Получи документы

Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста

Наталья Клевина
Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема самообразования: «Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста».

Счет – это деятельность с конечными множествами.

Счет включает в себя структурные компоненты:

• цель (выразить количество предметов числом,

• средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий,

• отражающих степень освоения деятельности,

• результат (итоговое число)

Для наиболее успешного формирования понятия числа у детей дошкольного возраста в современном дошкольном образовательном учреждении необходимо создать определенные педагогические условия:

Публикация «Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

• специально организованное обучение детей;

• использование разнообразных дидактических средств (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, моделирование и др.);

• организация разнообразных форм взаимодействия: “педагог – дети”, “дети – педагог”, “дети – дети”;

• специально организованная совместная и самостоятельная деятельность детей в предметно-развивающей среде;

• создание ситуации успеха;

• фиксация успеха, достигнутого ребенком;

• создание положительного фона для проведения обучения, способствующего возникновению познавательного интереса и активности.

Цифра – это символ, знак числа. Цифры понятие вторичное, на формирование процесса счета умение различать цифры не влияет: считают предметы, а не цифры.

Основные цели при знакомстве детей с цифрами:

• научить детей узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная цифра, стилизованная цифра и т. д.);

• научить детей соотносить слово – числительное и цифру.

Диагностика детей в группе проводилась в мае 2013 года.

Нами были определены уровни (высокий, средний и низкий, представленные в программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство». В соответствии с программой определены цифры (от 1 до 5, которые дети должны не только узнать и назвать подряд и вразбивку, но и иметь представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры. Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком.

Анализ результатов диагностики показал, что дети хорошо ознакомлены с цифрами 1, 2. Хуже результаты знаний о цифрах 3, 4, 5. Недостаточно хорошо соотносят цифру и количество предметов, сосчитывают предметы до 5, устанавливают закономерность увеличения (уменьшения). В целом у детей группы определен средний уровень сформированности представлений о цифрах в процессе формирования счетной деятельности.

Необходима дополнительная работа со всеми детьми группы по ознакомления детей с цифрами в процессе формирования счетной деятельности. Есть дети с низким уровнем, которым следует уделить особое внимание. Провести углубленную работу по ознакомлению и закреплению цифр 3, 4, 5, сосчитыванию предметов до 5, на соотнесение цифры и количества

Анализ предметно-развивающей среды в группе:

- в группе не достаточно материала по математическому развитию в целом и в частности пособий по ознакомлению детей с цифрами.

- в группе имеются дидактические и развивающие игры и пособия для самостоятельной деятельности детей. Часть пособий, используемых в образовательной деятельности, предлагается детям для игр, а именно: разрезные цифры «Собери цифру», игра «Цифры» на соотношение цифры и количества предметов;

- в группе недостаточно игр, картинок, предметов, наглядного материала на ознакомление и закрепление представлений детей о цифрах в самостоятельной деятельности.

Предметно-развивающая среда недостаточно оснащена различными дидактическими и развивающими играми и наглядными пособиями для ознакомления детей с цифрами. Мало раздаточного материала.

С сентября месяца проводились по календарному плану математические занятия (образовательная деятельность).

Цели занятий (НОД): закрепление цифр (1, 2, 3, 4, 5, и знакомство с новыми цифрами (6, 7, 8, 9, учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; познакомить с цифрой как знаком числа; учить обводить цифру, используя образец; находить заданную цифру среди множества других цифр; учить соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в сравнении группы предметов на основе счета, устанавливать неравенства групп; закрепить образ цифры, через выкладывание из различных материалов; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Занятия проводились с учетом интеграции образовательных областей. Во время образовательной деятельности дети проявляли интерес к различного вида занятиям, а именно: обведи цифру по точкам; сложи цифру из палочек (мозаики, шнурка, пуговиц и т. д.); сосчитай по звуку; соедини линией цифру с карточкой, соответствующее количество предметов; нащупай пальчиками сколько предметов в конверте или мешочке; определи, какой цифры не хватает.

Для улучшения освоения детьми представлений о цифрах были предложены различные задания, которые проводились как индивидуально, так и в совместной деятельности. При выполнении заданий дети называли, обводили, показывали нужную цифру.

В группу были внесены книги со стихами С. Маршака, Г. Виеру, И. Токмаковой. Детям читались математические сказки, загадывались загадки, отгадки которых были цифры.

Чтение книг проходило во второй половине дня, после дневного сна. Произведения написаны специально для развития элементарных математических представлений, поэтому вопросы, которые предлагались детям, касались только математических представлений. Ребята с удовольствием слушали аудиозаписи, веселые песенки и потешки про цифры, которые легко напевать, сопровождая жестами и простыми движениями.

Предлагались детям игры на сопоставление и анализ цифры написанной разным шрифтом «Найди пару», на соотношение числа и цифры «Число и цифра», на внимание и порядковый счет «Какая цифра убежала?», на соотношение цифры и количества «Верно ли это?»

