Корнева Галина Михайловна
Упражнения с разрезной азбукой в период обучения грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения с разрезной азбукой в период обучения грамоте
Процесс овладения учащимися грамотой очень сложный. Он требует определённого уровня развития внимания, воли, наблюдательности, речи, а главное – развития мышления детей. Научить школьника учиться - это значит не только дать ему первые навыки чтения, письма, но и привить ему необходимые навыки учебного труда, научить самостоятельно мыслить, работать. Обучение детей может идти успешно при условии, если у каждого ребёнка в процессе приобретения знаний развиваются творческие способности, приобретаются навыки самостоятельной работы с учебным материалом. К. Д. Ушинский говорил о том, что первейшая задача начальной школы - научить детей учиться, приобретать знания и умения самостоятельно. В настоящее время воспитание активности и самостоятельности является одной из важных задач образования учащихся.
Публикация «Упражнения с разрезной азбукой в период обучения грамоте» размещена в разделах
Каждый учитель знаком с работой по разрезной азбуке, но далеко не каждый использует её в достаточной степени. Обычно в начале обучения грамоте все учащиеся имеют разрезную азбуку, и работа по ней начинается нормально, но не всегда она продолжается до конца периода обучения грамоте. А ведь при обучении грамоте разрезная азбука является очень важным дидактическим пособием. С её помощью удобно и легко научить учащихся составить слово, разделить его на слоги. Раздвинули буквы – читаем по слогам. Сдвинули – читаем вместе, слитно. С помощью разрезной азбуки удобно упражнять учащихся в самостоятельном составлении и чтении ряда слов, меняя только одну букву в слове. Из букв разрезной азбуки легко составить любое слово, вставляя и вынимая буквы, направляя внимание учащихся на ту часть слова, замена которой изменяет его смысл, упражнять в чтении составленного слова.
Упражнения с буквами :
1. Покажите буквы: к, з, а, т и т. д.
2. Назовите буквы. (Учитель показывает разные буквы.)
Упражнения со слогами :
1. Покажите слоги: шу, ты, но, па и т. д.
2. Назовите слог. (Учитель показывает разные слоги.)
Навык узнавания слогов совершенствуется до такой степени, что показ буквы или произнесение звука вызывает быструю реакцию у детей, которые или показывают букву или произносят звук. То же самое происходит со слогами. Такие упражнения дети могут выполнять и самостоятельно. Один учащийся показывает букву, другой её называет. Потом играющие меняются ролями. Упражнения с буквами чередуются с упражнениями в чтении слогов. Работу со слогами можно разнообразить. Например: найдите и положите перед собой слог но, затем слоги: гу, па, си, ры, ша. Сложите из этих слогов слова, кто сколько сможет. Такие упражнения облегчают овладение навыком чтения.
3. Работа со слоговыми таблицами:
Работе со слоговыми таблицами я придаю большое значение. Она и укрепляет навык слогового чтения, и развивает самостоятельность учащихся. Для детей это интересная работа, вызывающая дух соревнования.
Задание: Составить из данных слогов слова. Кто отгадает больше слов?
ЛИ ША ПИ
САЛ ПА МА
ЛАШ ЛА ЛИЛ
По этой таблице можно составить слова: липа, шалаш, пила, лапа, Маша, шалил, писал, мала.
МА РА ШУ
ЛА УШ МУ
Слова: мама, мала, ушла, Мура, рама, Шура.
РА О НА
СА УМ НО
ЛО РЫ МЫ
Слова: рана, оса, оно, она, рано, норы, нора, мыло, умна, умно, рамы, сало.
УТ МА СИ ШИ
ЛИ НА ПИ ПА
ЛА НО РО МОН
Слова: утро, лимон, пила, пилила, сила, напиши, налила, машина, пали, Рома, мала, шина, лила, носила, носили.
О НЫ РО ПЫ
ПО СИ КИ СОС
МА ТО МАШ ЛИ
По этой таблице можно дать детям конкретное задание: составить слова- названия деревьев.
Слова: осины, тополи, сосны, липы.
Стоит заменить в некоторых слогах маленькую букву на заглавную, получатся имена детей: Тома, Рома, Сима.
КА ГИ ТЫ
ЛАМ ДОС ЦВЕ
КНИ ПА ПАР
Задание: составить названия классных вещей.
Слова: книги, парты, цветы, лампа.
МА СЕСТ БА БРАТ
ДЕ ПА БУШ РА
ПА КА ДУШ МА
Задание: составить названия членов семьи и сложить из разрезной азбуки.
КО ОВ ЛИ ГУ
КУ ЗА РО СА
ВА СИ ЦЫ РЫ
Задание: Сложить на своём наборном полотне названия животных.
Корнева Галина Михайловна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица