Екатерина Мерзлякова
Упражнения для развития речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшее условие правильной речи – это четкая, ненапряженная артикуляция и правильное дыхание. Развитие дыхание – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи.
Цель дыхательной гимнастики : увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать длительный,плавный выдох.
Публикация «Упражнения для развития речевого дыхания» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и восстановительные процессы. Кроме того дыхательные упражнения позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
1. «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
А) Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Б) Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики,
потрогали животики.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох)
2.«Сдуй ватку с ладошки» Цель: развитие речевого дыхания. Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого взрослого.
3. «Подуй на одуванчик» Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Ребенок стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Подуй на одуванчик,
Как дует этот мальчик,
Подуй, подуй сильнее
И станешь здоровее.
4. «Листопад» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.
5. «Воздушный футбол» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: "мячи" из ваты, кубики. Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.
6. «Загони мяч в ворота» Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) “мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.
7. «Задуй свечу» Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (можно использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.
8. «Горох» Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох. На дно неглубокой тарелки приклеивается картинка, сверху насыпается горох. Ребенок должен раздуть горох с середины, чтобы увидеть картинку.
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там, друзья
9. «Фокус» Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох. Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
10. «Мыльные пузыри» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.