получится.
• 3-1 три без одного будет.
На какие две группы можно разделить данные выражения? (суммы и разности)
Работа над новым материалом
. Послушайте 3 рассказа и сравните их.
-В поезд сели пассажиры. Потом ещё несколько. Сколько дней поезд был в пути?
- В поезде сидело 6 пассажиров. Потом сели ещё 3. Хорошо было в пути.
- В поезде сидело 6 пассажиров. Потом сели ещё 3. Сколько всего пассажиров было в поезде?
Как Вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика»?
Кто знает, как называется этот рассказ на языке математики? (Задача)
Кто уже догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Сегодня Вы узнаете, какой рассказ называется задачей, и из каких частей он состоит.
- А что такое задача? - Хотите узнать? (Да) - Откройте учебник на с. 80. Определите тему урока. (Задача) - Чему будете учиться? Какие цели вы поставили? (Узнаем, как построена задача; будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ)
Учитель вывешивает табличку “Задача”. Ребята, мы сегодня с вами маленькие исследователи.
- Прочитайте тексты. Какой текст является задачей? (работа в группе) (Задание выполняется устно) Фронтальная проверка.
У нас получились разные варианты.
- А почему некоторые не предложили свои варианты? (Мы не знаем)
- В каком месте возникло затруднение и почему? (Не знаем, что такое задача.)
- Какую цель ставим?
Узнать.
Это ЗАДАЧА
Кто сможет повторить текст задачи?
- Что нам известно? Что нужно узнать?
- Мы знаем, что Ёжик сначала нашёл 4 яблока (появляется цифра 4). Знаем, сколько он ещё нашёл (появляется цифра 2). Всё это нам известно.
Это УСЛОВИЕ.
- Что нам нужно узнать? Что мы не знаем? (Сколько всего яблок).
Это ВОПРОС.
- В задаче всегда есть условие и вопрос. Без вопроса нет задачи.
- Будем решать задачу : надо подумать и объяснить, каким действием решим задачу. (Сложением)
- Почему? (Нужно найти, сколько всего яблок, а всего – 4 да ещё 2, значит надо прибавить, (появляется знак “плюс”)
- Сколько же получится?
4+2=6. Это РЕШЕНИЕ
- Кто ответит на вопрос задачи? (Ёжик и Машенька нашли 6 яблок)
Это ОТВЕТ
- Посмотрите внимательно на карточки. Вспомним условие задачи, то, что знаем. Назовите вопрос задачи, то, что не знаем. Назовите решение задачи. Сформулируйте ответ.
- Физкультминутка под музыку
Первичное закрепление.
- работа в парах
- Переходим к этапу закрепления. Каждая пара сейчас получит лист с тремя вариантами рассказов. Прочитайте и решите, какой рассказ можно назвать задачей.
-Что вы решили? Назовите задачу.
Расскажите, как вы рассуждали? (Задача под №3 : есть условие, вопрос)
- Решите задачу, запишите решение и ответ.
- Почему первый и второй рассказы не будут задачей? (В первом рассказе нет вопроса, во втором нет – условия).
- работа по учебнику
С. 80 №1
Прочитайте задачу.
- Назовите условие задачи. Что известно?
- Назовите вопрос задачи. Что неизвестно?
- Прочитайте решение задачи.
- Почему её так решили?
Назовите ответ.
К доске приглашаются 4 ученика. Им раздаются карточки:
УСЛОВИЕ ВОПРОС РЕШЕНИЕ ОТВЕТ
Ученики ещё раз повторяют задачу по ролям.
Закрепление
Работа по группам с карточкам.
Ученики в группе получают карточку с задачей и названиями структурных частей задачи (условие, вопрос, решение, ответ)
На обсуждении дается 2 минуты. Группа должна прочитать задачу, показав ее составные части, а также решить ее и назвать ответ.
Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
А скольким еще не спится? (5)
Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (5)
На забор взлетел петух
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов? (3)
Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (5)
6 веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но 1 малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (5) Посадил я 7 хороших
Белых бусинок-горошин,
А росточков из земли показалось только 3.
Три горошины взошло.
Сколько же не проросло? (4)
1)3 ромашки – желтоглазки,
2 весёлых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? 3+2=5
2)Группа малышей- утят
Плавать и нырять хотят.
6 – уплыли далеко,
2 – нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
3)Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 3-х окуней,
Рыбак Евсей – 4-х карасей,
А рыбак Михаил 2-х сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? 3+4+2=9
4)Два жучка бежали в домик,
Им навстречу муравей.
Сколько будет насекомых?
Сосчитай-ка поскорей! 2+1=3
5)Пять весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Испугался вдруг один,
Убежал – и след простыл.
Сколько смелых медвежат
За малиной в лес спешат? 5-1=4
6)В день рожденья я Серёжке
Подарил одну матрёшку.
Мы её открыли, а там ещё 4.
Сколько же всего матрёшек у Серёжи? 1+4=5
7)Сосед бобёр на реке
Строит домик на воде.
И пришли ему помочь:
Мама, папа, сын и дочь.
И приплыл паучок.
Посчитай –ка всех, дружок. 1+1+1+1+1+1=6
8)У белки в дупле
5 орешков в мешке.
Ещё 3 на полке.
Сосчитай –ка их, сколько? 5+3=8
9)5 яблок в корзине,
В вазе – 4.
У Саши одно.
Сколько всего? 5+4+1=10
10)В деревне у бабушки 2 поросёнка,
Белая козочка и 2 индюшонка.
Если нам из сосчитать,
Всех их будет ровно….(5) 2+1+2=5
11)9 совят в гнезде сидят.
Прилетела мама.
Сколько птиц стало? 9+1=10
Оцените работу своей группы.
- Составить задачу по решению и ответу
- Составить задачу по схеме,составить из разрезных карточек запись решения задачи, затем записать в тетради.
- Самостоятельная работа. с. 82 №1 Составление задач по рисунку и запись решения.
- Работа в группах:
соедини части задачи с их названиями
- Взаимопроверка
- Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. А чтобы правильно ее решить, я предлагаю посмотреть памятку и запомнить.
Повторение
с. 81 №5 Решение примеров с опорой на числовой ряд.
У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В чём ошибки?
- В чём причина ошибок?
Самооценка.
с. 81 №6 Работа выполняется по “цепочке”.
- Работа в тетради
- с. 22 №1, № 2, №3.
Индивидуальная работа Проверка индивидуальной работы. Дети сигналят синими и красными кругами.
Итог урока
- Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель ставили? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.)
- Достигли цели? (Да)
- Какие математические термины вы сегодня узнали? (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи)
- Какие умения помогли вам сегодня на уроке?
- Какие знания вы использовали и приобрели? Дополняется таблица.
Уметь:
• сравнивать;
• исследовать;
• рассуждать;
• решать;
• группировать;
• анализировать,
• работать в группе, паре.
Знать:
• понятие “задача”;
• части задачи;
Подведем итог урока :
Как одним понятием назвать математический рассказ? (задача)
- Из чего состоит задача? (Условие, вопрос)
- Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т. д.)
Рефлексия
Подведём итог урока.
Я начну предложение, а вам надо его закончить.
- Я сегодня на уроке узнал, что…
-Я научился …
-Какие математические термины Вы сегодня узнали?
-Чему научились?
-Для чего нужно уметь решать задачи?
-Спросите у родителей, где им приходиться решать задачи.
- Что понравилось?
-Как Вы поняли новую тему? Оцените свои знания с помощью светофора.
Машинист поезда приготовил вам за хорошую работу подарок. Раскрасьте поезд и составьте про него задачу. (Каждому ученику раздаётся картинка- раскраска поезда).
Откройте учебник на стр. 88, № 1
Прочитайте условие задачи. Как другими словами сказать, что такое условии? (это то, что нам известно)
Прочитайте вопрос задачи. Как другими словами сказать, что такое вопрос задачи? (это то, о чем нас спрашивают, что нужно узнать)
Прочитайте решение. Объясните, почему задачу решили сложением.
Прочитайте ответ задачи.
Вывод: математический рассказ, в котором есть вопрос, мы будем называть задачей.
Дополнительный материал
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано:
Где - окно, а где – кино
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
1)3 ромашки – желтоглазки,
2 весёлых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? 3+2=5
2)Группа малышей- утят
Плавать и нырять хотят.
6 – уплыли далеко,
2 – нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
3)Пять весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Испугался вдруг один,
Убежал – и след простыл.
Сколько смелых медвежат
За малиной в лес спешат? 5-1=4
4)В день рожденья я Серёжке
Подарил одну матрёшку.
Мы её открыли, а там ещё 4.
Сколько же всего матрёшек у Серёжи?
5)У белки в дупле
5 орешков в мешке.
Ещё 3 на полке.
Сосчитай –ка их, сколько? 5+3=8
6)9 совят в гнезде сидят.
Прилетела мама.
Сколько птиц стало? 9+1=10
7)Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят,
А сколько в снег свалились? 4-2=2
8)5 зелёных лягушат
В воду броситься спешат.
2 испугались, на берегу остались.
Сколько было храбрых лягушат? 5-2=3
Литература.
1. Математика. Учеб. для 1кл. нач. шк. В 2ч. Ч. 1. (первое полугодие) /М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - 6-е изд. – М. :Просвещение, 2010.
2. Тетрадь по математике для 1 класса начальной школы/М. И. Моро, С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2010.
3. Математика 1 кл. Поурочные планы по учебнику М. И. Моро и др. /сост. Г. А. Зайцева. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1999.
4. Фефилова Е. П., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике. 1кл. – 3-е изд., перераб. И доп. – М. : ВАКО, 2006.