Ирина Богдан
Буклеты: «ФЭМП у детей 3–4 лет», «Знакомим детей с часами», «ФЭМП детей 3–4 лет по методике Л. Венгера»
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое время? Чем его измерить? Что такое минута, секунда, год?
Для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по стрелкам часов. В его понимании, время течет не так, как у взрослых. Занимаясь чем-нибудь интересным, играя в интересную игру, или на прогулке время у малыша ускоряется. Ему кажется, что он играет совсем немного. На самом же деле, могут проходить часы. Когда же ребенок должен что-то выучить, убрать за собой, посещая врача, время в восприятии ребенка может тянуться довольно долго.
Запоминаем последовательность событий
Темочки:
- Буклеты для родителей
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Чтобы научить ориентироваться ребенка во времени не нужно показывать, где какая стрелка, и что это значит. Начать необходимо издалека. Ознакомьте ребенка с самим понятием времени. Мама и папа могут сделать это, даже не замечая этого в процессе повседневных игр и занятий. Ребенок должен усвоить для начала самые простые вещи. Например, то, что за днем наступает ночь, а за ночью утро. Малыш должен усвоить последовательность событий: сначала он просыпается, потом чистит зубы, затем садится завтракать. Каждый день, повторяя последовательную цепь событий, ребенок учится разбираться, что за чем идет. Тем самым, вырабатывая у себя понимание времени. А это куда важнее, чем заставить малыша выучить положения стрелок на часах. Всегда говорите ребенку: "Спокойной ночи" и "Доброе утро" — это самый простой способ дать разобраться во времени суток. Нужно акцентировать внимание на любую последовательность, где отчетливо видно, что было сначала, а что потом. Можно прочитать сказку, в которой можно проследить последовательность, например, "Колобок". Сначала его испекли, потом он полежал на окошке, затем покатился по дорожке, встретил Зайца. Развитию ребенка поспособствуют вопросы типа: "Что случилось, после того, как Колобок встретил Зайца?"
Знакомим с прошлым, настоящим и будущим
Следующий важный этап в выработке понимания времени — работа с понятиями прошлого, настоящего и будущего. Беседу с малышом лучше строить на примерах. Приведите пример из его жизни. Скажите о том, что происходит сейчас — это настоящее. То, что ваш разговор происходит в настоящем, то, что вы обедаете тоже в настоящем, и то, что за окошком весна — это тоже настоящее. А то, что произойдет позже: завтра, через неделю — это будущее. Например, День Рождения ребенка произойдет через месяц, поездка на море летом. Все это произойдет в будущем. А вот поход в цирк или на природу были в прошлом. Так ребенку будет легко научиться понимать суть этих понятий. Еще лучше, если ребенок сам будет называть примеры. Продемонстрируйте ребенку, что можно сделать за минуту, секунду, час. Для этого можно воспользоваться таймером, и смотреть, за сколько малыш сможет выполнить то или иное действие.
Определяем времена года
Следующий шаг — это выработать понимание у ребенка времен года. Нужно не просто объяснить ему, что существует 12 месяцев и 4 времени года, но и наглядно объяснить ему те перемены, которые происходят с погодой и природой осенью, летом, зимой и весной. Для этого, выйдите на улицу — понаблюдайте, покажите малышу, что происходит с деревьями, небом, травой, во что одеты люди. Можно делать фотографии того или иного уголка на улице в разные времена года, или даже каждый месяц и сравнивать их между собой. Кроме того, в продаже можно приобрести много учебных книжек, которые помогут познакомиться вашему малышу со временами года. Рекомендуется также прочесть сказку "Двенадцать месяцев" С. Маршака и "Синичкин календарь" В. Бианки.
