Ольга Делавина
Урок математики во 2 классе по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова «Закрепление вычислительных навыков в концентре «Тысяча»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2 им. А. С. Пушкина»
Конспект урока математики во 2 "б" классе
Тип урока: интегрированный урок отработки открытого способа.
Программа: развивающее обучение по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Выполнила
учитель начальных классов
Делавина Ольга Викторовна
Стаж работы по специаль -
ности- 27лет.
Общий педагогический
стаж – 29 лет.
Арзамас – 2018 год.
Публикация «Урок математики во 2 классе по системе Д, Б, Эльконина — В, В, Давыдова „Закрепление вычислительных навыков в концентре „Тысяча“» размещена в разделах
- Математика, 2 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Цель: Закрепить вычислительные навыки в концентре "Тысяча"; познакомить учащихся с некоторыми произведениями, предлагаемыми для внеклассного чтения; способствовать развитию вычислительных навыков, интереса к художественной литературе, расширению кругозора учащихся; содействовать воспитанию бережного отношения к природе, книге.
Оборудование. Книги: Лазарь Лагин. "Старик Хоттабыч", Дж. Родари. "Приключения Чиполлино", Редьярд Киплинг. "Маугли", Алексей Толстой. "Приключения Буратино. ", Даниель Дефо. "Робинзон Крузо"; грамзапись "Страна Литературия", магнитофонная запись "Я веселый Чиполлино"; картинки с изображением пантеры и удава; карточки с буквами; карточки с заданиями; мультимедийный проектор.
Структура урока Хронометраж
I. Мотивационно – оценочный 3 мин
1. Актуализация знаний 1 мин
2. Ситуация успеха 2 мин
II. Исполнительный 30 мин
1. Проверка домашнего задания 4 мин
2. Решение примеров 5 мин
3. Физкультминутка 2 мин
4. Упражнение в записи и решении уравнений 5 мин
5. Системы счисления 10 мин
6. Физкультминутка 2 мин
7. Решение задач 5 мин
8. Домашнее задание 2 мин
III. Итог урока. Рефлексия 2 мин
ХОД УРОКА
I. Мотивационно-оценочный (3 мин)
1. Актуализация знаний (1 мин)
СЛАЙД №1.
Дети входят в класс под песню «Улыбка», встают у своих мест.
Учитель: Встали. Улыбнулись друг другу. Улыбнулись мне. Сели на места.
Учитель: Тема нашего урока «Повторение». Давайте подумаем, что же мы будем делать на уроке? (Ответы детей: считать, решать задачи и уравнения, работать с различными системами счисления)
2. Ситуация успеха (2 мин)
СЛАЙД № 2.
Учитель: А что мы должны знать и уметь, чтобы решить задачу?
Дети:
Читать задачу;
Составлять модель;
Определять часть и целое;
Помнить о ловушках.
Учитель: А что мы должны знать, чтобы решить уравнение?
Дети:
Уметь считать;
Определять часть и целое.
Учитель: С чем вы можете справиться хорошо? (ответы детей)
Учитель: А где испытываете затруднения? (ответы детей)
Учитель: Вот этим мы сегодня и займемся. И к концу урока, я думаю, вы уже лучше будете справляться с трудностями. Сегодня на уроке математики мы совершим путешествие в страну литературных героев.
СЛАЙД № 3
Звучит грамзапись "Страна Литературия".
II. Исполнителный (30 мин)
1. Проверка домашнего задания (4 мин)
Учитель: Первым нас встречает "тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками". Вольке Костылькову он представился как джинн Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб.
Учитель : Кто это? СЛАЙД № 4
Дети: Старик Хоттабыч
Учитель: Мальчик помог ему освободиться из замшелого глиняного сосуда, похожего на древнюю амфору. Поэтому старик решил быть слугой мальчика. Волька выполнял дома № на с., а Хоттабыч освободил его от необходимости долго думать: выдернул из своей бороды волосок, прошептал заклинание – и вот что оказалось в Волькиной тетради.
На доске:
Х + 85 = 185 х + 100 = 200 300 – х = 250
Учитель: Так ли записаны выражения у вас?
