Олеся Михайленко
Проект в подготовительной группе «Удивительный мир часов»
▼ Скачать
Проект в подготовительной группе по теме : «Удивительный мир часов»
Вид проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Актуальность:
Публикация «Проект в подготовительной группе „Удивительный мир часов“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Часы, время. Проекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Какая распространенная и всеми известная вещь часы. Без них никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Мы предложили детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы. Сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Мы рассказали детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит, что на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Наш рассказ вызвал интерес у детей, и они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. Поэтому мы решили в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов».
Цель. Развитие представлений о понятии времени, интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи:
- Воспитывать стремление включаться в общий труд детей, ответственность за доведение начатого дела до конца.
- Продолжать знакомить с устройством календаря, названиями месяцев года и их последовательностью.
- Развивать умение оперировать условными значками (символами). Обогащать знания о профессиях взрослых.
- Продолжать формировать представления о цикличности природных явлений, сутках, звездах, причинно – следственных связях, о событиях и явлениях, характерных для дневного и ночного времени.
- Познакомить с разными видами часов, с узнаванием времени по часам.
- Учить ориентироваться на плоскости. Упражнять в определении состава числа, в установлении соответствия между вчерашним и сегодняшним днем и последовательностью дней недели. Развивать умение определять на глаз размеры предмета.
- Продолжать знакомить с часами, их разнообразием, с принципом работы песочных часов; развивать чувство времени. Формировать понимание чувство части и целого. Учить составлять рассказ по картинке, придумывать самостоятельный сюжет; формировать умение использовать выразительные средства языка при описании чего – либо.
- Учить выделять существенные признаки при сравнении предметов и явлений, упражнять в подборе определений к существительным, синонимов к различным частям речи, знакомить с многозначностью слов.
- Упражнять в правильном произношении звуков (с, (з, различении их на слух, подборе слов с этими звуками
- Учить рисовать сказочные сюжеты по замыслу, формировать умение планировать работу и определять путь реализации замысла: выбирать адекватные средства художественной выразительности и подходящие материалы.
Прогнозируемый результат реализации проекта :
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени;
- дети узнают, что давным-давно были солнечные часы, часы - цветы, часы - петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы;
- приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- обогащение словаря детей по теме, закрепление умения составлять рассказ-описание о часах;
- дети смогут анализировать, выделять характерные признаки предметов, сравнивать один с другим, узнавать по описанию;
- разработан цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Этапы работы над проектом :
1 этап – подготовительный.
- Изготовление альбома «Удивительный мир часов».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).
2 этап – основной.
- Беседы: «Какие часы были давным - давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелке и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «Что такое время?».
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)», «Самые известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик - Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин), «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени», С. Маршак «Мы в часы мячом попали», Н. Чупрунова «Всю ночь часы стучат», Ю. Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник», О. Подтуркина «Часы», И. Фомичёва «Солнечные часы», А. Прохоров «Весёлые часики», А. Мальгинова «Часы для Биби», М. Манакова «Мой день».
- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Рисование часов «Настенные часы с кукушкой».
- Лепка «Весёлые будильнички», «Часы-солнышко».
- Конструирование из природного материала «Настенные часы», «Часы такие разные и нужные».
- Аппликация «Наручные часы».
- Дидактическая игры: «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Мои первые часы», «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Создание презентации «Путешествие в прошлое часов»
- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов
- Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).
- Консультации для родителей «Какие бывают часы?», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста», «Как наблюдать часы, не будучи несчастными», «Отмечаем день часов».
3 этап - заключительный
- Создание мини - музея «Мир часов»
- Создание выставки детских работ «Такие разные часы».
- Обсуждение результатов деятельности.