Морозова Светлана Николаевна
Урок математики в 4 классе «Письменное деление многозначного числа на однозначное»
▼ Скачать + Заказать документы
Математика, 4 «а» класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: Письменное деление многозначного числа на однозначное.
Тип урока : Урок применения знаний и умений.
Форма урока : Урок-игра «Наша фирма»
Цель урока : создать условия для отработки навыка деления многозначного числа на однозначное число по алгоритму.
Публикация «Урок математики в 4 классе „Письменное деление многозначного числа на однозначное“» размещена в разделах
- Математика, 4 класс
- Математика. Деление чисел. Конспекты уроков
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное; решать задачи; развивать умение использовать ранее полученные знания при изучении материала; оценивать правильность выполнения действия, знакомить детей с первоначальными понятиями финансовой грамотности. Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная. Оборудование: ноутбук, презентация, карточки с заданиями, шоколадные монетки.
Методы: игра, беседа
Ход урока
1. Эмоциональный настрой
- Рада всех вас видеть на уроке математики. Сегодня копилка знаний каждого из нас вновь пополнится.
- Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке.
- Теперь откройте глаза, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее.
- Я желаю вам удачи.
- Сегодня у нас необычный урок – игра. Мы с вами организуем фирму.
- Для успешной работы на фирме у нас есть вся необходимая документация: учебник, рабочая тетрадь, ручка, черновик. Есть ли все необходимое на парте?
- Давайте зарегистрируемся. Подпишите сегодняшнее число, классная работа.
- Что делает фирма?
- Сегодня мы с вами организуем закупку и продажу необходимой продукции. Рынок поставки продукции не сложный, а квалифицированных кадров всегда мало. Я готова взять вас на работу в качестве сотрудников, если докажете, что сможете хорошо работать.
2. Самоопределение к деятельности
1) Математический диктант с самопроверкой.
- Сейчас вы покажите своё умение анализировать, сравнивать, доказывать, находить верное решение.
- За каждый правильный ответ вы получите буквы, из которых составите слова. Если вы все верно вычислите, то узнаете название нашей фирмы.
- Но для начала нам необходимо разработать правила для сотрудников фирмы (работы в группах) :
• В команде должен быть ответственный.
• Работать должен каждый на общий результат.
• Один говорит, другие слушают.
• Своё несогласие высказывай вежливо.
• Если не понял, переспроси.
Работа в парах:
Сумма чисел 610 и 390. (1000) Сумма чисел 620 и 370. (990)
Разность чисел 500 и 150 (350) Разность чисел 600 и 140 (460)
Произведение чисел 130 и 2 (260) Произведение чисел 140 и 2 (280)
Частное чисел 180 и 2 (90) Частное чисел 320 и 4 (80)
6 увеличить в 40 раз (240) 6 увеличить в 30 раз (180)
810 уменьшить в 90 раз (9) 250 уменьшить в 5 раз (50)
5 увеличить в 90 раз (450) 6 увеличить в 90 раз (540)
Игрушки
2) Игра «Кто быстрее».
- На нашей фирме будет 2 отдела. Предлагаю вам выяснить, кто, за что будет отвечать. Кто быстрее справится, будут менеджеры по закупке, остальные менеджеры по продажам.
7 * 8 = 7 * 9 =
24 : 3 = 36 : 4 =
4 * 8 = 4 * 6 =
36 : 9 = 32 : 4 =
7 * 5 = 8 * 4 =
18 : 2 = 30 : 6 =
49 : 7 = 64 : 8 =
6 * 8 = 27 : 9 =
9 * 8 = 6 * 9 =
3 * 7 = 8 * 5 =
(Проверка на слайде)
3. Актуализация знаний.
1. Устный счет. Чтение многозначных чисел.
- Наша фирма будет приносить прибыль. Сможете ли вы посчитать наш большой доход. Давайте прочитаем числа в порядке возрастания: 552 671, 67 823 000, 106 708, 3 214, 48 901.
3 214, 48 901, 106 708, 552 671, 67 823 000.
- Назовите самое маленькое из этих чисел? (прикрепить на доску - 3214)
- Какое это число? (Четырехзначное)
- Разложите число на сумму разрядных слагаемых (3 тысячи + 2 сотни + 1 десяток + 4 единицы)
- Назовите соседей этого числа. (3213 и 3215)
- Прибавьте к числу 5 десятков. (3264)
- Уменьшите на 2000. (1214)
- Увеличьте на 2000. (6214)
- Увеличьте в 2 раза. (6428)
- Уменьшите в 2 раза.
