Галина Кашина
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «С. Баруздин. Салют»
Учебный предмет: Литературное чтение
Учебная тема: С. Баруздин «Салют»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель: Познакомить учащихся с поэтическим произведением о Дне Победы, учить выразительному чтению.
Задачи:
- Создание условий для расширения круга чтения учащихся произведениями о Великой Отечественной войне.
- Знакомство с ВОВ как с историческим событием.
- Развивать навык выразительного чтения, устную и письменную речь обучающихся.
Публикация «Урок литературного чтения во 2 классе по теме „С, Баруздин, Салют“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Салют. Праздничные салюты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Содействие воспитанию чувства патриотизма, гордости за свой народ.
Личностные результаты
У учащихся сформируются:
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новых задач;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты: регулятивные
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане.
Учащиеся получат возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.
Метапредметные результаты: коммуникативные
Учащиеся научатся:
- слушать и слыщать партнера;
- контролировать действия партнера.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Метапредметные результаты: познавательные
Учащиеся научатся:
- строить связные высказывания по теме;
- работать с Google-формой, отвечать на вопросы по содержанию произведения;
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- читать стихотворение выразительно;
- отвечать на вопросы и выполнять задания по прочитанному произведению;
- составлять рассказ о Великой Отечественной войне, о Дне Победы.
Средства: Урок проходит в Центре универсального образования. На уроке используется следующее оборудование:
Интерактивный экран, ПК учителя, компьютеры для учеников – 10 шт., учебники «Литературное чтение» (автор-составитель Л. А. Ефросинина, 2 часть) – у каждого ученика, раздаточный материал – тексты о ВОВ для практической работы в группах.
Ход урока
1 этап. Орг. момент
- Начинаем урок литературного чтения.
“Невозможно без вниманья
Получить образованье!”
Дети хором говорят слова.
2 этап. Актуализация знаний
(Цель: выявление уровня знаний) Беседа по изученному ранее материалу.
- Вспомните об авторе – Сергее Баруздине.
Дети уже изучали биографию писателя С. Баруздина, когда читали его произведение «Стихи о человеке и его словах». Ученикам был дан следующий текст и задания к нему:
Сергей Алексеевич Баруздин родился в Москве в 1926 году. Папа писал стихи и сына тоже научил любить поэзию. Все складывалось очень удачно: его произведения печатались в школьной стенгазете, а затем в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда». Надежда Константиновна Крупская обратила внимание на юное дарование и направила его в литературную студию Дома пионеров.
Жизнь была легка и прекрасна, но все изменилось, и привычный мир рухнул за несколько часов, когда началась Великая Отечественная война. Через несколько месяцев погиб отец. Горе и смерть стремительно ворвались в мир фантазий и грёз молодого поэта.
Сергею было всего 14 лет, и он рвался на фронт, но туда его не брали. Через год после начала войны, приписав себе пару лет, он уже воевал в артиллерийской разведке, участвовал в обороне Москвы и брал Берлин. Был награждён орденами и медалями. Дороже всех других наград была медаль «За оборону Москвы».
После войны поступил в Литературный институт имени М. Горького. Окончив его, был редактором журналов «Пионер» и «Дружба народов». Умер Сергей Баруздин 4 марта 1991 года.
* Напиши 1-2 предложения о том, что особенно тебя удивило в биографии поэта.
Дети вступают в беседу по изученному ранее материалу.
На середине стола раскладывают 9 карточек с записанными на них словами и словосочетаниями в виде квадрата 3х3.
Затем каждая группа составляет небольшой рассказ об авторе, выбирая для этого три карточки либо по вертикали, либо по горизонтали, либо по диагонали. Записывают свой рассказ, а затем зачитывают перед классом.
Дети могут составить следующие рассказы:
*Сергей Баруздин родился в Москве. Отец научил его любить поэзию, и он стал писать стихи. В юном возрасте он был на войне и даже получил медаль «За оборону Москвы».
