Татьяна Мельникова
Умственное воспитание детей с ЗПР
▼ Скачать
Коррекционно-воспитательная работа по умственному воспитанию детей с ЗПР направлена на развитие внимания и запоминания, формирование восприятия, мышления и речи, а также воспитания определенных качеств личности. Эта работа осуществляется в дошкольном учреждении - в повседневной жизни, при ознакомлении с окружающим в процессе формирования всех видов детской деятельности и на специальных занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, по обучению игре (особую роль при этом выполняет дидактические игры, изобразительной деятельности, навыкам самообслуживания.
Публикация «Умственное воспитание детей с ЗПР» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1. Развитие внимания и запоминания
Внимание и запоминание являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений. Поэтому наряду с развитием эмоционального контакта ребенка со взрослым необходимо с самого начала обучения проводить занятия (игры и упражнения) способствующие формированию внимания и запоминания.
Большое значение для развития зрительного внимания имеют игры с перемещением предметов в пространстве (кукольный театр, теневой театр). Зрительное внимание активизируются в играх, где дети должны запоминать местонахождения игрушек. Постепенно (на 2 году обучения) увеличивается количество предметов, с которыми действует ребенок. В занятия включаются игры с запоминанием места, где спрятан предмет. К концу 2 года обучения у детей должно быть уже сформировано произвольное внимание.
Развитие внимания тесным образом переплетается с развитием запоминания, формированием произвольной памяти. Для формирования произвольного запоминания с детьми проводится дидактические игры в которых задачи на запоминание постепенно усложняется:
«Найди свою игрушку»
«Что изменилось?»
«Чего не хватает?»
Другое направление в развитии запоминания - это запоминание местонахождения предметов, с начала на ограниченном пространстве, затем в пределах групповой комнаты («Запомни и найди свою игрушку»). Позднее, когда дети овладеют выбором по образцу, это будет способствовать развитию произвольного запоминания, (которым дети должны овладеть к концу обучения в детском саду).
2. Развитие восприятия и представлений
В дошкольном возрасте основой всей познавательной деятельности является чувственное познание - восприятие и наглядное мышление. Для того, чтобы развитие восприятия и наглядных представлений об окружающем мире проходило полноценно, необходимо вести специальную работу по их формированию и развитию. Ребенка нужно научить действиям рассматривания, ощупывания, уметь слышать – то есть формировать у него перцептивные действия. Но этого еще недостаточно. Необходимо определить отношение его цвета к другим цветам, его формы к другим формам,
его звука к другим звукам. Для детей с ЗПР характерно отставание в сроках развития восприятия. Поэтому первой специальной коррекционной задачей является обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия. Второй задачей будет ускорение темпа развития восприятия, его интенсификация. Третья задача - преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях – коррекция, в других – компенсация.
Чтобы развитие восприятия и представлений у детей с ЗПР шло успешно, необходимо правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения. Все занятия связанные с развитием восприятия и представлений, на первых годах обучения должны проводиться не просто в игровой форме, а игровым методом, В ходе игры дети должны учитывать свойства и отношения предметов. На следующих годах обучения, когда у детей сформируется интерес к предметам, к их свойствам и отношениям, перед ними можно будет уже ставить и чисто познавательные задачи.
Названия свойств и отношений должны употребляться только тогда, когда дети их выдели и поняли их значение. На втором году формируют более высокий способ ориентировки на свойства - зрительное соотнесение. Выбор по образцу: по цвету, форме, величине. Кроме свойств предметов ребенок должен уметь воспринимать их отношения, в частности, пространственные. Еще одно из важных направлений в работе по развитию восприятия оказывается создание целостного образа предмета (сопоставление парных предметов, узнавание предметов, их дифференциация). Развитие восприятий представлений теснейшим образом связана с развитием деятельности (предметной, игровой, трудовой, изобразительной и конструктивной).
3. Формирование мышления
Важной составной частью содержания умственного воспитания является развитие мышления. В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных формы:
-наглядно действенное;
-наглядно образное;
-словесно логическое.
У детей с ЗПР отмечается разрыв между действием, словом и образом. Страдает и становление элементов логического мышления, оно развивается замедленно и имеет качественное своеобразие. Поэтому формирование наглядного мышления составит существенное звено в подготовке их к школьному обучению. При формировании наглядно-действенного мышления одной из первых задач является: формирование общественного представления о вспомогательных средствах и орудиях фиксированного назначения, которые человек использует в своей каждодневной жизни (землю копают лопатой; рисуют карандашом; подметают веником, щеткой). Вторая задача - познакомить детей с различными вспомогательными средствами или орудиями, со способами их использования в тех случаях, когда орудия специально не изготавливаются и способ действия с ними не предусматривается. Ребенок должен выявить внутренние связи между предметами в определенной ситуации и использовать эти связи.
4. Роль знаний об окружающей действительности
в умственном воспитании
Содержание умственного воспитания включает в себя формирование у детей определенного объема знаний, позволяющих им ориентироваться в окружающем мире, понимать элементарные отношения - и взаимозависимости. Ознакомление с окружающей действительностью ведется по разным направлениям. Это ознакомление и с неживыми объектами, и с живой природой, и с явлениями общественной жизни.
5. Развитие речи
Особую роль в умственном воспитании ребенка играет развитие речи. Известно, что детей с ЗПР отмечается недоразвитии речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря.
А) Формирование предпосылок развития речи.
Развитие наглядно-действенного мышления способствует формированию смысловой стороны речи. Предпосылки к развитию речи создается в процессе жизни ребенка в дошкольном учреждении, в процессе всей целенаправленной коррекционно-испытательной работы. Включение в жизнь детей других видов деятельности, изобразительной и трудовой:
-Разной формы коллективной деятельности, в которых ребенок сотрудничает как со взрослыми, так и со сверстниками (занятия, подвижные игры).
-Специальные дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия, внимания к звукам, специальные занятия по развитию артикуляционного аппарата.
Б) Познавательная функция речи.
Речь является для ребенка средством информации, способом передачи опыта, средство мышления. Познавательная функция речи сложна и многогранна. На первом этапе необходимо соединить слово с образом каждого предмета, действия, качества, свойства или отношения с которыми знакомятся дети. Тот же этап должен быть пройден и при усвоении обозначений действий глаголов (так как у детей с ЗПР часто встречается смешение обозначений разных действий: пьет и ест, бежит и идет, рисует и пишет).
Важно учить детей правильно воспринимать, хорошо представлять себе действия реальные и изображенные на картинках. Особое внимание следует уделить словесным обозначениям пространственных отношений.
В) Регулирующая функция речи
Широко распространенным в обучении видом словесной регуляции является инструкция.
На первых этапах обучения инструкцию следует применять в сочетании с наглядными методами обучения. В инструкцию может включаться и жест, показ, образец. Усложняются со временем и структура инструкция - ребенка специально ориентирует на запоминание двух, а затем и трех членой инструкции. Высшей формой словесной регуляции деятельности является планирование своей деятельности.
К концу дошкольного обучения дети с ЗПР должны уже уметь подчиняться инструкции, вычленять из нее цель деятельности, соблюдать предположенный порядок выполнения действий, опираться при выполнении инструкция на понимание описанной в ней ситуации не только в привычных условиях по отношению к знакомым объектам или правилам поведения, но и в новых.