Виктория Вершинина
Консультация для родителей «Учим детей пересказывать произведения с опорой на графическую схему»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учим детей пересказывать произведения с опорой на графическую схему».
Пересказ - это умение рассказать прочитанное своими словами, уловив суть текста. При пересказе ребенок задействует мышление, память, словарный запас, логику и эмоции. Учёные считают, что лучше всего учить ребенка пересказывать текст с дошкольного возраста. Хочется отметить, что не нужно заучивать тексты наизусть. Можно немного пофантазировать и создать графическую схему текста.
Публикация «Консультация для родителей „Учим детей пересказывать произведения с опорой на графическую схему“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
Для чего нужно обучать пересказу?
Пересказ различных текстов позволяет ребенку развивать связную речь, которая в свою очередь является неотъемлемой функцией коммуникации на всех этапах жизни человека. При обучении пересказу расширяется лексический запас, совершенствуются такие процессы, как восприятие, память и внимание. Также при пересказе отрабатывается произношение, формируется навык составления предложений и текста. Поэтому нужно учить ребёнка пересказывать.
Рекомендации по выбору текста для пересказа.
1.Текст должен быть интересным и понятным для ребёнка.
2.Стоит начинать с небольшого объёма (5-7 предложений, далее увеличивать).
3.Текст должен иметь знакомые ребёнку слова и недлинные фразы.
Подготовка к пересказу.
1.Взрослый выразительно читает текст.
2.Узнать у ребёнка, всё ли ему было понятно. (Если было непонятное слово, то подробно объяснить его значение ребёнку).
3.Спросить, запомнил ли ребёнок название текста, кто был главным героем.
4.Попросить, ребёнка рассказать, что ему понравилось в тексте.
5.Задать вопросы по содержанию, попросить, чтобы ребёнок ответил на них полными предложениями.
6. Прочитать ещё раз рассказ, но уже с помощью ребёнка. Это происходит следующим образом: вы начинаете читать предложение, а малыш заканчивает, как бы подсказывая последнее слово. Например, «Что-то зашуршало (в кустах). Петя раздвинул кусты и увидел там (ёжика)».
7.Предложить ребёнку самостоятельно пересказать текст.
Обучая пересказу, можно использовать мнемосхемы. Применение таких схем позволит ребёнку выделять главные моменты рассказа.
После прочтения текста нужно выложить цепочку из схем в нужной последовательности, а затем работать над подготовкой к пересказу. Ребёнок, опираясь на последовательно выложенные схемы, сможет пересказать текст.
Такие схемы хороши тем, что их можно нарисовать самостоятельно к выбранному рассказу или сказке.
Обратите внимание на то, чтобы при пересказе ребёнок использовал глаголы, прилагательные и наречия. Для этого нужно выделять их при чтении интонацией.
Обучая ребёнка пересказу, вы обогащаете и делаете разнообразной его речь, приучаете его к последовательности и точности изложения. В будущем умение пересказывать станет основой для подготовки устных ответов к урокам, и даже при ответах на экзаменах.