Разбираемся в часах
После того, как ваш малыш освоил последовательность событий, стал ориентироваться во временах года и в прошлом, будущем и настоящем, самое время открыть для него таинственные часы. Но для этого, конечно же, ребенок должен разбираться в цифрах, и уметь считать. Лучше всего, объяснять на больших и ярких часах с большими стрелками и четкими делениями. Объясните ребенку, что у часов есть две стрелки, и о том, что они вертятся и показывают время: от цифры 1 до 12. Освойте сначала часовую стрелку, а потом уже минутную. Не требуйте, чтобы ребенок запоминал все точно до минуты. Пусть ребенок ориентируется в духе "почти два часа", "чуть больше часа", "половина восьмого". Свяжите то или иное время с каким-то действием, которое выполняет ребенок каждый день. Например, в 8 00 утра он встает, а в 9 30 он идет в детский сад. Когда ребенок хорошо освоит часовую стрелку, можно будет переходить и к минутной.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 85 «Березка»
Буклет подготовила : воспитатель
Богдан Ирина Александровна
Дошкольный возраст - возраст почемучек. И если у вас хватит мудрости терпеливо отвечать на все «почему» - со временем вы увидите, какие мудрые и развитые дети у вас вырастут.
Только в уютной атмосфере дети себя смогут раскрыть, что позволит нам выявить у них те или иные способности и наклонности, а также усмотреть проблемные моменты и придти на помощь и опять же не акцентируя внимания на этих проблемах, мягко, деликатно искать пути их решения. Помогут в этом, естественно, игры. И чем младше ваш ребенок, тем больше игр должно присутствовать в его жизни, начиная с пробуждения, одевания, умывания, за столом и на прогулке, т. к. ребенок обучается через игру.
Помните, что помимо времени, проведенного вместе с ребенком дома, есть и другое благодатное время для общения и его развития: дорога в детский сад и обратно, поездки в общественном транспорте, ожидание очереди на приеме у врача, подъем по лестнице и т. д.
«Мы в ответе за тех, кого приручили», - говорят о друзьях наших меньших.
Так давайте сейчас уже бить в колокола и, пока еще не поздно, сделаем переоценку ценностей. Наше богатство – наши дети! А теперь вернемся к математике и попробуем играть, начиная с дома.
Просыпается ребенок, потянулся: одна ручка, вторая, одна ножка, вторая. Правая ручка, левая, правая ножка, левая. А внизу наши ножки ждут тапочки. Сколько их? Два. Почему? Потому что две ножки. Сколько ножек, столько и тапочек. Термин: столько же.
Водные процедуры тоже сопровождаются игрой. Левый глазик, правый глазик, зубки чистим какой рукой? Сколько зубных щеток? (3). Почему? (три человека в семье).
За завтраком (обедом, ужином) :
• Какой формы тарелочка, салфетка, крышка стола, стула?
• Сколько тарелочек, ложечек, чашек? (по три, по четыре).
• А сколько ложек какао или сахару насыпали в чашку (считаем вслух).
А какой благодатный материал с математическими и геометрическими элементами – салфетка!
• Мы - волшебники. Из квадратной салфетки можем сделать косыночку. Какая фигура получилась? (треугольник, прямоугольник, маленький треугольник и квадратик).
• А можем сделать полотенце. Какая фигура? (прямоугольник).
(Попросите ребенка раздать всем поровну фрукты, конфеты (по 2-3 предмета). Предложите разложить фрукты в порядке увеличения размера и наоборот.)
• А какие геометрические формы они вам напоминают?
(Попросите столовой и чайной ложкой измерить количество крупы и сравнить результаты.)
• Почему разные числа? (большая и маленькая мерки).
(Съедая плоды, считайте, сколько их остается.)
На прогулке также на каждом шагу встречается математика. Дома: высокие, низкие. Посчитали этажи.
• Сколько машин стоит на площадке? (5).
• Одна уехала. (4). И т. д.
В парке собираем листочки. На какие группы их можно разделить?
1. По цвету.
2. По форме.
3. По размеру.
Аналогично с камешками, ракушками и т. д.
Дома, сидя перед телевизором, высыпаем пуговки на пол и просим на простом листочке положить справа (слева, в верхнем правом или нижнем левом углу красную большую пуговицу). Можно создавать целые картины, группируя пуговки по цвету, форме и размеру.