Учащиеся исправляют ошибки в первом и третьем примерах
Дети: В первом примере будет ответ 100 (100; 50) .
Учитель: Кто назовет автора этой книги?
Лазарь Лагин
Если дети не знают, учитель показывает книгу, дети читают фамилию автора, открывается карточка около фамилии Лагин.
2. Решение примеров (5 мин)
Учитель : А это кто нам машет рукой?
У сеньора Помидора льются слезы от позора.
Не хватай за чубчик длинный и не трогай …
Дети: Чиполлино! СЛАЙД № 5
Звучит грамзапись "Я веселый Чиполлино".
А) Игра «Знаю – не знаю».
Учитель: Знаете ли вы, кто придумал Чиполлино и написал о нем книгу? Я предлагаю вам сыграть в игру «Знаю – не знаю». Вы должны решить цепочку примеров. Если у вас получится ответ
285 – Редьярд Киплинг
350 – Астрид Линдгрен
185 – Джани Радари
85
Выставить книгу.
3. Физкультминутка (2 мин) СЛАЙД № 6.
Учитель: Принц Лимон и сеньор Помидор заточили в подземелье дедушку Чиполлино, дядюшку Тыкву, музыканта Грушу и других жителей сказочного города. Чтобы открыть замок в темнице, Чиполлино и его друзья должны разгадать код сеньора Помидора. А братья и сестры Чиполлино решили помочь ему. Запишем примеры в столбик и решим их.
374 + 526 4840 - 2800 6408 + 2422
Дети выполняют проверку в тетрадях, а два ученика – на индивидуальных досках для дальнейшей проверки с классом.
4. Упражнение в записи и решении уравнений (5 мин)
Учитель: А вот вдалеке мальчик, волею судьбы оказавшийся в диких джунглях и выросший в волчьей стае. Его друзьями были медведь Балу, удав Каа, пантера Багира, а злейшим врагом – тигр Шер-хан.
Учитель: Кто узнал этого мальчика? СЛАЙД № 7.
Дети: Это Маугли
Учитель: Давайте побольше узнаем о его друзьях. Для этого решим задачи.
СЛАЙД № 8.
Длина прыжка пантеры – Х м. если ее уменьшить на 7 м, то получится длина прыжка тигра – 5 м. Узнай длину прыжка пантеры.
Дети записывают
х – 7 = 5;
х = 5 + 7;
х = 12 м
Отрывок читает ученик.
Дети: "Багира, черная пантера, черная вся сплошь, как чернила, но с отметинами, которые, как у всех пантер, видны на свету. Все в джунглях знали Багиру, и никто не захотел бы становиться ей поперек дороги, ибо она была хитра, отважна. бесстрашна. Зато голос у нее был сладок, как дикий мед, капающий с дерева, а шкура мягче пуха".
Показ иллюстрации пантеры
Учитель: Если длину тела удава Каа – 9 м – уменьшить на Х м, то получим длину тела Багиры с длиной ее хвоста – 3 м. Узнайте, на сколько метров длина тела Багиры с длиной ее хвоста меньше длины тела Каа.
Показ иллюстрации удава.
Дети записывают
9 - х = 3;
х = 9 - 3;
х = 3 м - разница
Ответ: на 3 метра.
– Кто автор книги "Маугли"? СЛАЙД № 9.
Дети: Киплинг
Учитель открывает карточку около фамилии Киплинг. Выставляет книгу.
5. Системы счисления (5 мин) СЛАЙД № 10.
Учитель: Как вы знаете, Незнайка побывал в Солнечном городе и даже на Луне.
Учитель: Коротышки в Солнечном городе могли считать только до 3. Какая это система счисления? (Троичная)
Учитель: Лунатики могли считать до 5 – какая система? (Пятеричная)
Учитель: Посчитайте предметы сначала в троичной, а потом в пятеричной системах счисления.
Е 1 = 2 Е 1 = 2
Е 2 = 2 Е 2 = 3
Е3 = 1
С = 122 (3) Л = 32 (5)
Учитель: Кто назовет автора книги о Незнайке и его друзьях? (Н. Носов)
Выставка книги.
