Баданина
Упражнения по формированию фонетических умений
▼ Скачать + Заказать документы
1. Соотнесение слова и схемы (выбор того и другого из предложенных вариантов) с пристальным вниманием к месту ударения, к количеству и последовательности звуков, к разграничению твердых и мягких согласных и т. п. Например, транскрипция для слова дуб выглядит вот так [дуп].
2. Выявление (на слух) фонетических признаков, которыми различаются слова: пел-спел, рот – крот, стол – стул, дом – том, нос – нёс, мел – мель и др. ; замк – змок,
Темочки:
К названным видам фонетических заданий добавим еще одно, очень важное, так как на его базе в дальнейшем будут строиться упражнения, развивающие у детей не только фонетический слух, но и основанные на нем графические и орфографические умения.
Задание требует: на слух воспринять отрывок и воспроизвести его в виде слоговой модели. Чтобы облегчить ученикам работу, помогаем им разложить выполняемое умственное действие на составляющие его операции.
Упражнение выполняется так :
Вы орфоэпически читаете, например, знакомую детям стихотворную строчку: Наша Таня громко плачет.
1. Учащиеся также орфоэпически, вслух повторяют ее, чтобы запомнить.
2. Диктуют себе (снова орфоэпически) и «записывают» предложение схематически (черточками, обозначая его начало и конец, отделяя каждое слово, показывая, если надо, большие буквы в других словах.
3. Диктуют себе еще раз, теперь по слогам, и чертят слоговые дуги над черточками-словами. (Детям может быть удобнее чертить дуги ниже, под черточками, но тогда две модели будут восприниматься изолированно друг от друга.)
4. Наблюдают за чередованием ударных и безударных слогов, указывают ударение.
5. «Читают» по схеме, проверяя, все ли верно обозначено.
Следующим действием в алгоритме фонетического разбора будет деление слова на слоги.
При делении слова на слоги правильнее ориентироваться на понимание слога как естественной произносительной единицы, т. е. звук или группа звуков, произнесенных одним толчком выдыхаемого воздуха.
При переносе слов правильнее ориентироваться на такое слогоделение, но допустимы и разные варианты (ку-сты, кус-ты – первый вариант переноса отражает структуру слога, а другой вариант – членение на части, удобные для чтения).
Конечно, данное заключение не распространяется на слова типа «открыл», где правильный единственный вариант – деление на слоги без отрыва одной буквы от корня.
Деление слов на слоги черточками не применяется, т. к. черточки затрудняют восприятие ребенком целостности слова. В необходимых случаях слоги обозначают подчеркиванием их дугами под словом.
Также в данном комплекте, кроме традиционно изучаемых правил, уделяется большое внимание пропедевтическому освоению орфограмм.
При грамматико-орфографической пропедевтике в период обучения грамоте можно выделить следующие направления:
1. Четко разграничиваются представления о звуке и букве. Дети усваивают их классификацию: гласные (ударные и безударные, согласные (твердые – мягкие, звонкие - глухие); учатся соотносить звук и букву сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем в простейших случаях несовпадения со звуком (слабые позиции гласных и согласных).
2. Практически знакомятся с лингвистическими понятиями: «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение».
3. Наблюдают над словами, которые в дальнейшем на уроках русского языка создадут основу для изучения различного грамматического материала:
а) сосна – сосны (изменение по числам);
б) искала – искал (форма рода);
в) рос – вырос (видовые формы);
г) пилил – пилит (временные формы);
д) ехал – отъехал, осень - осенний (состав слова, родственные слова).
Центральным местом является формирование у учащихся орфографической зоркости, т. е. умение обнаруживать «ошибкоопасные» места.
Не замечая такие места, учащиеся, даже зная те или иные орфографические правила, не прибегают к ним в процессе письма. Поэтому основа орфографической зоркости должна быть сформирована до начала изучения основных орфографических правил, т. е. в первом классе.