Малышева Любовь
Открытый урок-исследование по физике в 7 классе по теме «Атмосферное давление»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока : закрепить знания об атмосферном давлении, научить видеть проявление законов в простых опытах.
Задачи урока :
Образовательные: из курса географии повторить общие сведения об атмосфере и атмосферном давлении, экспериментальное доказательство существования атмосферного давления, доказать существование веса воздуха
Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, формулировать выводы, анализировать и систематизировать информацию
Публикация «Открытый урок-исследование по физике в 7 классе по теме „Атмосферное давление“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Физика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитательные: создать условия для познавательной мотивации при изучении физики, показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем человека, формировать умение работать в группе.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование: ПК, проектор, презентация и оборудование для групповой работы
1. Воздушный шарик, пластиковый стакан.
2. 2 воздушных шарика и рычажные весы, разновесы.
3. пластиковая бутылка, горячая и холодная вода.
4. блюдце, вода, монеты.
5. шарики и пластиковый стаканчик
6. шприц 20мл.
7. мультфильм «Приключения капитана Врунгеля»
8. кадр сплющенной железнодорожной цистерны
демонстрируется кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» 10 серия.
Вопрос группе: «Как ставятся банки и почему они не падают?»
Мультик
https://www.youtube.com/watch?v=pdQKtckKUWM (4.27 5.00-5.38)
банки человеку
https://www.youtube.com/watch?v=OrAhbXsw9_U
видео цистерна https://cs8.pikabu.ru/images/big_size_comm_an/2016-01_5/1453731512118315096.gif
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте дети. Сегодня у нас состоится открытый урок, и от себя и от вашего лица приветствую наших гостей. Надеюсь на вашу плодотворную работу и на то, что мы урок не пройдем, а проживем. (Класс разбит на команды)
2. Проблема
А у меня настроение не очень хорошее. На завтрак я решила достать из холодильника банку кабачковой икры, но у меня не получилось ее открыть.
В начале, я предлагаю вам повторить материал, так как теория позволяет нам понять суть и объяснить происходящее явление.
Какая же тема сегодняшнего урока. Обратите внимание на таблички, установленные на ваших столах.
Так что-то такое тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера (конечно это оболочки атмосферы).
3. Актуализация знаний (работа в группах).
Но без знаний вы не сможете решить мою проблему, поэтому предлагаю вспомнить ранее изученный материал.
И так, на прошлых уроках мы с вами изучили атмосферное давление. Давайте вместе повторим изученный материал.
Блиц опрос. Каждой команде задается по 5 вопросов. (каждая команда задает другой команде по вопросу, и так несколько кругов)
1 2 3 4
Что такое атмосфера
Единицы атмос. давления
Кто впервые определил атм. давление
Почему существует атмосферное давление
Каким прибором пользуются для определения давления больше или меньше атмосферного
В каких случаях используют альтиметр Как переводиться с греческого анероид Прибор для измерения атмосферного давления
Какая связь между 1мм. рт. ст = Па
Что такое 1 Па = Формула для нахождения давления в жидкости
Основная формула давления
Почему Торричелли в своем опыте использовал ртуть
Как меняется давление с увеличением высоты
Каким образом человек выдерживает огромное давление атмосферы
Почему формулу для нахождения давления в жидкости нельзя использовать для нахождения атм. давления
Может ли космонавт набрать жидкость в шприц во время полета на космическом корабле?
Почему опасно сдавать в багаж при полете
на самолете плотно закупоренные жидкости Почему вода из опрокинутой бутылки
выливается рывками, с бульканьем?
Почему при взлёте самолёта, рекомендуют приоткрывать рот?
Физкультминутка
Встали ровно. Увеличьте давление на поверхность пола в 2 раза;
уменьшите давление в 2 раза.
Что надо сделать? (встать на 1 ногу; встать на 2 ноги)
4. Давайте от теории перейдем к практике. Атмосферное давление это давление атмосферы своим весом на все тела на Земле. На ваших столах находятся приборы, прошу вас доказать, что воздух имеет массу. (весы, разновесы и два шарика)
5. Настало время пронаблюдать явления, подтверждающие наличие атмосферного давления (работа в группах). Каждая группа демонстрирует опыт. Другие группы должны объяснить опыт.
Опыт 1 группы.
Приборы и материалы: бутылка с горячей, холодной водой.
Ход опыта: налить в бутылку горячую воду, через 20 сек. Вылить. Опустить или облить холодной водой. Бутылка сожмется.
Объясните, почему бутылка деформировалась.
Опыт 2 группы.
Приборы и материалы: шприц, стакан с водой.
Ход опыта: опустить поршень шприца вниз, затем опустить в стакан с водой и поднять поршень. Вода войдет в шприц.
Объясните, почему вода набирается в шприц
Опыт 3 группы
Приборы и материалы: шарик и пластиковый стаканчик.
Ход опыта: надуть шарик и прислонить к нему стаканчик. Он отпадет. Теперь немного сдуть и прислонить, продолжая надувать. Теперь стаканчик прилип к шарику.
Объясните, почему стаканчик держится.
Опыт 4 группы.
Приборы и материалы: блюдце, монеты, вода и спички.
Ход опыта: налить воду в блюдце и опустить в воду монеты, затем нагреть колбу, перевернув ее. После опустить в чашу
Объясните, почему вода оказалась в колбе.
Физкультминутка:
Учитель: Устали? Давайте сделаем дыхательные упражнения. Правильное дыхание способствует улучшению мыслительного процесса. Встаньте. Положите руки на диафрагму и сделайте 3-4 глубоких вдохов и выдохов.
Учитель: Задумывались ли вы над тем, как мы дышим?
(При вдохе диафрагма увеличивает объем легких. Давление воздуха в легких становится меньше атмосферного. Атмосферный воздух проникает в легкие.
При выдохе диафрагма сжимает легкие, объем легких уменьшается. Поэтому давление воздуха в легких становится больше, чем атмосферное. Воздух выходит наружу.)
6. Задания группам
Первая группа:
Ваш космический корабль совершил посадку на неизвестную планету, очень похожую на Землю. Стандартных приборов у вас нет. Как выяснить:
Есть ли на планете атмосфера?
Присутствует ли в атмосфере кислород?
Вторая группа
Журналистское расследование: из статьи в журнале «Наука и жизнь».
«Один из северных городов». В цистерне был мазут. Чтобы опорожнить цистерну, мазут нужно было разогреть. Разогревали горячим паром, который подавался прямо в цистерну. Когда мазут слили, люк цистерны закрыли, не дав ей охладиться… Через какое-то время цистерна сплющилась? Почему?.
Видео https://virtuallab.by/publ/video_opyty/video_opyty/banka_vs_atmosfernoe_davlenie/1-1-0-81
Третья группа
Встревоженные родители вызвали «службу спасения» к своему 7-летнему сыну, язык которого всосало в банку из - под «Пепси – колы». Приехавшие, сразу же оказали помощь. Как?
Четвертая группа
кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» 10 серия.
Вопрос группе: «Как ставятся банки и почему они не падают?»
Мультик
https://www.youtube.com/watch?v=pdQKtckKUWM (4.27 5.00-5.38)
6. Выставление оценок.
Решение проблемы.
Рефлексия Кто помет решить мне мою проблему?
Береги свою планету!
Воздух нежно-голубой,
Дышится легко и вволю.
Забываем мы порой:
Воздух дан в аренду нам,
Он один на всех землян.
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять нам воздух надо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
7. Домашнее задание. Я предлагаю вам продолжить свою исследовательскую деятельность и выбрать тему сочинения.
Сочинение на темы:
1.«Роль атмосферного давления в жизни человека».
2.«Роль атмосферного давления в природе».
3. «Земля без атмосферы».
Журналистское расследование: из статьи в журнале «Наука и жизнь».
«Один из северных городов». В цистерне был мазут. Чтобы опорожнить цистерну, мазут нужно было разогреть. Разогревали горячим паром, который подавался прямо в цистерну. Когда мазут слили, люк цистерны закрыли, не дав ей охладиться… Через какое-то время цистерна сплющилась? Почему?.
Во время выхода Алексея Леонова в открытый космос космический скафандр разбух и препятствовал возвращению космонавта в космический корабль.
Почему?
Встревоженные родители вызвали «службу спасения» к своему 7-летнему сыну, язык которого всосало в банку из - под «Пепси – колы». Приехавшие, сразу же оказали помощь. Как?
«Как ставятся банки и почему они не падают?»