6. Физкультминутка (2 мин) СЛАЙД № 11.
7. Решение задач (5 мин)
Учитель: А это кто идет нам навстречу? СЛАЙД № 12.
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу.
Даже дырку на картине
Носом сделал.
Дети:. Буратино!
Учитель: За рассказ о потайной двери в каморке старого папы Карло Буратино получил от Карабаса Барабаса 5 золотых монет. Лиса Алиса и кот Базилио привели Буратино на пустырь. "Это поле чудес, – сказали они. – Если закопаешь золотые монеты, то наутро вырастет дерево, на котором будет на 135 золотых монет больше ". Сколько монет должно быть на дереве?
Дети. 5 + 135 = 140 (монет).
Учитель: А сейчас вам предстоит решить задачу и помочь Буратино и его друзьям спастись от Карабаса Барабаса.
«Буратино, Мальвина и Пьеро, спасаясь от Карабаса Барабаса, выбежали на берег озера. Мальвина и Пьеро сели на черепаху Тортиллу. Черепаха может переплыть озеро за 25 минут. Буратино бросился вплавь. Ему потребуется на 15 минут больше. А Карабас побежал вокруг озера. На это ему потребуется столько времени, сколько черепахе и Буратино вместе. Сколько времени потребуется Карабасу?»
?
1) 25 + 15 = 40 (мин) – потребуется Буратино.
2) 25 + 40 = 65 (мин) – потребуется Карабасу.
Ответ: 65 мин или 1час 5 минут.
Учитель: Назовите автора.
СЛАЙД № 13.
Дети. Толстой
Учитель открывает карточку около фамилии Толстой. Выставляет книги
8. Домашнее задание (2 мин) СЛАЙД № 14.
Учитель: А вот еще один литературный герой. Это мужчина в английском платье ХVIII в. Однажды корабль, на котором он плыл, потерпел крушение, и человек оказался на необитаемом острове. Там он прожил в одиночестве много лет, затем подружился с туземцем и назвал его Пятницей. О ком идет речь?
Учитель: Назовите автора книги.
Дети: О Робинзоне Крузо.
Учитель: Однажды Робинзон Крузо обнаружил около пещеры, где жил, 32 колоска ячменя, ржи – на 18 колосков больше, а пшеницы столько, сколько ячменя и ржи вместе. Сколько колосков пшеницы нашел Робинзон?
Учитель: Эту задачу я предлагаю вам решить дома.
Дети: Даниэль Дефо
Учитель открывает карточку около фамилии Дефо. Выставляет книгу
III. Итог урока (2 мин)
Учитель: Какие литературные герои помогли нам повторить изученный материал?
СЛАЙД № 15.
Дети: Хоттабыч, Чиполлино, Маугли, Буратино, Робинзон Крузо
Учитель: Кто нам рассказал о них? (СЛАЙД № 16.) Прочитайте фамилии авторов, записанные на доске.
На доске: Лазарь Лагин, Джанни Родари, Редьярд Киплинг, Алексей Толстой, Николай Носов, Даниэль Дэфо.
Учитель: А теперь я хочу спросить вас: лучше ли вы стали понимать изученный материал?
Учитель: За работу на уроке я ставлю оценки….
5 4 3
Приложение № 1.
Однажды Робинзон Крузо обнаружил около пещеры, Однажды Робинзон Крузо обнаружил около пещеры
где жил, 32 колоска ячменя, ржи – на 18 колосков где жил,32 колоска ячменя, ржи - на 18 колосков
больше, а пшеницы столько, сколько ячменя и ржи больше, а пшеницы столько, сколько ячменя и ржи
вместе. Сколько колосков пшеницы нашел Робинзон? вместе. Сколько колосков пшеницы нашел Робинзон?
Самоанализ интегрированного урока
математики по теме «Повторение».
Тема, задачи урока взяты в соответствии с программными требованиями. Это девятый урок по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».
Тема урока «Повторение (уравнения, задачи, системы счисления)».
Поставленные обучающие, развивающие и воспитательные задачи соответствуют возрастным особенностям учащихся и уровню развития класса.
Форма проведения урока – урок – путешествие по Стране Литературии. Выбранная мной структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач.
