Марина Удодова
Принципы жизни и воспитания в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Уклад жизни МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна».
Цель, смысл деятельности и миссия ДОО
Цель МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна» : развивать личность каждого воспитанника с учетом его индивидуальности, создать условия для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества.
Темочки:
Смысл деятельности: создать такие условия в ДОО, чтобы воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, который принимает судьбу Отечества как свою личную, осознает ответственность за настоящее и будущее своей страны, знает и чтит духовные и культурные традиции многонационального народа России.
Миссия: совместными усилиями ДОО, семьи и социальных партнеров создать условия для воспитания, развития и обучения детей на основе успешного опыта прошлого и передовых технологий настоящего.
Принципы жизни и воспитания в ДОО
Воспитательная работа педагогов МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна» с детьми основывается на духовно-нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на семь принципов.
Принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, ее свободного развития; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, которые разделяют все участники образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
Принцип общего культурного образования. Воспитание на основе культуры и традиций России, в том числе культурных особенностях региона.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения.
Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.
Принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Образ ДОО, символика, внешний имидж
Образ МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна» ассоциируется у родителей, проверяющих органов и социальных партнеров с сильной профессиональной командой детского сада, в котором управленческая и педагогическая части эффективно дополняют друг друга, а также с открытостью и добродушием к окружающим и в первую очередь к детям.
Неофициальное название ДОО – «Сказка» символизирует силу духа и мощь развивающего потенциала всего коллектива детского сада.
Фирменный стиль, внутрикорпоративная этика, которых придерживаются все работники детского сада, уважительное отношение к бывшим сотрудникам – педагогам-пенсионерам, организация дней открытых дверей, презентация успешного опыта на районных методических мероприятиях, профессиональных конкурсах разного уровня, в официальных госпабликах в социальной сети, на сайте позволяют формировать и поддерживать положительный внешний имидж МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна».
Отношения к воспитанникам, родителям,
сотрудникам и партнерам ДОО
Уклад, в качестве установившегося порядка жизни МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна», определяет мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей. Через создание данных общностей и на основе уклада ДОО, который задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений, строится отношение к воспитанникам, родителям, сотрудникам и партнерам ДОО.
Отношение к воспитанникам в рамках детско-взрослой общности педагоги выстраивают на основе важного принципа дошкольного образования – признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Предоставляют воспитанникам право выбора, поддерживают детскую инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, реализуют педагогические технологии для успешной социализации воспитанников и развития у них коммуникативных навыков.
В рамках детских общностей педагоги учат детей относиться друг к другу с уважением. Поддерживают детские инициативы, учат детей сопереживать, общаться, проявлять дружелюбие, сотрудничать, соблюдать правила, проявлять активную личностную позицию, бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей. Воспитывают в детях уважительное отношение к родителям, педагогам и другим взрослым людям.
Отношение к родителям (законным представителям) воспитанников строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОО и приоритета семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка. В процессе воспитательной работы педколлектив МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна» реализует различные виды и формы сотрудничества.
Отношение к сотрудникам и партнерам строится на основе принципов открытости и кодекса нормы профессиональной этики и поведения. С целью реализации воспитательного потенциала МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна» организует работу по повышению профессионально-личностных компетенций сотрудников ДОО, организует форму сетевого взаимодействия с социальными партнерами.
Ключевые правила ДОО
Воспитание – целенаправленное взаимодействие взрослых и детей на основе ключевых правил МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна» :
• на личном примере формировать у детей ценностные ориентиры, нормы общения и поведения;
• мотивировать детей общаться друг с другом и поощрять стремление к взаимодействию;
• поощрять детскую дружбу, чтобы она принимала общественную направленность;
• содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам;
• насыщать жизнь детей событиями, которые сплачивают и объединяют;
• следовать общим для всех правилам, нормам поведения и традициям.
Традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОО
Традиции и ритуалы ДОУ формируют и развивают творческое мышление детей, помогают реализовать идеи воспитанников. Кроме традиции утренней встречи детей, педагоги сформировали другие традиции и ритуалы в группах.
«Утренний сбор» : обсуждение с детьми планов на предстоящий день;
«Вечерний сбор» : обсуждается прошедший день, воспитатель говорит о том, как положительно отличился каждый из ребят, что важного сделали, что получилось, а над чем нужно еще поработать, развитие рефлексивных навыков;
«Общее приветствие всех детей группы, участие детей в планировании собственной деятельности и жизнедеятельности группы» : установление в группе благоприятного микроклимата, развитие функции планирования, становление позиции субъекта деятельности;
«Чествование именинника» : день рождения — это особенный день. Чтобы подчеркнуть его значимость, запечатлеть его в памяти ребенка, водим хоровод и поем каравай. Дети поздравляют именинника и высказывают ему свои пожелания. Такие ритуалы, на наш взгляд, способствуют повышению самооценки детей, воспитывают желание порадоваться за другого, подчеркивают значимость каждого ребенка в группе и сплачивают детский коллектив.
Наши Минутки: Ласковая минутка, Минутка безопасности, Музыкальная минутка, Минутка доброты, Минутки общения: педагог имеет возможность уделить время ребенку, выслушать его, сыграть в игру, помочь в чем-то, тем самым создавая благоприятные условия для психологического комфорта ребенка, а так же формируя чувство значимости и доверия;
«Собирание коллекций» : осознание и развитие личных интересов ребенка, развитие любознательности, воспитание навыков бережного отношения к собственным вещам.
«Обживание группы» в начале года, завершающееся новосельем: формирование «чувства дома» по отношению к своей группе, участие каждого в ее оборудовании и оформлении;
Также традицией стало для нас проведение Дней открытых дверей для родителей воспитанников детского сада, педагогов дошкольного образования и учителей начальной школы.
В нашем ДОУ традиционно проводятся такие праздники:
«День знаний»
Праздник бабушек и дедушек
«А ну – ка, бабушки!»
Праздник мамочки любимой»
«Мой папа и я – лучшие друзья»
«День Семьи»
Коллектив детского сада придает важное значение организации физического воспитания, укреплению и сохранению здоровья наших воспитанников, в связи с этим у нас сложились следующие традиции.
Непременная традиция нашего коллектива - тематические Дни и Недели здоровья. Для этого дня заранее составляются сценарии в каждой группе ДОУ, приглашаются родители для проведения совместных мероприятий с детьми:
«Мамины старты»
«Папа, мама, я спортивная семья»
Особенности РППС
Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе, и включает совокупность различных условий с возможностью встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества. Среда детского сада разработана по трем линиям:
• среда «от взрослого» – в группе старших дошкольников есть «Мастерская нужного материала» на основе реджио-педагогики, которая побуждает детей искать нетривиальные решения для своих замыслов;
• среда «от совместной деятельности ребенка и взрослого» – педагоги используют технологию «Говорящие стены». Это поверхности с разной фактурой: магнитной, графитовой, меловой;
среда «от ребенка» – детское творчество как результат продуктивной, исследовательской, игровой деятельности украшает пространство ДОО. Воспитанник вправе преобразовать любой объект мебели.
Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОО
Северный район расположен на границе, рядом с республиками Башкортостан, Татарстан и Самарской областью. Социально-исторические условия обусловили многонациональный состав населения села. ДОО учитывает эти факторы. Это позволяет привлечь их в рамках социального партнерства по разным направлениям воспитания и социализации воспитанников.