Галина Грабина
Упражнения для развития воздушной струи
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Публикация «Упражнения для развития воздушной струи» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
«Что делать, если…»…у ребенка не выработана воздушная струя…
и это мешает формированию правильного произношения многих звуков?
Чтобы малыш научился произносить
свистящие звуки (“С”, “З”, “Ц”);
шипящие звуки (“Ш”, “Ж”, “Ч”,“Щ”);
сонорные (“Р”, “РЬ”,
- мышцы его речевого аппарата должны быть развиты. Всему этому Вам помогает выполнение артикуляционной гимнастики – специальных упражнений для тренировки органов артикуляции.
Но, для правильного произношения этих звуков, также, крайне необходима работа по развитию сильной целенаправленной воздушной струи.
Что необходимо подготовить для занятий:
рабочее место ребенка (стол, стул для ребенка, стул для вас). Важно! Чтобы Ваше лицо находилось на уровне лица ребенка;
зеркало (размер его должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем и свое лицо и Ваше);
цветные ватные шарики;
трубочка для коктейля.
Техника выполнения упражнений :
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
выдох должен быть длительным и плавным
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди. Чтобы правильно произносить свистящие, шипящие звуки надо научиться сильно и правильно дуть.
Внимание!
1. Вдох надо делать через нос.
2. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. (Если это происходит, Вы можете придержать их пальцами).
3. Дуть надо с силой (а не просто выдыхать).
4. Не заставляйте ребенка дуть длительное время (может закружиться голова).
Дыхательные упражнения.
1. «Холодная струя». Улыбнись (с небольшой щелью). Подуй холодным воздухом вниз по подбородку на грудь.
2. «Ветерок».
Возьмите небольшой тонкий листок бумаги зеленого цвета и нарежьте 12-15 узких полосок. Привяжите их ниткой к карандашу.
- Вытяни губы трубочкой, набери воздух и с силой дуй на листочки. Видишь, как они колышутся.
Аналогично проводится упражнение «Задуй свечку».
3. «Сдуй снежинку» («шарик с ладошки»).
-Улыбнись, положи широкий язык на нижнюю губу. На выдохе сдуй «снежинку» (ватный комочек) с ладони.
- Улыбнись, обнажив зубы. Широкий кончик языка между зубами, посередине языка желобок («канавка»). Сдуй шарик.
Внимание!
Если у ребенка не получается сдуть ватку, струя рассеянная, повышено слюноотделение, можно взять трубочку для коктейля. Положить ее на язык (удерживая сначала губами, затем зубами) и также подуть. Ватный шарик обязательно сдуется! Таким же образом можно провести упражнение «Пускаем пузыри». Через трубочку подуть на воду в миске.
4. «Загони мяч в ворота».
Упражнение проводится аналогично предыдущему («Сдуй снежинку»).
5. «Фокус». («Парашютики»).
- Сделай «чашечку» (боковые края прижми к верхней губе, посередине остается желобок). Положи маленький кусочек ватки на кончик носа. Сделай вдох через нос. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
Советы родителям
• Поощряйте малыша, его стремление к занятиям. Наберитесь терпения. Не все сразу может получаться.
• Сохраняйте доброжелательный тон в общении с ребенком, настраивая на положительный результат («У нас с тобой все получится»).
• Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми.
Регулярные выполнения дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Техника выполнения упражнений :
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
выдох должен быть длительным и плавным
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.