МААМ-картинки

Технологическая карта урока по окружающему миру «Я — исследователь» в начальной школе

Перфильева Алена Геннадьевна
Технологическая карта урока по окружающему миру «Я — исследователь» в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта урока «Я – исследователь» учитель: Перфильева А. Г.

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Тема Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?

Цели деятельности учителя -определение понятий «наблюдение и наблюдательность», «эксперимент»;

-проведение простейших экспериментов;

-формирование мотивации к занятию учебно-исследовательской деятельностью

Планируемые образовательные результаты Познавательные УУД:

- учить добывать новые знания в разных источниках, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

Темочки:

- познакомить обучающихся с понятием наблюдение, наблюдательность, их применением в собственном исследовании;

- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы, способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать;

- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

Регулятивные УУД:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно;

- направить детей к выделению главного и второстепенного из данной информации.

Коммуникативные УУД:

- создание благоприятной успешной ситуации на занятии;

- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника

- формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи;

- формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе;

- умение взаимодействовать в процессе работы.

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности исследовательской деятельности.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока :

Задачи урока :

1. Формировать познавательную мотивацию на основе соединения предметного содержания с элементами занимательности, создания проблемных ситуаций при ознакомлении с новым материалом.

2. Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации при актуализации опорных знаний, самостоятельной работы.

3. Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в парах, группах.

4. Формировать навыки самоконтроля, самооценки.

5. Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к окружающему миру.

Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Учебно – методический комплекс Савенкова А. И. Я- исследователь : Рабочая тетрадь для младших школьников.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Основные понятия «наблюдение и наблюдательность», «эксперимент»

Организация пространства (форма, методы) Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в группах, наблюдения, исследования, метод самообучения (метод открытий)

Межпредметные связи Математика, окружающий мир, изобразительное искусство

Действия обучающихся - рассматривают и обсуждают иллюстрации и схемы

-отвечают на вопросы

- проводят собственные наблюдения

Диагностика результатов урока

(итог урока) - Оцените свою работу :

-красный смайлик - что-то не понял, что-то не получилось

-жёлтый смайлик - понял, но не всё

-зелёный смайлик – всё понял, всё получилось

Образовательные ресурсы Презентация

Оборудование Оборудование: для детей - смайлики для самооценки на этапе рефлексии,Савенкова А. И. Я- исследователь : Рабочая тетрадь для младших школьников.

Для учителя – иллюстрации с методами исследования, Толковый словарь Ожегова, яблоко,камешек, пластмассовый шар, резиновый мячик, шарик из пластилина, металлический болт ;воздушный шарик; листы для работы в группах;

Мультимедиапроектор, компьютер.

Домашнее задание Провести эксперименты с домашними животными.

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы, методы и приёмы Время Организационные формы работы

Содержание. Деятельность учителя. Деятельность учащихся УУД

I. Организационный

момент 1 мин Фронтальная -Ребята, сядьте в круг. Улыбнитесь друг другу. Поделитесь своей улыбкой друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня узнать что-то новое.

Анализ своей готовности к уроку Регулятивные : организовывать рабочее место под руководством учителя.

II. Актуализация знаний 4мин Фронтальная

Групповая

. - Давайте с вами вспомним кто такой исследователь?

(Человек, занимающийся научными исследованиями)

-Какие методы исследования вы знаете?

-Давайте вспомним их и развесим условные знаки этих методов на доску. Одни называют, другая группа вывешивает на доску.

Методы исследования

-Подумать самостоятельно.

-Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники).

-Посмотреть в книгах, энциклопедиях.

-Понаблюдать.

-Посмотреть по телевизору (по теме исследования).

-Получить информацию у компьютера.

-Провести эксперимент.

-Спросить, позвонить специалисту. Отвечать на вопросы

Рассматривать изображения

Регулятивные: Определять правильность выполненного задания на основе образца.

Познавательные: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; обобщать и классифицировать по признакам.

III. Изучение

нового материала 10 мин Фронтальная

Групповая

- Молодцы. Сегодня мы знакомимся с новыми понятиями : наблюдение, наблюдательность, эксперимент.

-Разделимся на 4 группы. Используем известные методы исследований.

-Первые две группы работают со словарями, находят объяснение словам «наблюдение, наблюдательность».

-Третья с помощью компьютера (интернет)«эксперимент».

-Четвёртая - думают и высказывают свое мнение.

Наблюдение - целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. Основное условие научного наблюдения - объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр., эксперимента).

Наблюдательность — восприятие и запоминание личностью окружающего мира. Способность подмечать ускользающие от других частности, подробности явлений, фактов.

Эксперимент – это опыт, исследование чего-либо. Слово эксперимент происходит от латинского «экспериментум» и переводится на русский как «проба», «опыт». Это метод познания, при котором в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества, с целью проверки и сравнения гипотез. И главное делаются выводы.

ФИЗМИНУТКА

Находить определение;

Давать определение;

Отвечать на вопросы;

Регулятивныее: принимать учебную задачу

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке.

Познавательные: умение определять тему.

Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; представление полученной информации.

ешение частных задач.

20 мин Фронтальная

Групповая -Сегодня мы сможем наблюдать, быть наблюдательными и экспериментировать. Мы - экспериментаторы.

-Какие эксперименты бывают?

- Как вы думаете, что такое «мысленный эксперимент»(Эксперимент в уме)

-Да, это эксперимент, проводимый в уме. Смотрим – глазами, слушаем – ушами, думаем – головой.

-Используем новые методы «наблюдение» и «наблюдательность».

-Рассмотрите рисунок.

-На нём изображено солнце и геометрические тела. Правильно ли художник нарисовал их тени? Какая тень соответствует каждому из изображённых геометрических тел? (Фигуре 1 соответствует тень b, фигуре 2 соответствует тень a, фигуре 3 соответствует тень c.)

-Посмотрите, мы в уме, не работая с реальными предметами, сделали умозаключения, то есть провели мысленный эксперимент.

-Но самое интересное, конечно же, проведение экспериментов с реальными предметами или моделями. Вы будете проводить большое количество всевозможных экспериментов на уроках физики, химии, биологии в старших классах.

-А сейчас мы тоже проведём один эксперимент.

Определим «Прыгучесть предметов»

-Назовите предметы, объекты.

Матрица оценки гипотез по определению «Прыгучесть предметов»

Предметы Не прыгает Прыгает

1. Яблоко

2. Камешек

3. Пластмассовый шарик

4. Резиновый мячик

5. Шарик из пластилина

6. Металлический болт

7. Воздушный шарик

-Теперь нам надо выстроить гипотезы, по поводу того, какие предметы будут прыгать, а какие нет.

-Теперь проверим наши гипотезы. Чтобы было удобно, данные занесём в матрицу оценки гипотез.

-Давайте продолжим эксперимент. Изучим (наблюдаем) сами предметы.

-Все ли они лёгкие? (Нет, например, яблоко, болт.)

-Какой вывод можно сделать?

-Не обязательно прыгающие предметы должны быть лёгкие.

-Все ли прыгающие предметы одинаково упругие (Нет, не все. Резиновый мяч упругий. Камешек твердый. Воздушный шарик мягкий.)

-Какой вывод можно сделать?

-Не все прыгающие предметы упруги.

-Зависит ли прыгучесть от размеров и формы предмета?

-Какой вывод можно сделать?

-Прыгучесть предмета не зависит от размеров, но зависит от формы предмета и его упругости.

-Молодцы, мы с вами сейчас провели эксперимент. Вы были очень наблюдательны. И главное - сделали выводы. Захотелось ли вам ещё проводить эксперименты?

Отвечать на вопросы;

Работать с изображениями;

Анализировать;

Отвечать на вопросы;

Отвечать на вопросы;

Проводить эксперимент;

Познавательные: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; выполнять действия по заданному алгоритму; строить логическую цепь рассуждений; поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

IV .Итог урока.

Рефлексия.

4 мин Фронтальная -Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии?

-Какие методы исследования использовали?

-А теперь, ребята, встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу.

-А сейчас возьмите смайлики, которые лежат у вас на столе. На доске вы видите трёх человечков. Оцените свою работу.

Отвечать на вопросы.

Определять свое эмоциональное состояние на уроке Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимают оценку учителя

V. Домашнее задание

1 мин Индивидуальная - По желанию дома проведите эксперименты с домашними животными. Это могут быть кошки, собаки или волнистые попугайчики. Можете составить матрицу эксперимента.

Узнайте:- Как животное относится к резким жестам, ласковым словам, грубым окликам?

-Можете нарисовать рисунок и на следующем занятии мы обсудим ваши выводы. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

Публикации по теме:

Технологическая карта урока по технологии «Блюда из яиц» для 5 класса Технологическая карта урока Предмет: технология Класс: 5 Учебник (УМК): Н. В. Синица, В. Д. Симоненко Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема.

Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?»Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?» Тема: Что у нас под ногами? Цели: формирование понятия «предметы неживой природы», которые находятся "под ногами"; сообщение элементарных.

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе «Профессии» Конспект урока 4 класс "Профессии" Технологическая карта урока английского языка по теме: «Professions» Класс: 4 Тема: Professions Тема.

Технологическая карта урока по математике во 2 классе «Квадрат» Технологическая карта урока по математике Учитель: Фефилова Е. С. Предмет: математика Класс: 2В Учебник: М. И. Моро Математика, 2 класс 2.

Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.

Технологическая карта урока математики в 1 классе «Число 10» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» городского округа город Шарья Костромской.

Технологическая карта урока истории в 10 классе «Введение в Новейшую историю» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет ИСТОРИЯ. 10 класс Предмет История Всеобщая Класс 10 Номер урока 1 Урочная/не-урочная форма Урок изучения.

Технологическая карта урока математики «Величины» во 2 классе Предмет: математика Класс: 2 Тема: Закрепление знаний по теме «Величины». Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ.

Технологическая карта урока русского языка «Звук и буква ы» Технологическая карта урока русского языка «Звук и буква ы» 1. Ф. И. О. учителя: Семенова Вера Александровна 2. Класс: 1 Предмет: русский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока по окружающему миру «Я — исследователь» в начальной школе
Опубликовано: 23 мая 2023 в 22:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта урока по окружающему миру «Я — исследователь» в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Перфильева Алена Геннадьевна (УИ 1669048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД