Раиса Беспалова
Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Учимся играя.
Учимся играя. Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития де-тей.
Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.
Публикация «Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Для детей с общим недоразвитием речи нарушение грамматического строя является типичным проявлением. По мнению исследователей, у детей с ОНР страдает смысловая сторона речи, что находит своё отражение в нарушении процесса перера-ботки информации и приводит к лексико-грамматическому недоразвитию, несформи-рованности системных отношений между словами и понятиями (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Т. Ф. Посадская). Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение, как для последующего обучения ребёнка, так и для коммуникации.
У детей с ОНР наблюдается не сформированность внимания, не достаточное развитие словесно-логического мышления и лексико-грамматических категорий, что в последствии затрудняет овладение связной речью.
Для решения всех задач речевого развития используем дидактические игры. Ди-дактические игры – эффективное средство закрепления лексико-грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных слово-форм.
К специально разработанным играм по формированию лексико-грамматических категорий предъявляются определенные требования, поскольку эти игры способству-ют развитию психологической базы речи ребенка: они разноплановы и дают возмож-ность использования их с различной трансформацией материала и методических приемов.
Дидактические игры пошагово функциональны, содержат в себе обучающие, коррекционные и развивающие задачи. Коррекционная задача всегда направленна на развитие высших психических функций: внимания, логического мышления, восприя-тия, всех видов памяти. Развивающие задачи направленны на формирование нрав-ственных качеств: честности, доброты, любви к живому, трудолюбию, милосердию.
Все эти задачи одинаково важны и только при регулярной их реализации проис-ходит полноценное познавательное развитие речи и личности ребенка.
Для решения всех задач речевого развития используются специальные речевые дидактические игры. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Изучение динамики успеваемости учащихся с ОНР в начальных классах (про-шедших коррекционное обучение в речевых группах детского сада) показывает, что у детей возникают трудности в написании предлогов (бывает пишут их слитно, и наблюдаются трудности в определении падёжных окончаний. Например: «Мы гуляем влесе», «Картина висела настену».
Для работы с детьми мы используем развивающие дидактические игры и посо-бия, направленные, на понимание и запоминание предлогов пространственного значения. В них вошли пластические этюды для соединения речевой моторики и общей моторики ребенка, дидактические игры на развитие мышления: шарады, кроссворды, ребусы, словесные игры на умение осознанного использования предлогов в речи с детьми: «Подбери предлог», «Исправь ошибку», «Вставь предлог» и т. д. ; подвижные игры на развитие внимания и ориентировки в пространстве с чистоговор-ками на каждый предлог, карточки-задания «Кто, где спрятался?», изографы для развития зрительного восприятия и ряд других заданий и упражнений. С целью предупреждения дисграфии – упражнения с ребусами.
Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направле-ниям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.
Развитие грамматического строя включает: отработку падежных окончаний имен существительных единственного числа; преобразование существительных в И. п. единственного числа во множественное число; согласование глаголов с существитель-ными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут); согласо-вание числительных два и пять с существительными; образование глаголов движения с приставками; употребление сложных предлогов из-за, из-под, около, возле, образова-ние сравнительной степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный); закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов и пр.
Таким образом, дидактические игры по развитию речи помогают закреплению и уточнению словаря, способствуют формированию словоизменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь детей. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Игры подбираются по лексическим темам. Используем их как на занятиях, так и в свободной деятельности. Важным моментом в игре является наглядность. Она достаточной величины, яркости, хорошо и красиво оформлена. Четкая формулировка задания, отбор лексического и наглядного материалов определение видов детской деятельности на каждом этапе игры – все это слагаемые успеха развития речи и познавательной деятельности дошкольников.
Разнообразность речевых игр позволяет попеременно и систематически упраж-нять различные анализаторы: зрительный, слуховой, Рече двигательный, тактильный. При таком подходе к обучению и развитию ребенка сохраняется охранительный режим работы, создаются условия для активной, познавательной деятельности ребенка.
Дидактические игры являются эффективным средством обучения и закрепления лексико-грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения игр и заинтересованности детей, они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ и способствуют решению коррекционных задач.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников –М. : Академия, 2000.-450с.
2. Волкова Г. А. методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. –СПб. : Детство-пресс, 2004.-120с.
3. Выготский Л. С. // Избранные психологические исследования. - М., 1956.
4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи -М. : 1961-240с.
5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. : Просвещение, 1985. -112с.
6. Иваненко А. П., Белоус Т. Н., Удовенко Л. К. Словарная работа в детском саду. — Запорожье, 1975.-170с.
7. Иваненко С. Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. –М. : Просвещение, 1984.-230с.
8. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. –М., 1973.-145с.
9. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова; Под ред. Б. П. Пузанова. 3-е изд., доп. Издательский центр "Академия", 2001. -360с.
10. Овчинников В. Н. Функциональные типы высказываний в детской речи: /автореф. дисс. канд. пед. наук М., 1982.-30с.
11. Сохин Ф. А. Задачи развития речи //Развитие речи детей дошкольного возраста //Под ред. Ф. А. Сохина –М., 1979.-310с.