*Привычный для писателя мир рухнул, когда началась война. Поэзия встала на второй план. Баруздин ушел на фронт.
*Произведения с. Баруздина печатали в газете «Пионерская правда». Его поэзия многим нравилась. Но когда ему было 14 лет, началась война, и он, приписав себе пару лет, ушел на фронт.
3 этап. Целеполагание. Мотивация к деятельности
Прием «Коробка с секретом».
Учитель выносит красивую коробку с бантиком и сообщает:
- Сегодня мы будем читать произведение о том, что лежит в этой коробке. А написал это произведение тот же автор – Сергей Баруздин.
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, что в коробке.
Загадка.
В небо взлетают цветные огни.
Весть о Победе разносят они.
- Стихотворение Баруздина так и называется «Салют».
- На уроке вы узнаете, в честь какого события бывает главный салют в нашей стране; научитесь читать стихотворение выразительно; будете учиться сами сочинять небольшой рассказ по теме сегодняшнего урока.
- Итак, тема урока: С. Баруздин «Салют».
Дети называют отгадку – салют.
4 этап. Изучение нового блока информации
1) Знакомство с произведением.
Учитель дает задание перед чтением: Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос – Какое настроение создает оно? Нужно пояснить свой ответ.
Далее учитель демонстрирует выразительное чтение стихотворения. Затем дети читают его про себя.
2) Организуется групповая работа с использование технологии смешанного обучения. Учебное пространство организовано следующим образом:
1 зона – зона работы с учителем и учебником.
2 зона – зона работы с дополнительными материалами.
3 зона – онлайн-зона.
Учитель к следующему уроку поставит учащимся отметки: за ответы на вопросы по тексту стихотворения, а также за выполнение онлайн-задания.
Учащиеся слушают и следят за чтением учителя.
Отвечают на вопрос
– Какое настроение создает стихотворение? Доказывают свое мнение.
Читают стихотворение про себя.
1 зона. Задание: научиться читать выразительно. Организуется работа по памятке 1 «Прочитай выразительно»
2 зона. Дополнительный материал – текст о ВОВ у каждого ученика. Нужно прочитать и письменно ответить на вопросы по содержанию текста.
3 зона. На компьютере выполняется задание в онлайн-режиме – Google-форма:
Ответы каждого ученика автоматически сохраняются в Google-таблице.
5 этап. Осознание и осмысление блока новой учебной информации
1) Учитель предлагает продемонстрировать выразительное чтение нескольким ученикам. Остальным – оценить по критериям оценивания.
В совместной деятельности проходит обсуждение и выставление отметок.
2) Организуется работа с использование обучающей структуры Сингапурской методики обучения – МИКС-ФРИЗ-ГРУПП. Каждый рассказывает в течение 30 секунд.
3) На экране учитель демонстрирует таблицу ответов на задания онлайн-зоны. По желанию детей некоторые ответы зачитываются.
К следующему уроку учитель проверяет ответы каждого, выставляет отметки.
Ученики демонстрируют достигнутые результаты урока.
1) По одному представителю от группы читают стихотворение выразительно перед классом.
Взаимооценка.
Критерии оценивания:
1. Правильная постановка логического ударения.
2. Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение.
Отметка "5" - выполнены правильно все требования
Отметка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Отметка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Отметка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.
2) Дети двигаются по кабинету под негромкую музыку, а по окончании звучания объединяются в пары. В паре они должны по очереди рассказать друг другу о Великой Отечественной войне по материалам задания, которое выполняли во 2-ой зоне (ответы на вопросы по тексту).
3) Учащиеся могут сами прочитать свои ответы перед классом.
6 этап. Домашнее задание.
Дается разноуровневое домашнее задание:
Базовый уровень – выучить стихотворение наизусть.
Повышенный уровень – составить рассказ «ВОВ в жизни моей семьи», побеседовав с родственниками. Учащимся предоставляется выбор домашнего задания.
7 этап. Рефлексия.
Прием «Рефлексивная мишень».
Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.