Ольга К
Конспект занятия «Удивительные звезды»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте ребята, вас встречает веселое солнышко, оно дарит вам улыбку, подарите улыбку мне, своим товарищам. Начнем работу.
Посмотрите, у вас на столах лежат звё зды разного цвета: жёлтого, голубого, красного, как вы думаете для чего? (Чтобы было интересно на уроке. Мы будем изучать звёзды и другие ответы. По количеству звёзд определится победитель. Меня заинтересовало, почему звёзды разного цвета, наверно, от настроения).
-Много вариантов! Спасибо! Действительно, эти звёздочки помогут нам сегодня, но правильно ли вы ответили на вопрос узнаем. Итак, отправляемся в путешествие!
Темочки:
- Ребята, посмотрите на экран. (Картинка звездного неба)
Скажите, что перед вами? (Звёздное небо)
- Почему вы так решили? (На небе много звёзд)
- Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (Удивительные звезды).
-Верно, сегодня мы поговорим об удивительных звездах.
Какая цель нашего занятия? (познакомиться со звездами и уметь различать созвездия)
План:
1. Узнать что такое звезды.
2. Узнать что такое созвездие.
-Чтобы вы хотели узнать о звёздном небе? (Какие созвездия есть на небе? Почему одни звёзды светят ярко, а другие нет? Что такое зодиак? Что такое Солнце) Хорошо.
Кто знает что такое звезды?
Звезды – это огромные раскаленные газовые шары, излучающие свет. Молодцы.
Разгадайте загадку:
из какого ковша
не пьют, не едят,
а только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица)
- Сколько звёзд в ковше созвездия Большой Медведицы?
(В ковше созвездия Большой Медведицы 7 ярких звёзд).
- Сколько медведиц вы знаете?
( Знаем две медведицы: Большая и Малая). На слайд.
Чем примечательно созвездие Малой Медведицы? Прочитаем.
(В созвездии Малой Медведицы находится Полярная звезда, по которой ориентируются все путешественники).
Какое направление она указывает кто знает?
(Люди, много лет назад, научились ориентироваться по звездам. В течение всей ночи звёзды на небе изменяют своё положение, так кат Земля вращается вокруг своей оси. Только одна звезда остается на месте – Полярная. Если встать к ней лицом, то впереди будет север, сзади юг, слева запад, справа восток. Это один из самых точных способов ориентирования).
Ребята, а кто-нибудь сможет ответить на вопрос, сколько звёзд на небе?
(Много. Не сосчитать).
- Действительно, их огромное количество, которое не сосчитать.
Ребята, представьте что мы наблюдаем в телескоп, и видим удивительную картину, звезды крутятся по кругу, сливаются в кольца.
Сейчас мы проведем опыт и посмотрим на самом деле это так.
Опыт №1 «Звездные кольца»
Цель: установить, почему кажется, что звезды движутся по кругу.
Оборудование: ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.
Содержание: вырежьте из бумаги круг, диаметром 15 см. Наугад нарисуйте мелом на черном круге 10 маленьких точек.
Проткните круг карандашом по центру и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладоней, быстро крутите его.
Итоги: на вращающемся бумажном круге появляются светлые кольца.
ПОЧЕМУ? Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в светлые кольца. Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластинке длинный круговой след, как будто бы звезды двигались по кругу. На самом же деле, движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя на кажется, что движутся звезды, движется вотопластинка вместе с вращающейся вокруг своей оси Землей.
Ребяьа, а когда мы видим звезды? (ночью). Правильно, а куда они деваются днем?
Сейчас проведем опыт и увидим это.
Опыт № 2 «Дневные звезды»
Цель: показать, что звезды светят постоянно.
Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.
Содержание: пробейте дыроколом в картоне несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картоном, а в другую – фонарик. Включите фонарики с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.
Итоги:.
ПОЧЕМУ? В освещенной комнате свет проходит через дырочки независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.
Физминутка
Пролетает звездолёт,
С ним отправимся в полёт.
Правое крыло отвёл,
Посмотрел.
Левое крыло отвёл,
Посмотрел.
Я мотор свой завожу
И внимательно гляжу.
Предлогаю выполнить интерактивное задание. Вы видите множество точек, найдите и соедините созвездие Большой медведицы по точкам. Молодец, ты нашла созвездие большой медведицы.
Ребята, а кто заметил, как расположены звёзды? (Звёзды расположены неравномерно, есть места, где звёзд много, они совсем рядом друг с другом).
- Вы верно заметили, что существуют места скопления звёзд, объединения их в группы. Люди разделили небо на 88 участков (созвездий) и дали этим «звёздным фигурам» имена героев мифов и легенд, сказочных существ. Так появились созвездия Большая Медведица, Кассиопеи, Ориона, Лебедя и другие. (на слайд.)
А кто знает как называется наука о звездах? (Астрономия) Молодцы. А кто изучает звезды? (Астроном) Молодцы.
К сожалению наше путешествие заканчивается. Давайте вспомним цель занятия (познакомиться со звездами и уметь различать созвездия) мы достигли цели? (Да)
Подтвердили гипотезу? (Да) Хорошо.
На доске вы видите звезды разного цвета, красные звезды- если у вас не возникло вопросов, и синюю, если есть вопросы. Вам необходимо перенести на небо звезду, которая к вам подходит.
Спасибо за внимание.