Людмила Степанова
Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевые установки урока :
1. формирование понятия об отличительных особенностях сказки;
2. развитие у школьников посредством художественных деталей воображения и образного восприятия;
3. расширение личного эмоционального опыта, выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребенка.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд №1. «Страна Литературия».
-Мы продолжаем путешествие по удивительной стране Литературии.
Слайд №2. «Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!»
Публикация «Урок литературного чтения „Русская народная сказка „Лиса, кот и петух“» размещена в разделах
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кот. Литература о котах и кошках
- Литературное чтение
- Петух, петушок. Конспекты занятий по развитию речи
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Кот, петух и лиса». Сказка
- Темочки
-Как мы будем строить свой урок? ( Дети читают со слайда: «Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!»).
-Мы должны будем сначала понять, чего не знаем, а потом постараться самим открыть новое знание.
-У нашего друга Смайлика прекрасное настроение, он вновь пришёл к нам на урок получать новые знания. Покажите какое у вас настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно, вперёд за знаниями.
3. Актуализация знаний.
С чего начнём работу? (С повторения).
Слайд №3. «Устное народное творчество».
-Продолжите предложение.
Песенки, шутки, загадки, пословицы, поговорки, считалочки, сказки, скороговорки, частушки – это («устное народное творчество».)
Слайд №4. «Устное народное творчество».
- А как по другому называют «Устное народное творчество»(Фольклором).
- А что вы знаете о фольклоре – устном народном творчестве? Почему «Устное народное творчество»?
Устное – значит из уст в уста;
Народное – то, что создал народ;
Творчество – создание чего то нового.
Сегодня мы посвятим наш урок одному из любимых вами жанров устного народного творчества, а какому вы догадаетесь сами.
Слайд №5. «Слова».
Прочитайте слова и скажите из какого из жанров они потерялись?
Зачин, повторы, концовка, присказка, … - это сказка.
-Совершенно верно, это,конечно же, сказка.
-А что такое сказка? Сказка – это вымышленная история.
- Назовите отличительные особенности сказки, чем она отличается от таких жанров как рассказ, повесть? В сказках есть мораль, волшебство, мудрость, главная идея – добро побеждает зло, наличие реальных и нереальных героев, волшебных предметов; троекратные повторы подвигов, действий, событий.
-Какие вы знаете жанровые разновидности сказок?
Слайд №6. «Сказки – народные, авторские».
-Верно, сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские - это сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уста в уста, из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. (О животных, бытовые, волшебные)
Народные сказки. Авторские сказки
-Назовите народные сказки?
Колобок, Гуси-лебеди, Курочка –ряба, Репка, Маша и медведь, Морозко, Василиса Прекрасная, По щучьему веленью, Сивка-бурка, Волк и семеро козлят, Лиса и журавль.
-Назовите имена самых известных сказочников?
Самыми известными сказочниками являются А. С. Пушкин, Конст. Дмитр. Ушинский, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро и многие другие.
Постановка учебной задачи.
-Молодцы, много знаете сказок.
-Давайте послушаем одну из сказок и назовём её автора.
Слайд №7. Сказка «Заюшкина избушка». Прослушивание аудиозаписи.
-Кто автор этой сказки? (Русская народная сказка).
-А кто запомнил как называется сказка? («Заюшкина избушка».)
-Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой.
Слайд № 8. Тема урока : «Лиса, заяц и петух».
-Прочитайте название сказки. Как вы думаете в библиотеке на какой полке вы найдёте эту сказку? (Народные сказки или авторские сказки).
Совершенно, верно –это русская народная сказка.
О ком будет рассказываться в этой сказке? Можно определить по названию?
Работа с учебником.
-Давайте откроем учебник на стр. 66 и рассмотрим иллюстрации.
-Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображён на иллюстрации?
-Что можно рассказать о героях русской народной сказки?
- Кто в сказке оказывается хитрым, глупым, злым?
Основная часть урока.
Слайд №9. «Иллюстрация к сказке».
-Давайте прочитаем сказку. Чтение сказки цепочкой.
-Понравилась вам сказка?
-Оправдались ли ваши предположения о героях сказки?
-Назовите всех героев сказки. Почему не все они вынесены в название сказки?
-Сравните сказку со сказкой «Заюшкина избушка», чем они похожи и чем отличаются?
Сходство – сюжет и композиция, язык, идея –добро побеждает зло, одинаковое начало и конец сказки.
Отличие – название сказки, больше героев.
-А как вы думаете, почему очень похожи эти сказки? Сказки очень похожи, потому что они народные, люди рассказывали их друг другу, передавали из поколения в поколение, при этом каждый автор мог добавить что-то своё, даже изменить название сказки.
-Как вы думаете почему народ назвал её именно так, может быть её можно было бы назвать по-другому, например, «Лиса и заяц».
Работа по анализу сказки «Лиса, заяц и петух»
Выборочное чтение.
-Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»? Подтвердите свой ответ текстом. (Жили-были лиса да заяц.)
-А почему всё-таки неизвестный нам автор назвал сказку именно «Лиса, заяц и петух»?
Главными героями как раз и являются герои, заявленные в заглавии. Между ними разворачивается конфликт. Кроме этих героев, в сказке еще действуют собаки и медведь - они выполняют второстепенную роль.
Слайд №10. «Характеристика героев сказки». Работа над характеристикой героев русской народной сказки.
