МААМ-картинки

Учу детей творить

Ольга Бебенова
Учу детей творить
▼ Скачать + Заказать документы

«Мир будет счастлив только тогда,

Когда у каждого человека будет душа художника.

Иначе говоря, каждый будет находить радость в своём труде.

Роден.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним.

Зачем и почему дети рисуют? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть.

Публикация «Учу детей творить» размещена в разделах

Все в детстве рисуют, но у кого-то это получается хорошо, а у кого-то плохо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. Рисуя, ребёнок усваивает понятия «вертикаль», «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Рисование не только способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребёнку упорядочить бурно осваеваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире.

Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие.

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому я считаю нужно зажечь в детях огонёк творчества. Как сказал один мудрец: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.

Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребёнок нарисовал быстро, потому что ему ещё трудно проявить усидчивость. А для детей старшего возраста нетрадиционное рисование – это способ проявления творчества. Так как малышу постарше уже важен результат, чтобы рисунок был яркий, красивый и отражал все события.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. И далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Занятия по рисованию с детьми следует начинать со способов, не требующих от маленьких художников профессионально четких линий, несущих важную художественную нагрузку. Сначала следует научиться рисовать пальчиком. Затем задачу можно усложнить; использовать в процессе рисования тампончики, жесткую кисточку. Предварительно на листе бумаги простым карандашом нанесите контур. Попросите детей внимательно рассмотреть рисунок и обвести его пальцем, проговаривая – вот грудка, мордочка, ушки, спинка и т. д. Затем сделайте тычки тампоном или кисточкой, не оставляя просвета между ними. Рисунки получаются объемными и живыми, понятными каждому ребенку.

На последующих занятиях подведите детей к решению новых задач

и применению различных способов изображения сюжета, пейзажа, натюрморта. Неотъемлемой частью работы должны стать экспериментирование с красками и совместное разрабатывание способов рисования.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Для маленького ребенка художественный материал обладает завораживающей

притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию адекватного художественного образа. Кроме того, познавая

свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создавать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

В старших группах подобная работа помогает решить специфические задачи; развитие наблюдательности, формирование способностей живо откликаться на события окружающей деятельности, умение видеть красоту природы. Дети знакомятся с новыми способами изображения – кляксографией, набрызгом и т. д. Эмоционально воздействующим средством на занятии является музыка, которая учит детей размышлять и переживать.

Обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Задачи:

- учить детей познавать мир и себя в нём через открытие звуков, цвета, формы;

- развивать умение включаться в творческий процесс через физические и словесные действия;

- упражнять детей в применении различных способов нетрадиционного рисования (пальчиком, тампоном, ладошкой);

- поощрять детей в выборе красок, побуждать их к рассуждению;

- учить радоваться результатам своего труда и труда товарищей.

Опускаем пальцы в краски.

”Построим муравейник”.

Развитие коммуникабельности, способности к сотрудничеству помогает выполнение коллективной работы ”Муравейник”. Обозначьте на тонированном листе контуры будущей постройки. Для рисования веточек, травинок, соломинок используйте фломастеры или карандаши различных оттенков. Поставьте весёлую музыку. Затем каждый из строителей поселит в новом доме своего муравьишку. Тельце муравьишки рисуют тремя прилегающими друг к другу отпечатками подушек пальцев предварительно опущенных в чёрную краску. Лапки и усики дорисовать фломастером. Оживят работу листочками, случайно упавшими на муравейник, выполнение в технике отпечатывания свежими листьями. Свежий лист помещают на дощечку тыльной стороной вверх, окрашивают гуашью и используют как печать, т. е. кладут на рисунок окрашенной стороной, накрывают салфеткой, слегка прижимают и аккуратно снимают.

”Маленькая страна”.

Предложенная техника позволяет изобразить целый “народец” маленькой страны: это жучки, паучки, гусенички. Гусенички изображаются так же, как и муравьи, только отпечатков будет больше. Гусенички должны быть разноцветными, яркими, контрастирующими с зелёной листвой.

Следующий вид ”забавного” художественного творчества родился из наблюдений за тем, как дети, не совсем верно выполняя рекомендации педагога, слишком глубоко окунали пальчики в краску, а затем старательно очищали их, вытирая их о лист бумаги или салфетку. Чтобы изобразить розу с помощью этого приёма, опустите палец (до второй фаланги) в жёлтую краску, а затем круговыми движениями, как бы раскручивая спираль, со всех сторон вытирайте палец о бумагу. Оставшуюся на пальце краску убирают мокрой салфеткой. Затем опускают второй пальчик в краску другого цвета. Аналогичными движениями поверх желтой краски наносится красная. Для второго слоя лучше набирать на пальчик меньше краски, тогда лепестки будут выглядеть нежнее. Используя технику отпечатывания свежими листьями, цветок обрамляют зелёными листьями.