- Что значит уменьшить?
- Почему вы затруднились назвать частное?
4. Постановка учебной задачи (Создание проблемной ситуации)
- Не можем решить устно. А как можно вычислить? (устно, столбиком)
- Как можно решить пример?
- Какую цель мы сегодня поставим на уроке?
- Тема сегодняшнего урока. (Письменное деление многозначного числа на однозначное)
- А для этого мы будем использовать алгоритм.
- А что такое алгоритм? (Определенный порядок действия для получения результата)
- Предлагаю повторить алгоритм деления на однозначное число, продолжив фразы….
(На слайде.)
1. Записываю пример в (столбик).
2. Нахожу первое (неполное делимое)
3. Определяю количество цифр в (частном)
4. Подбираю первую цифру в значении (частного)
5. Умножаю число на (делитель)
6. Вычитаю, находим (остаток)
7. Записываю цифру следующего (разряда) делимого рядом с остатком.
8. Получаю второе неполное (делимое) и повторяю пункты 4, 5, 6 (пока не разделим (делимое).
9. Остаток сравниваю с делителем
10. (Читаю ответ)
- Рассмотрим пример письменного деления многозначного на однозначное число :
- Предлагаю два варианта: первый – сама покажу приём деления. Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами. Какой вариант выберете?
- Вы можете хорошо научиться быстро делить числа, только думая своей головой и пытаясь решить самостоятельно.
- Отдел, который отвечает за поставку игрушек, поможет нам вычислить пример с комментированием и доставить игрушки на фирму.
- Разделите 3214 : 2
(1 решает пример у доски, остальные в тетради)
3214 : 2 = 1607
- Назови число, которое получили в частном.
- Мы всегда должны помнить: Остаток должен быть меньше делителя!
(поставка игрушек)
5. Работа по теме урока. Работа по учебнику.
- Наша фирма должна приносить доход, поэтому менеджеры по продажам помогут нам распределить их по магазинам.
- Откройте учебники на с. 87 № 2 Подпишите задание.
(За каждый правильно решенный пример, игрушки уходят в магазины)
4581 : 9 = 509
1824 : 3 = 608
29650 : 5 = 5930
36800 : 8 = 4600
6. Физминутка под музыку
7. Работа по теме урока
- У нашей фирмы появились конкуренты. Они хотят отнять наш бизнес. Мы сможем его оставить, выполнив их условия. Поможете?
Задача. Фирма конкурентов закупила 20 коробок с елочными игрушками по 20 штук в каждой коробке по цене 20 рублей за игрушку. Все игрушки продали по 50 рублей за каждую.
А наша фирма закупила 15 коробок с елочными игрушками по 30 штук в каждой коробке по цене 15 рублей за игрушку. И тоже все продали, но по 45 рублей за игрушку.
У какой из наших фирм прибыль больше и на сколько?
- Прочитайте задачу.
- Можете вы сразу ответить на вопрос задачи?
- Что известно? Что еще известно?
- Сколько игрушек они купили?
- Сколько они заплатили за все игрушки (за закупку?
- А продали все по 50 рублей за штуку. Какая у них прибыль?
1) 20 * 20 = 400 (иг.) – купила 1 фирма.
2) 400 * 20 = 8 000 (руб.) – заплатила за игрушки 1 фирма.
3) 400 * 5 = 20 000 (руб.) – получила от продажи игрушек 1 фирма.
4) 20 000 – 8 000 = 12 000 (руб.) – прибыль у 1 фирмы.
5) 45 – 15 = 30 (руб.) – прибыль от 1 игрушки.
6) 15 * 30 = 450 (иг.) – купила наша фирма.
7) 450 * 30 = 13 500 (руб.) – прибыль у нашей фирмы.
8) 13 500 – 12 000 = на 1 500 (руб. Ответ: 13500 12 000
8. Рефлексия.
- Оценить свою работу вы должны не только письменно, но и устно, высказав свое мнение, продолжив фразы (на слайде текст) :
9. Итог урока.
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Мы достигли цели?
– Завтра я вас снова жду на своем рабочем месте. Мы будем составлять сложные отчеты, подсчитывать наш доход.
10. Домашнее задание:
- Сегодня оно у вас будет на выбор: карточка и в учебнике с. 87 № 6
- Чем отличаются на доске карточки?
- Сможете выполнить?
- Почему вы так уверены?
- Выберите себе задание и выполните его дома.