Игры детям очень понравились и они с удовольствием играли в начале в совместной деятельности с воспитателем, а потом самостоятельно. Оборудование для игр было доступно детям.

Также детям была предложена сюжетно-дидактическая игра «Магазин». Основным заданием является сосчитывание предметов и соотношение количества с цифрой.

Также были привлечены родители в создании выставки поделок (цифры из картона, пряжи, рожков, пенопласта, фантиков, соленого теста и т. д.) в совместном выполнении творческих заданий вместе с детьми.

Предметно развивающая среда в группе была пополнена. Появилось многоматериала по математике, в частности с ознакомлением с цифрами, которые используются в образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми. Были сделаны из картона и из бархатной бумаги большие цифры образцы. В вечернее время дети охотно упражнялись с разрезными цифрами. Приобрели много разноцветных счетных палочек и раздаточного материала, чтобы хватало на каждого ребенка. Также в группу внесен конструктор «Тико» (арифметика, набор предназначен для обучения детей счету в игровой форме. В групповой комнате поместили игрушки, предметы и картинки на определение составных чисел и цифр. Были внесены в группу для индивидуальных занятий карточки, раскраски с заданиями по данной теме.

Выставка поделок (цифры из картона, пряжи, рожков, пенопласта, фантиков, соленого теста и т. д.) выполненная совместно родителями и детьми.

Таким образом, нами были апробированы как традиционные, так и современные формы, и методы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с цифрами в процессе формирования счетной деятельности.

Анализ повторной диагностики в мае 2014 года показал, что результаты стали намного лучше. Высокий уровень ознакомления с цифрами детей в процессе формирования счетной деятельности повысился. Сократились результаты с низким уровнем, что очень порадовали. Детям очень понравились индивидуальные задания, что в итоге дало хороший результат. Показатели улучшились благодаря внесенным изменениям в предметно-развивающую среду.

Задача, стоящая перед воспитателями в процессе обучения детей счету, весьма серьезна. Важно не просто научить ребенка правильно пересчитывать предметы и узнавать цифры, а дать ему понимание того, что такое число, для чего оно нужно, какая сторона вещей за ним «спрятались». Обучение счету в средней группе детского сада необходимо вести на наглядной основе.

Очень важно основное внимание при обучении счету уделяется упражнениям в сравнении численностей двух множеств (групп, путем поэлементного сопоставления двух предметных множеств помогает подготовить детей к познанию отношений между числами.

Обучение счету должно помочь детям понять цель (только сосчитав предметы, можно точно ответить на вопрос сколько) и овладеть ее средствами: называнием численных по порядку и соотнесением их к каждому элементу группы. Четырехлетним детям трудно одновременно усвоить обе стороны этой деятельности. Поэтому в средней группе обучение счету осуществляется в два этапа.

На первом этапе на основе сравнения численностей двух групп предметов детям раскрывают цель данной деятельности (найти итоговое число). Их учат различать группы предметов в 1 и 2, 2 и 3 элемента и называть итоговое число на основе счета воспитателя.

На втором этапе дети овладевают счетными операциями. После того, как дети научатся различать группы (множества, содержащие 1 и 2, 2 и 3 предмета, и поймут, что точно ответить на вопрос сколько, можно лишь сосчитав эти предметы, их учат вести счет в пределах 3, а затем 4 и 5.

Использование как традиционных, так и современных подходов ознакомления с цифрами при формировании счетной деятельности позволили качественно улучшить представления детей, заинтересовать их и привлечь родителей к изучаемому вопросу.

Публикации по теме:

Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности Объект: познавательная активность детей младшего дошкольного возраста Предмет: игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста.

Формирование исследовательских умений в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. Жизнь и техника ускоряются, и в условиях поступления со всех сторон огромного.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Образовательная программа «Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста навыков этикета» Краткосрочная образовательная практика Название: «Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста навыков этикета.

Игровые приемы как средство формирования представлений детей среднего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге «Игровые приемы как средство формирования представлений детей среднего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге». Чешегорова.

Основы формирования графических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования В системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста важное значение имеют занятия изобразительным творчеством. В комплексе с другими.

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности Тема «Развитие любознательности…» актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции продуктивной и познавательной деятельности Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Ребёнок отражает в своём творчестве окружающий мир, природу, свои.

Сборник дидактических игр, направленных на формирование счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Составитель: Старцева О. С. Аннотация: В сборнике дано описание игр с математическим содержанием, способствовавшим развитию счетной деятельности.

Создание условий для формирования познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством опыта Конспект опыта-эксперимента в средней группе группе Свойства магнита Программное содержание: 1. Знакомство с магнитом и его свойствами.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 сентября 2015 в 09:43
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Клевина (УИ 191930) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД