Ольга Русина
Учебно-тематический план работы в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа ориентирована на развитие социально-коммуникативной, сенсомоторно -поведенческой систем и коммуникативной функции речи ребенка.
Программа способствует приобретению опыта детьми в организации совместной деятельности и установления отношений, основанных на чувстве общности и доверия, учатся достигать важных для группы целей с учетом собственных интересов и интересов других детей.
Публикация «Учебно-тематический план работы в старшей группе» размещена в разделах
В особых игровых условиях ребенок моделирует в наглядно-действенной форме отношения с другими людьми. Развивается социальная уверенность у детей, а социально-уверенный ребенок верит в то, что будет действовать правильно и успешно, добьется положительного результата при решении трудных задач.
Цель: учить умению гармонично взаимодействовать с самим собой, с людьми, развивать представления о взаимоотношениях между людьми, способах поведения, создать атмосферу доверия и психологического комфорта в детском коллективе.
Задачи:
1. Развитие социальных способностей:
- позитивное самовосприятие или положительный «Я»-образ;
- к восприятию другого человека (внимание, интерес к нему, умение видеть и слышать, чувствовать, понимать его);
2. Развитие социально-коммуникативных навыков:
- установление контактов и действие в ситуации коммуникации (умение вступать в контакт, объединяться, спрашивать, объяснять, дискутировать);
- умение предъявлять требования и разрешать конфликты и проблемы.
Особенности программы: ребенок получает ЗУН в игре. Задачи программы реализуются так же и через другие формы групповой работы (групповые дела, ритуалы, «минутки общения», «дружеские посиделки»)
Ожидаемые результаты: ребенок начинает адекватно воспринимать ситуации, способен проанализировать свои действия и действия других людей, делать вывод о том, как следует поступать в этих случаях. Умеет делать выбор поведения, действии, оптимальных для коммуникативной ситуации; управлять блокирующими чувствами- негативными эмоциями (гнев, агрессия, обида, ненависть, Разрешать проблемные ситуации, осуществлять компромисс, прогнозировать и устранять конфликт.
Темы, виды деятельности.
1. Введение групповых ритуалов, правил общения.
Задачи: побудить в детях эмоциональную активность и открытость, доверие к педагогу и сверстникам, чувство «мы».
Методы, приемы:
- игра «Твое имя»;
- установление контактов;
- эмоциональное сближение;
- упражнения на обучение способам вербального и невербального взаимодействия.
Дата проведения: октябрь
2. Игры-приветствия. «Здравствуйте дети», «Моргалки», «Приветики», «Телеграмма», «Салют».
Задачи: вызвать положительное чувство у детей, дать им возможность выразить свои чувства в действии.
Методы, приемы:
- ритм;
- синхронные действия;
- передача единого образа, совместное повторение слов, движений;
- расположение в форме круга.
Дата проведения: октябрь
3. Игры-прощания. «Спасибо», «Браво», «Комплименты», «Цветок настроения»
Задачи: помочь детям выразить дружеские чувства, благодарность друг другу.
Методы, приемы:
- совместное обсуждение планов на день, подведение итогов совместного пребывания;
- групповое исполнение песен.
Дата проведения: октябрь
4. Игровая деятельность. «Здравствуй солнце», «Эстафета хороших известий».
Задачи: повысить уровень групповой сплоченности, помочь детям почувствовать принадлежность к группе; развивать умение говорить поочередно и слушать других.
Методы, приемы:
- передача по кругу волшебной палочки;
- создание общей композиции;
- передача образа посредством пантомимы;
- создание единого образа «пирамида».
Дата проведения: октябрь
5. Игровая деятельность. «Угадай, что я люблю», «Пирамида любви»
Задачи: формировать доброжелательное отношение друг к другу, помочь детям лучше узнать друг друга, расширять способы самовыражения.
Методы, приемы:
- выполнение действий, требующих скоординированности движений всех членов группы;
- ускорение или замедление темпа движений (сравнение своих ощущений от прикосновения к другим).
Дата проведения: ноябрь
6. Игровая деятельность. «На льдине», «Веселая змейка».
Задачи: помочь детям снять страх телесного контакта, чувство отчуждения; способствовать установлению эмоциональных контактов, принятию детьми друг друга.
Методы, приемы: выбор игр детьми, проигрывание.
Дата проведения: ноябрь
7. Игровая деятельность. «Король», «Моя мечта»
Задачи: способствовать установлению эмоциональных контактов, помочь детям почувствовать принадлежность к группе через совместную игру, развивать внимание, координацию движений, коллективное творчество.
Методы, приемы:
- принятие роли доброго короля (королевы);
- уточнение условий: король объявляет разумные правила, приказы не должны быть обидными для других детей;
- обозначение символами (цветом) своих желаний;
- использование «волшебного» предмета для стимулирования ситуации общения
Дата проведения: ноябрь
8. Игровая деятельность.
«Цветные веревочки».
Задачи: повысить уровень групповой сплоченности; побуждать к установлению эмоциональных контактов друг с другом, развивать чувство уверенности, помочь пережить свою уникальность и неповторимость, вызвать положительные чувства у детей, создать единый эмоциональный настрой.
Методы, приемы:
- обговаривание характера движений в игре - не сталкиваться друг с другом, координировать действия;
- передача образа в движении- синхронные движения;
- обращение с вопросом к детям, которые испытывают трудности сосредоточения;
- творческое задание «Цветная паутинка» (распутывание паутинки из рук, перехватывая руки друг друга, выходя из круга.)
Дата проведения: ноябрь
9. Интегрированная образовательная деятельность. «Ласковый платок», «Клоуны»
Задачи: способствовать повышению самооценки детей, развивать позитивное самовосприятие, способствовать удовлетворению потребности в истинном самоуважении, развивать умение открыто говорить о своих желаниях, интересах.
Методы, приемы:
- передача предмета по цепочке со словами;
- использование микрофона для разыгрывания ситуации «интервью».
Дата проведения: декабрь
10. «Мастерская художников»
Задачи: развивать умение выражать различными способами свои чувства и эмоции; создать атмосферу, которая даст ощущение праздника; развивать умение включаться в разговор, высказывать свое мнение; вызвать желание у детей изготовить новогодние маски и украшения на елку; создать условия для проявления творческой активности детей; укреплять атмосферу общности, групповой сплоченности.
Методы, приемы:
- введение в игровую ситуацию: открывается мастерская по изготовлению новогодних масок и игрушек;
- рассматривание материалов, обсуждение способов работы, распределение действий.
Дата проведения: декабрь
11. Рисование на тему «Моя семья»
Задачи: создать условия для рисования на тему «Моя семья»; вызвать желание рассказать другим семейную историю; помочь детям пережить чувство гордости за свою семью.
Методы, приемы:
- предварительная работа : составление дома с родителями генеалогического древа.
- вопросы: почему для тебя важна твоя семья? Скучаешь ли ты, когда кто-то из членов твоей семьи уезжает куда-то? Чем отличается твоя семья от других? Чем и кем в твоей семье ты гордишься? Чем любят заниматься в твоей семье?
Дата проведения: декабрь
12. Игровая деятельность. «Настроение».
Задачи: продолжать работу по улучшению взаимопонимания детей группы, способствовать снятию страхов общения и контакта; помочь приобрести опыт уверенного поведения.
Методы, приемы:
- создание образа с помощью движений, мимики,
- нахождение в центре круга;
- использование силуэтных изображений гномов (весельчак, ворчун, умник, соня, хитрюга, шалун, выдумщик).
- нерешительным детям предложить раскрасить «воздушные шары настроений».
Дата проведения: декабрь.