Елена Телешова
Учим ребенка произносить гласные звуки
▼ Скачать + Заказать документы
Учим ребенка произносить гласные звуки
Речевой материал, предложенный в статье, способствует чёткому и правильному произношению изучаемого звука в словах, а затем и во фразовой речи. При изучении гласных звуков детям предлагаются слова, в которых данный звук находится в ударном слоге. Дети учатся произносить его более длительно, вырабатывается умение выделять звук голосом.
Публикация «Учим ребенка произносить гласные звуки» размещена в разделах
1. Знакомимся с гласным звуком "А" произносим, широко открывая ротик, как бегемотик, как птенцы; голос звучит (положить руку ребёнка на горло при произнесении звука, поёт, значит, звук "гласный".
- А-а-а!- заплакала Алёнка
- На, - сказала ей сестрёнка,
Алый цветик сорвала и Алёнушке дала!
Астры прелестные, астры чудесные, очень похожи на звёзды небесные.
Учите детей произносить ударный звук "А" более длительно (заплааакала, сказааала, ааастры).
2. Познакомимся с гласным звуком "У". Когда мы его поём, то вытягиваем губы "хоботком". Этот звук "летит вверх" это - "У". Подражаю я слону, губы "хоботком" тянууу.
Учите детей произносить ударный звук "У" в словах более протяжно.
Утром мы в реке поймали новой удочкой уклейку (название рыбы,
А потом уж повстречали уток целую, семейку.
Утка на пруду учит своих утят:
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится: ну, что из них получится?
Потешки:
Рано-рано по утру
Пастушок: "Ту-ру,ту-ру"!
А коровы в лад ему затянули:"Му-му-мууу"!
Спросите: - как мычит корова? (Мууу, мууу).-
Как кукует кукушка? (Ку-кууу, ку-куу).
У леса на опушке, высоко на суку,
С утра поё т кукушка: ку-кууу, ку-ку-кууу!
3. Знакомимся с гласным звуком "О". Когда мы его поём, делаем "бублик"- губы округлые и чуть вытянуты вперёд. Произносим звук "О" делаем губы круглыми, как колесо. Учите детей произносить ударный звук "О" в словах более протяжно.
Ходит Оленька, вздыхая. -
Что с тобою?- Я плохая!
Я ногой толкнула кошку,
На пол бросила картошку,
Кашу манную не ела.
Быть хорошей надоело!
Не пора ли Оле спать,
Чтоб опять хорошей стать?
Заглянула к нам овца,
Очень добрые глаза.
Спросите детей: - как курочка зовёт своих цыплят? (Ко-ко-кооо, ко-ко-кооо). Как лошадка зовёт своего жеребёнка? (И-го-гооо, и-го-гооо).
4. Знакомимся с гласным звуком "Ы". Когда мы его поём, то растягиваем губы "улыбаемся", видно зубы. Голос звучит, поёт, значит, звук гласный. Учите детей произносить ударный звук "Ы" в словах более протяжно.
Мышка мыла мылом нос,
Мыла уши, мыла хвост,
Мыла так, что стала белой
И от счастья мыло съела.
Мышка, мышка, длинный хвостик, ты не прячься глубоко,
Приглашает кошка в гости пить парное молоко.
Мышка в норке пропищала:
-Пусть поищет чудака, я достала крошку сала,
Обойдусь без молока.
Задайте детям вопросы: что и чем мыла мышка? (Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост). Как она всё это мыла и что с ней стало? (Мыла так, что стала белой и от счастья мыло съела).
Добивайтесь от ребёнка ответов строчками из стихотворения.
Белый столб стоит на крыше
И растёт всё выше, выше.
Вот дорос он до небес - и исчез. (Дым).
5. Знакомимся с гласным звуком "Э". Это гласный звук, поём, открыв рот. Спойте звук, которому не нравятся шалуны: э-э-э-э-э. Пропойте звук «Э» в словах: эхо, эскимо, этикетка, экран, экскаватор. Неторопливо прочитайте стихотворение
От сильной жары эскимо потекло
Надо скорее кушать его.
Задайте ребё нку вопросы: от чего потекло эскимо (От сильной жары эскимо потекло). Что ним надо сделать? (Надо скорее кушать его). Приучайте детей отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Предложите запомнить стихотворение и прочитайте его ещё раз. Выучите:
Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
Эскимо несёт тебе
Сладкоежка буква Э.
6. Следующий гласный звук "И". Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука - губы улыбаются, видны зубы, голос звучит. Приучаем внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Игра "Подскажи словечко" Учите произносить ударный звук "И".
Мяу,мяу, - кот пищит,
У меня живот. (болииит).
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему. (штанииишки).
Би-би-би, - гудит машина,
Не поеду без. (бензииина).
Посмотрите на рисунок: кто здесь нарисован? (Курица с цыплятами).Как пищат цыплята, когда хотят есть (Пи-пи-пиии).Предложите ребёнку пропищать, как цыплята. Следите за тем, чтобы звук "И" произносился более протяжно. Прочитайте и заучите с ребё нком стихотворения:
Иголка и нитка
Большие дружки.
Смотри, получились
Какие стежки!
Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая –
Индюшка расписная.
Играл воздушный шар с иглой
И вот лежит он чуть живой.
Игрушки, всем вам ясно?
Играть с иглой опасно!
Итак, мы с вами познакомились с гласными звуками. А теперь повторим пройденный материал и закрепим. Добиваться от ребёнка чёткого, правильного положения органов артикуляционного аппарата (губ, языка) при произнесении гласных звуков ("А", "О", "У", "И"). Учить произносить стихотворение, не спеша, чётко выговаривая каждое слово. Добиваться, чтобы ребёнок произносил текст стихотворения правильно. Теперь дайте задание назвать нарисованные предметы, чётко произнося первый звук в каждом слове (аарбуз, уутюг, ииголка, оослик). Вспомните, какие животные и птицы умеют произносить эти звуки (кваа, каар, гаав, муу, уу-гу-ух, ии-аа, и-го-гоо, чик-чирик, пии). Подумайте, и вместе с ребёнком вспомните, какие имена девочек и мальчиков, начинающиеся на эти звуки, вы знаете ( девочек: Аанна, Аалла, Аалиса, Аанфиса, Ульяна, Иирина, Иинна, Оольга, Ооксана, Оолеся и др. ; мальчиков: Аалександр, Аартём, Аалексей, Аантон, Аандрей, Иигорь, Ииннокентий, Ииван, Иилья, Оолег). Какие фрукты начинаются на эти звуки (аапельсин, аананас, аабрикос, аавокадо, аайва; уурюк; иинжир). Посмотрите вокруг себя названия, каких предметов начинаются на эти звуки.
Желаю успехов!
Использованы материалы Колесниковой Е. В.