Еще можно взять обыкновенный шарфик (сидя в очереди) и сделать из него круг, треугольник, квадрат, ромб или трапецию, считая при этом и стороны, и углы.
А давно известные головоломки из спичек? Нет их под рукой – нашли палочки, карандаши и вспоминаем наше детство.
Как поменять одну палочку, чтобы корова смотрела в другую сторону? И т. д.
А в книгах просто на каждом шагу встречаются элементы математики. Например: «Герои сказок Пушкина в цифрах».
1. Сначала невод пришел с одной тиной. В другой раз – с травою морскою. А в последний раз – с золотою рыбкой. Вопрос: сколько раз старик забрасывал невод?
2. Сколько превращений было с князем Гвидоном?
3. Задача богатырская:
Завтракали на привале.
Нам с собой яичек дали.
Всмятку два и два крутых.
Сосчитай-ка, сколько их?
4. Задача белочки-кудесницы:
Два бельчонка на опушке
Сколотили две кадушки.
Положили в бочки мятные листочки.
Красную бруснику,
Черную чернику.
Клали понемножку желтую морошку.
Что бельчата на опушке положили в две кадушки?
Хорошими помощниками станут в овладении счетом всевозможные настольные игры: лото, домино, игры-«ходилки». Домино непременно «взрослое» с точечками. А игры-«ходилки» с кубиками стоит упростить, подстраиваясь под возраст и возможности ребенка. Для этого склейте из бумаги свой собственный кубик, где на трех гранях будет стоять всего по одной точечке, а на трех остальных - по две. Когда малышу будет легко делать ходы на один и на два, сделайте новый кубик, куда добавьте три точки. Так постепенно доберетесь и до обычного игрального кубика. Как правило, малыши очень любят подобные игры. И вместе с игрой осваивают счет.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 85 «Березка»
Буклет подготовила : воспитатель
Богдан Ирина Александровна
Умственное развитие ребенка 3 лет
Восприятие цвета
Задание 1. Выбор по образцу.
Материал: два набора по шесть карточек разного цвета (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового).
Инструкция
Сейчас мы будем играть в цвета. Я даю тебе две бумажки разного цвета. У мишки тоже есть такие бумажки. Сейчас он покажет тебе одну из них и попросит, чтобы ты дал ему бумажку точно такого же цвета.
Проделайте это со всеми шестью цветами в разных сочетаниях. Если оба ответа правильны, можно считать, что этот цвет ребенок выбирает безошибочно, и переходить к другому. Если правилен только один ответ из двух, нужны еще два предъявления того же образца, но лучше давать их не сразу, а после второго образца. не хвалите за верный выбор и не порицайте за неверный. Будьте бесстрастны.
- Смотри, какая бумажка нужна мишке.
(Мишка сидит напротив ребенка. Образец определенного цвета кладется несколько дальше от ребенка, чем карточки для выбора.)
— Где у тебя бумажка точно такого же цвета? Дай ее мишке.
Эта? Теперь я тебе опять положу две бумажки. Вот они.
(Обе карточки кладутся заново, располагаясь по-другому.)
Теперь мишка просит вот такую бумажку.
Задание 2. Простейшие действия с учетом цвета.
Материал: взрослый берет два кубика одинаковой величины, но разного цвета, например красный и зеленый. Такие же два кубика у ребенка.
Инструкция
Сейчас мы будем строить. Я построю башенку так, чтобы ты не видел, а потом ты догадаешься, как я строил, и построишь точно такую же башенку, как у меня.
(Взрослый ставит между собой и ребенком экран (лист картона, газету) и за ним кладете один кубик на другой. Открывает.)
Вот, посмотри и построй точно такую же башенку.
(Повторите это задание четыре раза, каждый раз меняя взаимное расположение кубиков (сверху кладется то красный, то зеленый кубик). Если ребенок кладет свои кубики, располагая их так же, как в образце, проверка окончена. Если же он путает цвета, не обращает на них внимание, попытайтесь повторить все заново, но без экрана, т. е. строя башни-образцы на глазах у ребенка.)
Видишь, сначала я беру этот кубик и ставлю его внизу, а потом вот этот и ставлю его наверх.
(Названия цветов употреблять нельзя.)
Задание 3. Проверка понимания и употребления слов — названий цветов.
Материал: те же шесть карточек, что и в «Выборе по образцу».
Инструкция
Все карточки раскладываются в случайном порядке перед ребенком, и взрослый просит:
- Дай мне красный цвет. А теперь фиолетовый. А теперь зеленый.
Потом показывает те же карточки по одной:
— Какой это цвет? А это?
Оценка полученных результатов. Вполне удовлетворительными для трехлетки будут правильное выполнение выбора по образцу, учет цвета при выполнении конструктивного задания без экрана, умение выбирать по названию три-четыре цвета, умение правильно называть два-три цвета.
Восприятие формы
Аналогично проводится проверка восприятия ребенком формы.
Материал: пять пар картонных геометрических фигур одинакового цвета (круг, овал, равносторонний треугольник, квадрат, прямоугольник).
Задание 1. Выбор по образцу.
Фигуры, как и цветные карточки, даются ребенку по две, а затем поочередно каждая из них используется в качестве образца.
Задание 2. Простейшие действия с учетом формы.
При проверке учета формы в действии строится башня из кубика и кирпичика одного и того же цвета (можно использовать и другие две детали строительного материала разной формы).
Задание 3. Проверка понимания и употребления слов — названий формы.
Ребенок по очереди выбирает те фигуры, которые называет взрослый.
Оценка полученных результатов. Нормально, если ребенок правильно выбирает по образцу круг, квадрат, треугольник (он может при этом путать круг с овалом, квадрат с прямоугольником, строит башню по прямому показу, выбирает по названию три фигуры. Активное использование названий в собственной речи вообще не обязательно, и вполне приемлемы предметные названия форм («домик», «крыша» и т. п.).
Восприятие величины
Задание 1. Выбор по образцу.
При проверке восприятия величины предоставляется выбор по образцу из двух картонных кружков одинакового цвета, существенно (примерно вдвое) различающихся по величине.
Задание 2. Простейшие действия с учетом величины.
Башня строится из двух кирпичиков разной величины.
Задание 3. Проверка понимания и употребления слов — названий величины.
Проверяется понимание и употребление слов «большой», «маленький».
Оценка полученных результатов. Обычно дети 3 лет все задания (кроме называния) выполняют успешно.
Сообразительность
Материал: склеенная из картона плотная трубка.
На глазах у ребенка протолкните в картонную трубку палочкой (примерно до середины) привлекательный для него предмет, скажем конфету, и предложите достать. Догадается ли он той же палочкой вытолкнуть предмет наружу или будет пытаться просто разорвать трубку?
Понимание словесных указаний
Взрослый дает ребенку любое распоряжение, включающее два-три последовательных действия, например: «Возьми чайную ложечку, которая лежит на столе, и принеси ее».
Составление целого из частей
Материал: разрезные картинки, кубики с изображениями животного или автомашины, разрезанными по вертикали пополам.
Оценка полученных результатов. Если ребенок уже имел в этом отношении кое-какой опыт, ему, по всей вероятности, удастся самостоятельно сложить и новую картинку-изображение. Если же такого опыта раньше не было, первую картинку пусть сложит с вашей помощью. Потом посмотрите, сумеет ли он самостоятельно сложить вторую.
Складывание трехсоставной матрешки
Малыш пытается во что бы то ни стало вколотить неподходящие части матрешки друг в друга, либо пробует и так и эдак, меняет то, что не стыкуется, и в конце концов добивается успеха, либо сразу делает все верно, подбирая части на глаз. Впрочем, последний вариант возможен только при хорошем предварительном обучении.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 85 «Березка»
Буклет подготовила : воспитатель
Богдан Ирина Александровна