На данный момент дети умеют: решать задачи различных типов в одно, два и три действия; составлять уравнения и решать их; выполнять счет в различных системах счисления; складывать и вычитать многозначные числа столбиком; владеют навыками устного счета в пределах ста.
Исходя из темы урока мною были спланированы три учебно – воспитательные цели. Обучающий аспект: закрепление и повторение изученных типов задач, уравнений, систем счисления, случаев сложения и вычитания многозначных чисел. Образовательный аспект: развитие познавательного интереса. В плане воспитательного аспекта я обозначила задачи: воспитывать чувство взаимоуважения и взаимовыручки, формировать умение работать в коллективе, воспитывать бережное отношение к природе, книге.
На первом этапе (Актуализация знаний) я выделяю три пункта:
вхождение в контакт (настрой на работу при помощи улыбок);
ситуация успеха (чему научились и чему должны научиться);
рефлексия (повторение изученного материала).
На втором этапе (Операционно - исполнительный) я отрабатывала с детьми открытый способ действия с многозначными числами, системами счисления, умение решать задачи и уравнения. К доске старалась вызывать детей, наиболее часто допускающих ошибки с целью коллективного нахождения и исправления.
Удачей считаю следующее:
- дети могут определить, что они умеют делать хорошо, а что – недостаточно хорошо;
- не стесняются говорить о своих трудностях.
На третьем этапе (Рефлексивно - оценочный) дети пытались дать себе объективную оценку.
Над развитием речи я работала на протяжении всего урока, требуя строить правильные, полные ответы. Дифференцированный подход к каждому ученику помог почувствовать уверенность в своих силах. Использование на уроке физкультминуток снимало физическое напряжение и было направлено на сохранение здоровья детей и активизацию мыслительной деятельности.
Оборудование и наглядность подобраны в соответствии с целью и задачами урока.
При выборе приемов работы на уроке в качестве приоритетных я выбрала: образность, эмоциональность, последовательность, связность, доступность.
Атмосфера на уроке была эмоционально спокойная.
Поставленные цели и задачи на уроке были реализованы.
Аннотация к уроку.
Предмет: математика.
Учебник: «Математика», автор С. Ф. Горбов.
Учитель: Делавина О. В., учитель начальных классов МБОУ СШ № 2 им. А. С. Пушкина,
стаж работы – 29 лет.
Тип урока: интегрированный урок отработки открытого способа.
Тема: Повторение (уравнения, задачи, системы счисления).
Цель: закрепление вычислительных навыков в концентре «Тысяча».
Задачи урока:
Образовательные: 1) закрепить и повторить сложение и вычитание в пределах 1000;
2) повторить системы счисления;
3) повторить решение уравнений и задач;
4) познакомить с некоторыми произведениями, предлагаемыми для внеклассного
чтения;
5) способствовать развитию вычислительных навыков, интереса к художественной
литературе.
Развивающие: 1) развивать логическое мышление, память, интерес к чтению;
2) работать над развитием устной речи;
3) развивать стремление научиться лучше и быстрее считать;
4) развивать активную познавательную деятельность через игры, логические задания;
5) развивать способность к обобщению, систематизации полученных знаний.
Воспитательные: 1) воспитывать чувства взаимоуважения и взаимопомощи;
2) формировать умение работать в коллективе;
3) воспитывать бережное отношение к природе, книге;
4) воспитывать рациональность в учебно-познавательной деятельности.
Здоровьесберегающие: 1) проводить профилактику умственного перенапряжения путем смены видов
деятельности;
2) поддерживать атмосферу психологического благополучия и учебной
успешности.
Оборудование: - книги и портреты писателей;
- картинки с изображениями героев произведений;
- карточки с заданиями;
- карточки с домашним заданием;
- учебник, тетрадь.
На уроке Вы можете увидеть: 1) практическую значимость изучаемого материала;
2) формирование навыка установления причинно – следственных связей;
3) использование материала, направленного на повышение мотивации
к изучению темы;
4) создание атмосферы психологического успеха и морального
удовлетворения собственными успехами;
5) приемы формирования устойчивого интереса;
6) использование интеграции.