”Осенний лес”.

Техника печатания поролоновыми тампонами усиливает контакт между рукой ребёнка и рабочей поверхностью. Сжимая и разжимая упругий материал, ребёнок активно массирует кончики пальцев. Если проводить работу под музыку, можно развивать у детей не только моторику, но и чувство ритма. Поролоновые тампоны для рисования несложно изготовить самим (длина 8-10 и диаметр 3см.). Очень удачно в такой технике получится осенний лес. В пору золотой осени яркие пышные кроны деревьев напоминают разноцветную пену.

Ёмкость палитры заполняют слегка разбавленной гуашью желтой, красной, оранжевой, зелёной цветов. Дети опускают в краски кончики тампонов и печатают кроны, заполняя почти всю поверхность затонированного в цвет неба листа. Немного места в верхней и нижней части листа оставляют для неба, проглядывающего сквозь кроны деревьев, и поляны.

В процессе работы дети наблюдают за ’’волшебным превращением красок’’- за образованием новых цветов. Для изображения солнечной поляны на кисть набираются последовательно жёлтая, зелёная или коричневая краска (на кончик). Горизонтальными полосами изображается залитая солнцем поляна со слегка потускневшей травой. Стволы и ветви деревьев, проглядывающие сквозь кроны, изображают кистями вертикальными линиями.

''Лохматая кисточка''.

Не редко педагог делает замечания детям: '' Ты не правильно пользуешься кистью, посмотри, какая она лохматая стала. С кистью так обращаться нельзя''.

Давайте посмотрим, что может нарисовать такая ”шалунья?” Кисточку с мягким ворсом смочите водой, тщательно промокните тканевой салфеткой и расправьте волоски в разные стороны, чтобы получилось подобие звёздочки (кисточка при этом должна быть влажной). В ячейке палитры выкладывается неразбавленная гуашь. Кисточка лохматая, колючая, значит, получатся замечательные котята, щенки, ёжики, новогодние ёлочки и мягкие игрушки.

Создавая портрет котёнка, наберите на кисть-звёздочку оранжевую краску, затем слегка коснитесь коричневой, чтобы она окрасила только кончики ворса, тычками, нарисуйте контур котёнка, затем раскрасьте его с помощью той же технологии. Глазки нарисуйте пальцем (жёлтым и зелёным).

Существует такой замечательный вид графики, как монотипия. Использование этой техники способствует пробуждению фантазии и развитию образного мышления.

Сначала надо сложить лист бумаги пополам. Затем, раскрыв его, протереть влажной салфеткой и нарисовать гуашевыми красками какое – либо изображение на половине листа. Пока краски не высохли, надо вновь сложить лист пополам, плотно прижать обе части и разгладить их руками. Рисунок симметрично отпечатается на чистой половине листа. Затем надо внимательно рассмотреть изображение и при необходимости дополнить его деталями.

Не менее интересной является техника – пуантилизм, когда изображение состоит из множества маленьких точек. При рисовании точками, а не линиями рисунок приобретает мозаичный вид. Используя этот приём, можно нарисовать контуры светлой краской, а затем заполнить их яркими точками.

Интересным получается изображение, выполненное при помощи штампов и печатей. Причём изготовленные в присутствии детей штаммы из обычных картофелин. Штамп обмакивается в гуашь на палитре или краска наносится на него при помощи кисти.

В качестве штампов используется любой подручный материал (катушки от ниток, коробочки, пузырьки, кубики, пуговицы, резиновые ластики).

Для изображения животных, да и в пейзажных рисунках, можно использовать в место кисти поролон. Небольшие кусочки поролона произвольной формы с нанесённой на них с помощью кисти краской прикладываются к листу бумаги. Отпечаток, состоящий из мелких пятнышек, создаёт ощущение бархатистой поверхности изображения, а при нанесении мазка получаются нежные ветки с едва распустившимися листочками, шёлковая трава, ажурные кроны деревьев.

В работе с гуашью может быть применён приём процарапывания по сырой краске. На только что выполненное изображение при помощи стеки наносят штрихи или полосы.

Существует такой замечательный способ рисования, как кляксография с трубочкой. Развести немного краски, набрать на кисточку и капнуть на лист. Затем дуем через трубочку на кляксу. Получается деревце, паучок, в общем, всё что угодно.

Рисовать можно и с помощью полоски плотной бумаги. Край полоски, длиной 4-5см., шириной 0,5-1,5см., обмакнуть в краску и, изменяя его движение, рисовать различные картины.

Рисование набрызгиванием. Понадобятся – зубная щётка, полоска плотной бумаги и краску, разведённую водой. Опускаем 1\3 часть щетины зубной щётки в краску, затем с помощью полоски плотной бумаги делаем набрызги (сюжет).

Способов нетрадиционной техники рисования много, по мимо выше перечисленных существуют следующие:

1. Рисование ниткой.

2. Рисование веником.

3. Рисование на мокрой бумаге.

4. Трафарет.

5. Рисование свечёй.

6. Объёмная аппликация.

7. По запаху.

Ребёнок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал. Он должен находиться в доступном для ребёнка месте во время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

Разве отыщется на свете ребёнок, который не любит волшебство? А кто отказался бы собственноручно нарисовать волшебный рисунок?

Не забывайте, что ваша цель – не вырастить художника, что творчество для малыша не результат, а процесс! И искренняя похвала – лучшая почва для самовыражения, без которого малышу будет тяжело вырасти счастливой и успешной личностью. По чаще хвалите своего юного художника, бережно относитесь к плодам его творчества, цените самобытность и индивидуальность его работ.

Список использованной литературы.

1. Щербакова И. В. План работы по изобразительной деятельности во второй младшей группе. Алгоритмы нетрадиционных способов рисования. // Дошкольная педагогика. 2007, №3, стр. 11 - 19.

2. Казакова Т. Использование нетрадиционной техники рисования на занятиях с дошкольниками. // Обруч. 2004, №2, стр. 20 – 22.

3. Розова С. Чудесный мир красок. // Ребёнок в детском саду. 2002. №3, стр. 52 – 59.

4. Черепковская С. Волшебница монотипия. // Ребёнок в детском саду. 2008. №5, стр. 43 – 45.

5. Казакова Т. Третий год жизни: изобразительная деятельность в семейном воспитании. // Дошкольное воспитание. 2005. №8, стр. 107 – 114.

Публикации по теме:

Беседа «Правила поведения детей на дороге» для детей второй младшей группы Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского района Костромской области.

Буклеты: «ФЭМП у детей 3–4 лет», «Знакомим детей с часами», «ФЭМП детей 3–4 лет по методике Л. Венгера» Что же такое время? Чем его измерить? Что такое минута, секунда, год? Для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по.

Художественно-эстетическое развитие в ДОУ «Выдумывать, творить и наслаждаться» Воспитатель: Тельминова Г. А. «Выдумывать, творить и наслаждаться» Работа воспитателя в ДОУ на современном этапе при введении ФГОС, наполняется.

Когда природа «снабжает» снегом в достатке, мы начинаем «творить сказку». Фигуры из снега на участке детского садаКогда природа «снабжает» снегом в достатке, мы начинаем «творить сказку». Фигуры из снега на участке детского сада Как всегда все педагоги при наступлении зимы и выпадении хорошего мягкого, липкого снега принимаются за оформление своих участков. Кому,.

Конспект мероприятия «Права и обязанности детей и взрослых» для детей старшей группы Конспект мероприятия на тему «Права и обязанности детей и взрослых» Цели: упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах.

Конспект НОД в группе раннего возраста «Поспеши творить добро!» ЗАДАЧИ: 1. Продолжать развивать память, мышление, мелкую моторику рук, речь детей с помощью пальчиковых игр, логоритмических упражнений.

Мой кукольный театр или как творить из ничегоМой кукольный театр или как творить из ничего Я уже рассказывала о персонажах для сказки "Курочка Ряба". На них решила не останавливаться) И теперь у меня уже есть много героев из всеми.

Сценарий праздника 23 Февраля для пап и детей коррекционной группы для детей с нарушением интеллекта СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА 23 ФЕВРАЛЯ Цель: организация спортивного праздника в честь дня Защитника Отечества. Задачи: 1. Организовать работу.

Собрание для родителей детей раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду» Слайд 2. Постарайтесь ответить на вопрос: «Для чего моему ребёнку нужен детский сад?» Слайд 3. - В детском саду ребенок имеет возможность.

Творить — значит развиваться!Творить — значит развиваться! Одна из главных целей в развитии дошкольника, это формирование творчески активной личности, способной нестандартно мыслить, привносить в.

Автор публикации:
Учу детей творить
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 23:38
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учу детей творить» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бебенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД