Шевченко Олеся
Упражнения для развития звуковой стороны речи детей различных возрастных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения для развития звуковой стороны речи детей различных возрастных групп.
1. Упражнение
Название: «Листопад»
Возраст : 3-4 года.
Цель: развивать координацию речи с движениями и мелкую моторику, совершенствовать автоматизацию звука [у].
Оборудование: бумажный осенний лист.
Публикация «Упражнения для развития звуковой стороны речи детей различных возрастных групп» размещена в разделах
Ход: Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо).
Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:
“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)
Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).
Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).
2. Упражнение
Название: «Во дворе».
Возраст : 4-5 лет.
Цель: развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.
Оборудование: игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.
Ход: Логопед выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.
Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур, Пугаю кур!
Ам-ам! Кто - там?
Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!
Му-му-му! Молока кому? (А. Барто) Прочитав стихотворение, логопед задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?»
3. Упражнение
Название: «Тук-тук».
Возраст : 4-5 лет.
Цель: развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков [т] и [к]. Развивать чувство ритма.
Оборудование: деревянный молоток.
Ход: Логопед показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком - молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Логопед говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук», а может и тихо (показывает)». Ребенок повторяет. Далее логопед говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе).
4. Упражнение
Название: «Замени звук».
Возраст : 5-6 лет.
Цель: упражнять детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
Оборудование: ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Ход: Логопед задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.
Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.
Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
5. Упражнение
Название: «Волшебный мешочек».
Возраст : 6-7 лет.
Цель: тренировать детей в различении звуков [с] и [ш] на вербальном уровне.
Оборудование: «волшебный» мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки.
Ход: Логопед предлагает детям по очереди достать игрушки из «волшебного» мешочка, назвать их и определить наличие звука [с] или [ш] в её названии. Победителями являются те дети, которые правильно выполнили задание.
Примечание. Усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством осязания (в «волшебном» мешочке, затем проверяют себя, доставая её и показывая другим детям. Затем продолжают выполнять задание.