Приложение МААМ

Конспект урока литературного чтения на тему: Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» для 4 класса по программе М. П. Воюшиной.

Елена Туракулова
Конспект урока литературного чтения на тему: Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» для 4 класса по программе М. П. Воюшиной.
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока: Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза».

Главная дидактическая цель урока: при изучении стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», формировать читательские умения.

Знать: фамилию, имя, отчество автора: Фёдор Иванович Тютчев. Название стихотворения: Весенняя гроза.

Понимать: содержание стихотворения «Весенняя гроза», смысл применяемых эпитетов.

Применять: объяснять значение слов (резвяся, раскаты, перлы, не молкнет, гам, вторит, шум нагорный, Геба, Зевс, громкокипящий, кубок)

Анализ: слов из стихотворения, возможных синонимов.

Публикация «Конспект урока литературного чтения на тему: Ф, И, Тютчев „Весенняя гроза“ для 4 класса по программе М, П, Воюшиной,» размещена в разделах

Синтез: выразительное чтение с опорой на ключевые слова, сопоставление пословиц с текстом, творческая работа «Круглый стол».

Оценка: работы с пословицами и самим текстом для жизненного опыта детей.

Средства обучения: текст стихотворения, видео, портрет, презентация, пословицы.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее, –

Начнём скорей урок!

2. Подготовка к первичному восприятию.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом Федором Ивановичем Тютчевым.

- Посмотрите на портрет Ф. И. Тютчева.

Этот поэт родился в начале 19 века. Он получил литературное образование в домашних условиях. Много путешествовал. Именно поэтому у него хорошее отношение к природе, т. к. он много повидал. Написал не очень много стихотворений по сравнению с другими поэтами.

Сегодня мы с вами будем читать стихотворение «Весенняя гроза». Вы наверняка догадались, о чем оно. Что особенного именно в весенней грозе?

- Кто из вас видел грозу? Расскажите, что вы пережили во время грозы?

(Во время грозы человек испытывает тревогу, пугается. Даже в самом слове «гроза» чувствуется угроза).

- Гроза издавна вызывала у людей чувство страха, ужаса. С древних времен люди пытались объяснить это явление природы. Они считали, что гроза – это кара, наказание, которое Бог посылает на землю, чтобы наказать людей за их провинности. В каждой религии громом и молнией повелевал самый могущественный бог. (У славян это был Перун (его имя означает «молниеносный», у древних греков – Зевс (его имя в переводе на русский язык означает «свет»).

Словарная работа.

На доску вывешиваются слова: резвяся, раскаты, перлы, не молкнет, гам, вторит, шум нагорный, Геба, Зевс, громкокипящий, кубок.

- Как вы думаете, что значат эти слова?

РЕЗВЯСЯ - играя, веселясь

РАСКАТЫ - грохот

ПЕРЛЫ- жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.

НЕ МОЛКНЕТ- не молчит

ГАМ-гул, гудение, крик птиц.

ВТОРИТ - повторяет

ШУМ НАГОРНЫЙ -гул, шум воды в горах.

ГЕБА-у древних греков богиня юности. Дочь главного греческого бога Зевса. Она богиня юности, любит играть, веселиться, подшучивать над другими.

ЗЕВС-самый главный бог древних греков, его царство было на горе Олимп.

ГРОМОКИПЯЩИЙ- с громом опрокинулся из рук Гебы.

КУБОК-питьевой сосуд из металла, стекла, кости, известный в древности.

3. Первичное чтение.

Просмотр видео (на фоне картин природы читается стихотворение).

4. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- С каким настроением вы его слушали?

- Почему же не возникает чувства страха, тревоги, ведь речь идет о грозе?

5. Постановка учебой задачи.

Вы правильно думаете. Давайте перечитаем стихотворение и найдем, как же автор описывает грозу, свое к ней отношение. Какие слова использует.

6. Повторное чтение по частям и анализ текста.

- Прочитайте первую строфу. Можно ли сразу ответить на вопрос, как относится поэт к грозе? (Да, первое слово стихотворения прямо называет чувство поэта: «Люблю грозу в начале мая…»).

- Представьте себе, что этого слова нет; вы догадались бы, что поэт любит грозу? Подтвердите свое мнение текстом.

- Какое обычно бывает небо во время грозы?

- А какой эпитет и почему употребляет Тютчев, описывая небо? (Небо «голубое», видимо, гроза ещё только приближается, ни дождя, ни молнии ещё нет, хотя гром уже слышен.)

- Почему, говоря о раскатах грома, поэт выбирает такой странный эпитет – «молодые»?

