Виктория Исраелова
Консультация «Технологии полоролевого воспитания как средство формирования гендерных особенностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так
и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо В настоящее время имеют место изменения в системе образования, которые сопровождаются энергичным поиском путей совершенствования и развития педагогического процесса. Не составляет исключения и дошкольная педагогика, являющаяся начальной ступенью образования.
«Всё начинается с детства», - это именно тот благоприятный период, когда формируются все важнейшие личностные качества. Это период активной социализации ребёнка. Именно в это время педагоги должны понять и помочь ему раскрыть уникальные возможности, данные природой.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Общество задумывается о благоприятных условиях развития, воспитания и обучения детей. Проводимые исследования в России и за рубежом, исторический опыт, накопленный веками показывают, что именно гендерное воспитание девочек и мальчиков способствует гармоничному и безболезненному вхождению в реальную действительность.
Такие авторы, как Т. Н. Доронова, Т. Ю. Абаева рассматривают воспитание мальчиков и девочек в полоролевом аспекте, они говорят о необходимости гендерного подхода в обучении. Процесс гендерного становления и просвещения детей педагоги, психологи, учёные рассматривают как актуальную проблему современного общества. Успешно реализовывать в образовательном процессе задачи гендерного воспитания, помогает интеграция различных видов деятельности дошкольников: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, трудовая, продуктивная.
Участие в составе региональной инновационной площадки «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в условиях системы дошкольного образования региона, по теме «Особенности использования народной педагогики в гендерном воспитании в процессе социализации детей в условиях ДОО», способствовало активному поиску использованию личностно-ориентированных технологий полоролевого воспитания.
1. Технологии, способствующие формированию представлений детей о различиях полов. В их число входят:
специально организованные проблемные ситуации. В ней педагог описывает возможную ситуацию, например: «Посмотрите, какое красивое платье у Ирочки. Его Ире сшила мама, но помогала ей Ирочка. Я знаю, многие из вас помогают маме. Расскажите, как вы это делаете».
Дидактические игры. «Найди правильно». Дети подбирают картинки с учётом интересов мальчиков и девочек (вышивает- строит, шьёт-пилит, варит- режет, прыгает через скакалку - носит тяжести)
Игры-состязания. Дети получают от педагога задание: сказать больше добрых, красивых слов о маме, папе, друзьях; назвать предметы, принадлежащие маме и папе; перечислить имена мальчиков (девочек).
2. Технологии, способствующие овладению способами мужского и женского поведения:
игры-занятия с куклами, которых следует накормить, одеть, вылечить, причесать. «Наряди Алёнушку и Иванушку», «Наши причёски», «Кто что носит».
Подвижные игры, создающие атмосферу общности, воспитывающие чувства ответственности, сопереживания. «Утка и утята», «Дождливая погода».
Сюжетно-ролевые игры, которые помогают овладеть полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье. Воспитатель предлагает детям различные ситуации: «Дочки-матери», «Новоселье» и помогает распределить роли (мама-сын, папа-сын, мама-дочь, папа-дочь, папа-мама и пр.)
3. Технологии, развивающие нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек:
совместная трудовая деятельность. Получив задание, дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности, цель которых - получить положительный результат. Например: стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; маль-чики относят чистое бельё, девочки развешивают.
Символические игры. «Кто живёт в твоём сердце».
Получив карточки-символы, схематически изображающие понятия «доброта», «сила», «смелость», «забота» и пр. отобрать те, которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. В качестве символа можно воспользоваться изображением мишки-папы, мишки-мамы, выполняющего различные действия. Например: Настенька - красивая, добрая, аккуратная. Алёшенька - смелый, сильный, заботливый.
Метод диалога с самим собой, в основе которого размышления: «Мне грустно, потому что…», «Мне радостно, когда…», «Больше всего я люблю…», «Когда я вырасту…», «Если бы я был (а) мальчиком (девочкой…».
Релизация задач по воспитанию гендерной принадлежности предполагает организацию и создание предметно-развивающей среды. Так, например, в группах ДОО имеются:
-Уголки для девочек «Маленькая хозяйка». Данные игровые пространства оснащены предметами домашнего обихода, куклами, нарядами.
-Уголки для мальчиков. Мини-центр «Мастерок» с материалами, необходимыми для выполнения мужских домашних дел, с набором инструментов.
-В книжных уголках выставка книг, иллюстраций, фотографий по темам: «Богатыри земли Российской», «Как у наших у ворот».
-Театрально-игровые уголки для инсценирования литературных произведений пополняются масками, шапочками персонажей, юбками, перчатками, сарафанами и т. д.
Проводимая работа с детьми позволила добиться определенных результатов:
- дети интересуются сферой взаимоотношений между людьми разного пола;
-сложились представления о роли мужчины и роли женщины в обществе;
-повысилась культура общения в сфере взаимоотношения полов;
В процессе руководства полоролевыми технологиями воспитатель должен стараться создавать ситуацию, направленную на проявление у мальчиков и девочек тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.