Алла Ивановна Возиян
Упражнения и игры на развитие сенсорных способностей для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения и игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие - это процесс усвоения социального опыта, овладение системой соответствующих эталонов, то есть определенных образцов качеств предметов, созданных человечеством в ходе общественно-исторического развития.
• Эталонами цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки;
• эталонами формы - геометрические фигуры;
Публикация «Упражнения и игры на развитие сенсорных способностей для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
• эталонами величины - метрическая система мер и другие.
В процессе сенсорного воспитания развитие тактильной, обонятельной и вкусовой чувствительности требует специальных упражнений на сравнение, а также большой работы в повседневной жизни детей.
Упражнения для развития сенсорных способностей :
Нахождение хорошо известных предметов :
а) сколько предметов изображено на рисунке;
б) распознавание предмета по существенным признакам контура:
например; задание: "Сколько здесь восьмерок?"
в) нахождение одинаковых предметов зрительным сопоставлением их формы - расположением, размером, цветом.
(сколько одинаковых фигур на двух рисунках)
г) выбор маршрута на основе зрительного сопоставления различных направлений движения.
(покажите линией путь, которым мальчик может выбраться из леса,
через какие ворота киска найдет выход)
Упражнения на тренировку объема и точности зрительного восприятия группы объектов.
Воспитатель демонстрирует детям карту или рисунок на доске в течение нескольких секунд:
а) изображено 8 листочков желтого и зеленого цветов
Задача. НЕ считать, а сказать, каких листочков больше - желтых или зеленых. Всех листочков больше или меньше пяти
б) изображен 12 шариков трех цветов. Шарики одинаковые по размеру
Задача. Каких цветов шарики? Каких больше? Каких меньше
Каких чисел больше - однозначных или 36 двузначных
Какое число отличается от других 3,15 количеством цифр
Какие числа удалось запомнить? 21, 9, 26, 2, 37, 20, 11, 12, 34, 19, 7.
Успели заметить наименьшее число? 33, 25
Успели заметить большое число?
Какое число повторяется? 5, 18, 73, 24, 1, 22, 10, 6, 18, 3.
Тренировка зрительной памяти воспроизведением образа объекта, который воспринимается:
а) игровые задания типа "Что изменилось?"
Например, на крыле доски 6 - 7 рисунков овощей и фруктов или только овощей или фруктов. После кратковременного рассмотрения воспитатель незаметно для детей добавляет еще один рисунок. Это изменение детям определять легче. А потом изменения усложняются: взамен желтого яблока появляется красное, фрукты, были сверху, передвигаются вниз, меняется их взаиморасположение
б) игра "Фотограф". Через небольшое отверстие в картонной планке каждый ребенок внимательно всматривается в какой-то уголок леса, двора на территории детского сада и т. п. То, что ей удается заметить, она потом воспроизводит в словесному описанию или рисунке
в) игра - упражнение "Что я заметил (а, идя в детский сад?" на наблюдательность и последующее воспроизведение
г) составление такого же узора из памяти; воспроизведения расположение фигур
Острый глаз ребенка - важнейшая предпосылка формирования наблюдательности, умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Это качество предполагает целенаправленное планомерное восприятие объектов, вызывающих интерес. Разнообразные графические диктанты, которые проводят на занятиях по математике, рисования, письма. Кроме мышц пальцев, тренируются произвольное внимание, сосредоточенность, ориентация в пространстве. Хорошо, чтобы графический диктант в конце получил вид привлекательного для детей узора, орнамента и т. д.
• упражнения на раскраску, дорисовывание, штриховку, дополнения, соединения;
• "слепое" лепки - ребенок с закрытыми глазами лепит по образцу;
• составление индивидуального или в группе композиций из различных природных и других материалов;
• игры с "Волшебным мешочком", цель которых - распознавание известных предметов на ощупь;
• игры - соревнования на скорость зав * Связывание и развязывание узлов из толстых разноцветных шнуров;
• выполнение игровых задач, требующих согласованных действий правой и левой руки, согласованных действий в работе в паре;
• игровые формы физкультурных минуток: узнавание задуманного через движения ("что мы видели - не скажу, посмотрите - мы покажем");
• игра "Безошибочный действие" - выполнение движений точно и определенно (с музыкальным сопровождением, без него, сфантазированных на тему).
Игры на закрепление представления о различных цветах и оттенков.
• Предложите ребенку в течение 1 минуты назвать 3 предмета определенного цвета. Если он назовет их правильно - получает один балл, и тогда наступает ваша очередь сделать то же, а если ошибется - не получает ни одного балла, но следующий ход все равно переходит к вам. Повторять предметы не разрешается. Стоит начать с основных цветов спектра, а затем перейти к разнообразных оттенков Чтобы усложнить игру, можно увеличить количество предметов, которые следует назвать.
• Какого цвета предмет
Во время этой игры ребенок учится различать и называть цвета и их оттенки. Для игры можно использовать интерьер комнаты, а также предметы, которые находятся вокруг вас.
• Предложите ребенку внимательно рассмотреть цвет стен, потолка, окон, штор и т. д. Затем выберите какой-то объект и попросите ребенка сказать, из каких цветов он состоит. Если ребенок отвечает правильно, то дальше она может выбрать какой-то предмет и спросить вас, какого он цвета, а вы должны ответить. Начните игру с объектов достаточно простых по цвету, а дальше усложняйте задачу - выбирайте предметы с несколькими оттенками, с редкими сочетаниями цветов. Если возникнут осложнения, помогайте ребенку определить цвет предмета, сравнить предметы по цвету, найти точно название для каждого цвета
Игра развивает восприятие формы.
• Дорисуй фигуру
• Вы выбираете одну из форм - квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, круг, овал, пятиугольник или трапецию. Цель игры - за 1 минуту назвать 3 предмета, которые имеют подобную форму. Например. Вы выбрали прямоугольник, ребенок может назвать следующие предметы: книга, телевизор, шкаф. Если ребенок выполнил задание правильно, получает 1 балл. Теперь называть предмет может следующий участник игры. Повторять предметы нельзя. Игра станет сложнее, если установить за правило называть не 3, а 5 предметов аналогичной формы за то же время.
• Сравни предметы