Светлана Лучкова
Урок математики по теме «Время»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Час, минута. Измерение времени в часах, направление движения стрелок.
Цель: Знакомить детей с разными видами часов, деталями часов (циферблат, стрелки).
Учить определять время по часам, циферблат, направление движения стрелок.
Формировать у учащихся представления о часах. Упражнять в правильном согласовании числительных с существительным "час". Коррекция и развитие связной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса) через выполнение заданий и участие в играх; эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства). Воспитывать интерес к учебе, предмету.
Публикация «Урок математики по теме „Время“» размещена в разделах
Оборудование: Интерактивная доска, презентация, часы с секундной стрелкой, модели часов со стрелками на каждого ребенка, набор чисел от 1 до 12 (один набор на 2 ученика, листочки с индивидуальными заданиями.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке разговор пойдет о времени и о часах, по которому оно определяется.
"Дни недели" (у детей в руках таблички, на которых напечатаны дни недели. Под музыку дети кружатся, танцуют. Когда музыка остановится дети должны выстроится в правильном порядке с понедельника по воскресенье).
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну "Математика".
-Как вы думаете, на чем можно отправиться в волшебную страну? (ответы детей)
2. Игра "Выбираем транспорт"
- Откройте тетради, найдите точку, начало пути.
- Внимательно слушаем и начинаем выполнять мои команды, получиться картинка.
(Напомнить, что один шаг - это одна клетка)
- Начинаем с исходной точки.
3 шага вниз
1 шаг на лево
1 шаг вниз
2 шага на лево
2 шага вниз
6 шагов на лево
4 шага вниз
18 шагов на право
4 шага вверх
6 шагов на лево
2 шага вверх
2 шага на лево
1 шаг вверх
1 шаг на лево
3 шага вверх
2 шага на лево.
-Посмотрите, что у вас получилось?
-Проверим! (выставляется образец)
-Сравните.
На что похоже?. Правильно - это Корабль.
Дорисуйте в правом верхнем углу солнце.
Дорисуйте в левом верхнем углу облако.
Дорисуйте под кораблём волны.
3. Вопрос -ответ:
- Какое сегодня число? (10)
- Число 10 четное или нечетное?
- Какое было вчера? (9)
- Какое число будет завтра? (11)
Скажите, какой сегодня месяц? (апрель)
-какое время года? (весна)
- какое время года придёт за весной? (лето)
- назовите весенние месяцы (март, апрель, май)
- какой месяц придёт за апрелем? (май)
- сколько дней в неделе? (семь)
- какой сегодня день недели? (вторник)
- какой вторник по счету? (второй)
- вчера какой был день недели? (понедельник)
- завтра какой будет день недели? (среда)
-какое сейчас время суток? (утро)
4. Разминка.
Учитель: Как вы уже знаете, наша жизнь спланирована по часам, по режиму.
Назовите мне части суток. (утро-день-вечер-ночь)
-С чего начинаются сутки? (с утра)
-Чем заканчиваются? (ночью)
-Какое время следует после утра? (день)
- После дня? (вечер)
Дети называют время, соответствующее событиям, которые показывает учитель на слайдах.
5. Актуализация имеющихся у детей знаний
Учитель: Внимательно послушайте загадку. Отгадав, её вы узнаете тему урока.
Братья у Календаря
На стене висят не зря.
Календарь считает сутки,
А они часы, минутки.
Ответы детей. (часы)
Учитель: Правильно, это часы. Как вы думаете, зачем нужны часы?
Ответы детей.
Учитель: Часы это предмет для определения времени. Сегодня мы будем учиться определять время по часам.
Вы знаете, что часы бывают разные.
- Предлагаю посмотреть вам фильм о часах. Смотрите внимательно, так как нужно будет ответить на вопросы.
Просмотр фильма про часы.
- Какие часы появились первыми?
- Какие ещё бывают часы?
Практическое задание
Учитель: Посмотрите внимательно на циферблат, на него нанесены цифры от 1 до 12.
Учитель: У вас на партах лежат цифровые наборы. Посмотрите на них внимательно. Что вы видите?
Ответы детей. На них пропущены цифры.
Учитель: Правильно. Вам задание вставить пропущенные числа на полотне.
(пропущено 5 чисел.)
Учитель: Проверим. Анжела посчитай. Молодец! Все верно.
Учитель: Кроме циферблата на часах есть стрелки. Стрелки движутся только в одном направлении по кругу слева, направо (показать движение стрелок на модели). Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная (большая) стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Короткая (маленькая) проходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. У часов есть также секундная стрелка, о которой мы будем говорить на следующих уроках. Минута — короткий промежуток времени, а час — длинный. Что показывает длинная, большая стрелка?
Ответы детей.
Учитель: Правильно! Что показывает короткая, маленькая стрелка?
Ответы детей.
Учитель: Что длиннее час, или минута?
Ответы детей.
- С какой цифры начинается отсчет? (Отсчет начинается с цифры 12.)
Физминутка. Просмотр.
Учитель: Молодцы! Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит прошел час. Короткая, за это время передвинется от одной цифры до следующей. Чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12, сделайте это так как у меня (показывает). Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную — на 12. Часы показывают ровно час.
Учитель: Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12. Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на цифру 2. Это значит сейчас ровно 2 часа. Который час показывают часы? (Ровно 2 часа.)
Дети выполняют задание и называют время.
Учитель: Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, большая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а маленькая — около той цифры, которая показывает данный час.
Практическое задание
Учитель: Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов. Который час показывают часы? (Ровно 5 часов.)
Дети выполняют задание и называют время.
2 группа: Самостоятельно.
3 группа: С помощью учителя.
4 группа: Совместно с учителем.
Учитель: Как расположены стрелки?
Ответы детей. (Минутная, длинная стоит на цифре 12, а часовая короткая — на цифре 5.)
Учитель: Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов.
При этом учитель каждый раз просит детей назвать время и рассказать, как должны быть расположены стрелки.
2 группа: Самостоятельно.
3 группа: С помощью учителя.
4 группа: Совместно с учителем.
6. Закрепление изученного материала
1) Учитель: Молодцы! Теперь давайте поиграем. «Подбери пару».
Правила игры. Игроки берут по одной карте и называют время на нарисованных часах. Затем каждый ребенок находит партнера, часы, на карточке которого показывают то же время.
2) Повторить состав чисел 7, 8 и 9. (индивидуальные карточки)
3)Нарисуй стрелки на часах в соответствии с нужным временем. В Москве сейчас 9 часов вечера, а в Бразилии – на 6 часов меньше, чем в Москве, в Италии – на 2 часа меньше, а в Японии – на 6 часов больше. (индивидуальные карточки).
4) Задача на смекалку! Самолет вылетел в 12.00. Лететь он будет 3 часа. В котором часу он приземлиться?
7. Итог занятия
-Пора домой! Встаньте, повернись и скажите: "Вокруг себя повернись в детском доме окажись".
Все девочки работали сегодня по своим силам. Молодцы!
Мы сегодня с вами говорили о времени, о том, что время контролируем по часам.