Итак, главные и второстепенные герои сказки – животные. Причём животные необычные, они наделены человеческими качествами, они ведут диалог, владеют как человек речью, а значит у них есть характер.
-Давайте поработаем над характерами героев сказки, чертами, которые характеризуют наших героев.
Слайд №11. «Исследовательская работа». Работа в парах.
-А теперь давайте поработаем в парах, проведё м исследовательскую работу: выполним задание на поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые характеризуют того или иного героя.
-Найдите в тексте эпизоды, слова, выражения, которые характеризуют героев сказки.
Выборочное чтение.
Работа в парах. Продолжаем работу в парах.
-Соотнесите качества и сказочных героев. Подтвердите свой ответ текстом.
Слайд №12. «Словарь качеств».
«Словарь качеств». (раздаточный материал на парту).
Лиса Заяц Собаки Медведь Петух
Хитрая
Смелая
Добрая
Отзывчивая
Злая
Храбрая
Глупая
Трудолюбивая
Умная
Находчивая
Трусливая
Ленивая
Уверенная в своих силах Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах Хитрые
Смелые
Добрые
Отзывчивые
Злые
Храбрые
Глупые
Трудолюбивые
Умные
Находчивые
Трусливые
Ленивые
Уверенные в своих силах Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах
Вывод. Итак, давайте сделаем вывод:
Лиса – хитрая, умная, находчивая, уверенная в своих силах.
Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый, трудолюбивый.
Собаки – смелые, отзывчивые, трусливые. уверенные в своих силах.
Медведь – отзывчивый, смелый, уверенный в своих силах.
Петух - хитрый, умный, находчивый, уверенный в своих силах.
Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами?
Лиса — умная и хитрая, и Петух — умный и хитрый.
-Почему же Петух побеждает? Петух побеждает, потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достается победа.
Слайд №13. «Физкультминутка».
Слайд №14 «Сюжет и композиция сказки».
Работа над сюжетом и композицией сказки.
-Давайте проанализируем, как построена сказка, какова её композиция.
-Расскажите, что происходит в сказке. О чем в ней повествуется? (В сказке рассказывается, как петух выгнал лису из домика зайца, в конце сказки восторжествовала справедливость.)
-Можно ли сказку разделить на части? В сказке можно выделить несколько частей.
-Сейчас вы самостоятельно перечитаете ещё раз сказку и определите сюжетную линию, тоесть разделите на смысловые части : определите завязку, развитие действия и развязку.
Самостоятельное чтение сказки. (Жужжащее чтение.)Ученики перечитывают сказку и карандашом делят ее на смысловые части.
-Проверяем, на какие части можно разделить сказку?
-С чего начинается сказка? Начинается сказка с завязки - это часть сюжета, которая намечает исходную ситуацию: время, место действия, героев произведения, их взаимоотношения.
-Прочитайте, какими словами заканчивается первая часть.
1 часть -…да его из избушки и выгнала.
-Какое событие лежит в основе развития сюжета, действия?
-Как это событие представлено в сказке? Развитие сюжета начинается почти сразу, как только лиса попросилась к зайчику ночевать. В сказке начинает развиваться конфликт между зайцем, который остался без своего домика, и лисой, которая выгнала зайчика из своей избушки.
-Прочитайте, где вы закончили вторую часть.
2 часть – Медведь испугался и ушёл.
3 часть- Развязка.
-Кто помогает зайчику в беде? Кто смог выгнать лису? Почему? Помогают зайчику другие герои сказки : собака и медведь, но никто из представителей ни домашних, ни диких животных не может решить созданную проблему. Сумел помочь зайчику крикливый петух. Именно он, умный, хитрый, лису выгоняет из домика.
Слайд № 15. Исследование языка сказки.
-А сейчас давайте продолжим исследование сказки и поработаем над её языком. Исследовательскую работу будем проводить в группах.
Работа в группах.
Одна группа ищет непонятные или незнакомые слова в сказке, вторая - образцы малых фольклорных жанров (заклички, приговорки, третья – повторы.
Проверка.
Вывод: Народная сказка с её неповторимым повествованием, напевностью, характерной для русского языка, в ней много исконно русских слов, выражений, закличек, приговорок, что так часто использовал в своей речи русский народ.
Напевность
Много исконно русских слов, выражений
Заклички, приговорки.
Слайд №16-25. «Иллюстрации к сказке». Инсценирование отрывка из сказки.
Слайд №26. Обобщение по теме урока.
-В основу сказки положено одно событие - лиса отняла домик у зайца, поскольку ее дом, построенный не на совесть, растаял. Для восстановления справедливости необходимо вернуть домик зайцу.
Необычна сказка и с точки зрения своей структуры. Сказка о животных, как и другие виды сказок, имеет особое начало — присказку, зачин; именно это начало позволяет сказать, что мы читаем сказку. В ней четко разграничены положительные и отрицательные персонажи, и заканчивается она торжеством добра над злом. Именно в это всегда верил народ.
-Можно ли сказать о сказке «Лиса, заяц и петух», что «справедливость в ней царит»?
-Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?
(«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».)
Чему нас учит сказка?
(Сказка учит :«Поступай по справедливости - и победа будет обязательно за тобой».)
Слайд №27. «Оцените свою работу на уроке :»
Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке :
Я могу назвать героев сказки.
Я могу назвать качества характера героев сказки.
Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а не лиса.
Я могу пересказать сказку.