- Как и почему следует прочитать четверостишие – напевно, медленно или бодро, весело?

Прочитайте выразительно первую строфу.

- Прочитайте вторую строфу про себя. А теперь послушайте. Я прочитаю эту строфу дважды – первый раз так, как у Тютчева, а второй – изменив текст. Сравните два варианта.

Текст для сравнения:

Шумят раскаты молодые,

Вот дождик хлынул, пыль летит,

Повисли капли дождевые,

И солнце нити золотит.

(Поэт выбирает слово, опираясь не только на его смысл, но и на его звучание, поэтому читатель имеет возможность и увидеть, и услышать грозу. Замена слов «брызнул» на слово «хлынул» меняет характер дождя. У Тютчева дождь веселый, молодой, не дождь, а «дождик». Редкое слово «перл» (жемчужина) придает торжественность описанию, подчеркивает красоту и необычность грозы.)

- Что необычного вы заметили в грозе, которую описывает Тютчев? (Дождик брызнул, а солнце продолжает светить.)

- Меняется ли эмоциональная тональность в этой сфере по сравнению с первой? Прочитайте выразительно две первые строфы.

- Прочитайте про себя третью строфу и подумайте, зачем поэт два раза употребляет одно и то же слово? Что ему важно подчеркнуть? (Во время грозы птицы замолкают. А гроза необычная: «В лесу не молкнет птичий гам» - птицы не боятся грозы.)

- Что значит «вторить»? («Вторить» - не просто повторять, а откликаться на чужой голос, внимать ему, разделять его чувства.)

- Чему же и как вторит природа? (В природе все весело откликается на молодые, полные энергии раскаты грома, все подхватывает ту же веселую ноту. Гроза не нарушает гармонии природы, а усиливает общий бодрый, радостный настрой.) Прочитайте выразительно три строфы.

- Прочитайте последнее четверостишие и подумайте, почему описание грозы заканчивается обращением к мифологии? (Весенняя гроза – не кара богов, а шутка природы. Геба – богиня юности, она из шалости, смеясь, проливает на землю «громокипящий кубок». Поэтому весенняя гроза столь необычна. Это игра молодых, пробуждающихся к жизни сил природы.)

- В одном из своих стихотворений Ф. И. Тютчев писал:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…»

-Тютчев, как никто другой, умел слышать язык природы – внимать гомону птиц, раскатам грома, шуму горного потока. Поэт «переводит» этот язык в слово. Постарайтесь в своем выразительном чтении донести до слушателя язык природы.

Каждая колонка получает пословицу. Работа в творческих группах – выбрать пословицу, подходящую к данному стихотворению.

Не все бьет, что гремит.

Не всякая вина виновата.

Не во всякой туче гром; а и гром, да не грянет; а и грянет, да не по нас; а и по нас — авось опалит, не убьет.

Попадешься в руки — натерпишься муки.

От грозы либо все в кучу, либо все врознь.

Дети выбирают пословицу, аргументируют. Если ребенок трактует ее неверно, учитель поправляет его, объясняет значение.

8. Обобщение.

Работа со словами.

- Представьте, что автор использовал вместо предложенных слов другие.

Резвясь – играя,

Раскаты – шум,

перлы – капли,

гам – шум,

вторит – повторяет,

кубок – чашу,

проворный – быстрый.

Какой оттенок приобретает стихотворение, если заменить слова?

Письменный круглый стол.

Каждая колонка записывает по очереди свои мысли по теме «Что хотел сказать поэт в стихотворении «Весенняя гроза»»

Каждый ученик пишет своим цветом.

Получившиеся тексты зачитываются вслух.

9. Домашние задание.

Выучить стихотворение наизусть, подготовить его выразительное чтение.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Март. Апрель. Май… Использование ИКТ технологий в ознакомлении детей дошкольного возраста с весенними явлениями природы Закончились морозы, отзвенела капель. Снег почти весь растаял и земля начала отогреваться под лучами солнечного света. В лесу сыро и хмуро,.

Знакомим дошкольников с творчеством Ф. И. Тютчева. Литературная викторина по произведениям поэта Знакомим детей старшего дошкольного возраста с творчеством Ф. И. Тютчева Литературная викторина по произведениям поэта. Цель: Знакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературного чтения на тему: Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» для 4 класса по программе М. П. Воюшиной.
Опубликовано: 3 апреля 2015 в 16:31
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока литературного чтения на тему: Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» для 4 класса по программе М. П. Воюшиной.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Туракулова (УИ 332802) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД