Ирина Гладилина
Управление работой по здоровьесбережению как условие повышения эффективности дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день тема здоровьесбережения дошкольников в образовательном процессе является особенно актуальной. За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. Причинами резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного специалисты выделяют: низкий уровень жизни, неблагоприятная экологическая обстановка; ухудшение состояние здоровья матерей; недостаточная двигательная активность детей; недостаточная квалификация педагогов и воспитателей в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста; безграмотность и незаинтересованность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; неполноценное питание.
Публикация «Управление работой по здоровьесбережению как условие повышения эффективности дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Сохранение здоровья населения является ключевой задачей, стоящей перед современным обществом. Для дошкольных образовательных организаций, где ребёнок проводит большую часть своего времени, особую значимость приобретает деятельность по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, соответственно, перед педагогами стоят задачи воспитывать интерес к собственному оздоровлению, развивать навыки ведения здорового образа жизни, укрепления своего здоровья. Период дошкольного возраста является благоприятным периодом для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Управление работой по здоровьесбережению в ГБДОУ должно строиться в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; приоритетным направлением детского сада по физическому развитию; подбором современных здоровьесберегающих технологий и методик; координацией деятельности педагогов и специалистов детского сада; укреплением партнёрских отношений с родителями и социумом.
Особенность управления работой по здоровьесбережению в дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы скоординировать работу всех участников образовательного процесса - педагогов, медицинского персонала, администрации детского сада, родителей по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни. Работая в этом направлении, необходимо оптимизировать систему физкультурно-оздоровительной работы в ГБДОУ за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, разработать методику использования системы работы по формированию у детей здоровьесберегающего поведения в специально созданных и жизненных ситуациях.
Также управление работой по здоровьесбережению предполагает разработку и создание модели методического процесса, которая включает в себя: разработку рабочих программ, методических рекомендаций; повышение квалификации педагогов; разработку и внедрение методической системы ГБДОУ; разработку и создание банка различных форм работы по здоровьесбережению, учебно-методических разработок и картотек.
Необходимым условием в управлении работой по здоровьесбережению в ГБДОУ для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса является построение методической работы по повышению компетентности педагогов. Для реализации задачи повышения компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения необходимы условия.
Работу по здоровьесбережению дошкольников в нашем детском саду можно разделить на несколько блоков:
1 БЛОК. Здоровьесберегающая инфраструктура
Здание и оборудование ГБДОУ детского сада №50 Адмиралтейского района СПб соответствует требованиям санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", включая групповые помещения, детскую мебель, кабинеты специалистов, музыкальный и физкультурные залы.
Физкультурный зал оборудован минимально необходимым спортивным инвентарём в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса по образовательной
На всех прогулочной площадке установлены спортивно-игровые конструкции.
Пищеблок детского сада соответствует требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" и обеспечивает для всех воспитанников и сотрудников детского сада 4-х разовым питанием, оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием.
Здание и территория детского сада, все групповые помещения соответствуют требованиям техники безопасности.
В детском саду есть медицинский кабинет, оснащённый стандартным комплектом оборудования.
В каждой группе имеется зона двигательной активности (физкультурный уголок, оборудование и инвентарь в котором разнообразен, доступен, безопасен, эстетичен.
2 БЛОК. Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса
Организация образовательного процесса регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом, образовательной программой дошкольного образования, календарным учебным графиком.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарным правилам СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Физическое воспитание детей направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала с возрастом и ростом ребенка.
Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет – не более 25 минут, а для детей от 6-ти лет – не более 30 минут.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях образовательную деятельность по физическому развитию организуют на открытом воздухе.
Для достижения достаточного объема двигательной активности детей используются все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.
3 БЛОК. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду регламентируется Образовательной программой ДО ГБДОУ детского сада № 50 Адмиралтейского района СПб система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании в работе традиционных и нетрадиционных форм работы :
Ежедневный утренний прием детей в группы осуществляется в соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Ребенку проводится термометрия. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.
Индивидуальный подход: с детьми, отстающими в физическом развитии, пришедшим после болезни
Формы традиционной физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ГБДОУ :
Утренняя гимнастика, традиционная, игровая
НОД (физкультурные занятия, проводятся в соответствии с образовательной программой. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение;
подвижные и спортивные игры. Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения;
самостоятельные спортивные игры и упражнения
Формы нетрадиционной физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ГБДОУ :
дыхательная гимнастика, способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких;
ритмопластика;
динамические паузы рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия;
гимнастика пальчиковая, рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время);
гимнастика для глаз;
гимнастика бодрящая, форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ГБДОУ;
гимнастика ортопедическая, рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы;
Кроме того, в ГБДОУ проводятся:
Неделя здоровья, физкультурные досуги (1 раз в месяц, физкультурно – спортивные праздники, игры – соревнования между возрастными группами, и др. мероприятия.
4 БЛОК. Образовательный процесс по формированию ЗОЖ у дошкольников
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий : обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Технологии обучения здоровому образу жизни :
– Проблемно – игровые, занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности;
– Коммуникативные игры, занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия;
– Занятия из серии «Здоровье», включены в сетку занятий в качестве познавательного развития;
– Игровой метод с включением сюжета, создание воображаемой ситуации;
– Викторины, кроссворды, дидактические игры;
– Сюрпризный момент, приход героев;
– Использование музыки, потешек, художественного слова, загадок и др.
– Поддержание диалогов детей о событиях физкультурной и спортивной жизни детского сада, города, страны
5 БЛОК. Просветительская работа с родителями по здоровьесбережению дошкольников
В работе с родителями в данном направлении ставятся такие задачи как:
1. Обеспечение семей всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей.
2. Разработка комплексов игровых упражнений, направленных на профилактику психофизического и оздоровительного воспитания детей.
3. Разработка стратегического плана оздоровительных мероприятий с часто болеющими детьми на основе взаимодействия с семьей.
4. Повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.
5. Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.
6. Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.
7. Ожидаемые результаты работы по оздоровлению и здоровьесбережению детей :
Снижение уровня заболеваемости.
Расширение знаний взрослых и детей о понятии “здоровья” и влияния образа жизни на состояние здоровья.
Умение использовать полученные знания для самооздоровления.
В ГБДОУ проводятся мероприятия с родителями, посвящённые проблеме охраны и укрепления здоровья школьников.
– Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе и главном фойе детского сада;
– Участие родителей в физкультурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях (соревнования, Дни открытых дверей, Недели здоровья, спортивные праздники);
– Консультации, практикумы, мастер классы, родительские собрания, консультации специалистов, групповые и индивидуальные беседы медсестры, педагога-психолога, методиста ГБДОУ
– Совместные физкультурные занятия родителей с детьми, с целью помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности;
– Изучение потребности семьи, через анкетирование (позволяет нам выстроить работу с ними по повышению их педагогической культуры в области физического развития и формирования здорового образа жизни);
– Информирование родителей о состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности ребенка и индивидуальное консультирование;
– Совместные походы, экскурсии;
– Функционирование на сайте детского сада рубрики «Физкультминутка» для каждой возрастной группы.
6 БЛОК. Повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию здоровьсбережению
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности и педагогического мастерства педагогов ГБДОУ в решении актуальных вопросов по физкультурно-оздоровительной работе, по здоровьесбережению дошкольников.
Формы и направления повышения квалификации педагога по формированию здоровьсбережения :
– Работа воспитателей в городских группах профессионального общения по физическому развитию.
– Подгрупповые и индивидуальные практикумы с педагогами по показу и отработке техники выполнения основных видов движений.
– Включение в годовой план работы детского сада консультаций по здоровьесбережению дошкольников, новых подходов и технологий
– выступления, участие в научно-практических конференциях по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;
– участие в конкурсах профессионального мастерства разного уровня по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;
– 100% педагогов детского сада прошли в сентябре 2021 года курсы повышения квалификации по программе «Оказание первой помощи детям».
7 БЛОК. Взаимодействие специалистов
Взаимодействие специалистов осуществляется с целью организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования в детском саду в направлении сохранения и укрепления здоровья детей.
– В детском саду функционирует психолого-педагогический консилиум, объединяющий усилия специалистов, который действует на основании Положения.
– Формы взаимодействия специалистов: открытые занятия, консультации, беседы, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, педсоветы, работа с родителями.
– Музыкальный руководитель совместно с воспитателем организуют и проводят физкультурные занятия, совместно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные развлечения, обеспечивается музыкальное сопровождение организованных игр детей Вместе с воспитателем проводят спортивные, подвижные ритмические игры.
– Методист проводит консультирование воспитателей по проблеме двигательного развития, обучение через открытый показ двигательной деятельности с детьми. Беседует с воспитателями групп по вопросам организации физкультурных занятий. Вместе разрабатывают и участвуют в физкультурных праздниках, днях здоровья, летне-оздоровительной деятельности, утренней гимнастики. Оказывает помощь воспитателям в создании в группе условий для организации двигательной деятельности, физическому развитию детей, использованию нетрадиционного оборудования, дает советы. Принимает участие в родительских собраниях, в оформлении наглядной информации, консультаций для родителей. Совместно с воспитателем планируют и осуществляют разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы : походы, экскурсии, подвижные игры на воздухе, соревнования.
– Приходящий логопед работает в тесном контакте с воспитателями проводит пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, ставят и автоматизируют звуки, развивают фонематический слух. Логопед консультирует воспитателей и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим логопедические проблемы.
– Проводятся мероприятия по профилактике острых заболеваний, мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний (гигиенические, санитарно-просветительские и другие). Обеспечена возможность получения профилактических прививок в соответствии с декретированными возрастами. Медицинские работники работают в тесном взаимодействии с педагогами детского сада.
8. БЛОК. Диагностика и анализ
Обеспечить эффективное управление работой коллектива невозможно без регулярного отслеживания различных факторов, влияющих на создание здоровьесберегающей среды.
В основе нашей системы мониторинга здоровьесберегающей среды в ГБДОУ лежат следующие принципы:
– тесная связь мониторинга с управлением. Проведение мониторинга формирует базу для принятия решений, поскольку задачей мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, отклонении от нормы. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать отрицательный результат.
Диагностика и анализ осуществляется с целью определения уровня организации работы в ГБДОУ по направлению формирования здоровьесбережения детей.
Диагностика:
– оформление и ведение индивидуальных карт развития детей;
– диагностика уровня сформированности представлений детей о ЗОЖ;
– диагностика физического развития (антропометрические данные);
– диагностика физической подготовленности (бег, метание, прыжки);
– диагностика двигательной активности (выносливость, гибкость, ловкость).
Анализ организации работы в ГБДОУ по направлению здоровьесбережения осуществляется через:
– аналитический блок в годовом анализе по реализации годовых задач;
– аналитический блок в ежегодном самоанализе (публичный отчет, выставляется на сайт детского сада;
– анализ посещаемости и заболеваемости;
– распределение детей по группам здоровья;
Таким образом, особенности управления здоровьесбережением в ГБДОУ включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; организацию питания воспитанников; определение оптимальной учебной нагрузки, режима организованной образовательной деятельности; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятий физической культурой и спортом; прохождение воспитанниками периодических медицинских осмотров в соответствии с законодательством РФ; обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в детском саду; построение методической работы по повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах здоровьесбережения;