Алёна Борш
Учебно-тематический план работы по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
(5–6 лет)
Предлагаю Вашему вниманию примерный учебно–тематический план работы по программе социокультурные истоки в старшей группе (5-6 лет).
9 итоговых занятий в год. 1 занятие в месяц. Время проведения 25-30 мин.
№ Тема занятия Цель Содержание работы
Сентябрь
Раздел №1 «Вера». Цель раздела – приобщение к духовно-нравственному контексту категории «Верность».
Тема занятия № 1. Верность родной земле (часть I)
Задачи:
Публикация «Учебно-тематический план работы по программе „Социокультурные истоки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
1. Первоначальное освоение духовно-нравственной категории «Вера».
2. Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию.
3. Развитие мотивации на общение в группе.
4. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Содержание работы
1. Работа в круге. Беседа с детьми на основе прочитанных былин «Илья Муромец» (стр. 4-7, «Добрыня Никитич и Змей» (стр. 8-11, «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (стр. 12-13) и пословиц (стр. 3).
2. Выполнение задания «Что может пригодиться в бою богатырю?» (стр. 21).
3. Ресурсный круг (с делегированием) «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?».
4. Оформление страницы Альбома «Славный могучий богатырь» (стр. 19).
Октябрь
Тема занятия № 2. Верность родной земле (часть II)
Задачи:
1. Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера».
2. Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.
3. Развитие представления о верности родной земле.
Содержание работы
1. Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря».
2. Речевая игра «О каком богатыре говорится в былинах?» (стр. 20).
3. Работа в круге. Беседа с детьми о подвигах богатырей на основе былин «Бой с несметной ратью под Киевом» (стр. 14-15, «Илья Мурома I, Добрыня Никитич и Алеша Попович» (стр. 16- 18) и пословиц (стр. 3).
4. Работа в паре «Защитник Отечества» (стр. 23).
Ноябрь
Раздел 2. Радость послушания. Цель: освоение социокультурной категории «Послушание» педагогами, родителями и детьми и развитие послушания в детях.
Тема занятия № 3. Радость послушания.
Задачи:
1. Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера».
2. Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым.
3. Развитие адекватной самооценки.
Содержание работы :
1. Работа в круге. Беседа с детьми о послушании на основе сказок «Гуси-лебеди» (стр. 4-6, «Аленький цветочек» (стр. 7-22, «Царевна-лягушка» (стр. 24-25, пословиц (стр. 3) и личного опыта детей.
2. Работа в микрогруппах с родителями «Радость послушания» (стр. 26).
3. Оформление страницы Альбома «Радость послушания» (стр. 27).
Декабрь
Раздел 3. Надежда. Цель: приобщение детей к духовно-нравственному контексту категории «Надежда».
Тема занятия №4. Светлая Надежда
Задачи:
1. Освоение духовно-нравственной категории «Надежда».
1. Развитие умения слушать друг друга.
2. Развитие целостного восприятия.
Содержание работы :
1. Работа в круге. Беседа с детьми о празднике Рождества на основе произведений И. С. Шмелева «Лето Господне» («Рождество») (стр. 5-8, Е. Ивановской «Предание о первой Рождественской елке» (стр. 9-10, Ф. М. Достоевского «Божий дар» (стр. 12— 14, пословиц (стр. 4) и личного опыта детей.
2. Хоровод «Елочка» (стр. 28 книги «Доброе слово»,
3. Ресурсный круг «Рождественское чудо».
4. Оформление страницы Альбома «Рождественское чудо» (стр. 11).
Январь
Тема занятия №5. Доброе согласие
Задачи:
1. Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Надежда».
2. Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться.
3. Развитие мотивации к сотрудничеству и взаимодействию.
Содержание работы :
1. Работа в круге. Беседа с детьми о согласии на основе произведения И. С. Шмелева «Лето Господне» («Счастье мое миндальное») (стр. 17-18, рассказа А. Нечаева «Саночки» (стр. 20-21, пословиц (стр. 16) и личного опыта детей.
2. Игра по выбору «У дедушки Трифона» или «У бабушки Ларисы» (стр. 15 и 25 книги «Дружная семья»).
3. Работа в паре «Построим дом» (стр. 26-27).
4. Оформление страницы Альбома «Доброе согласие» (стр. 25).
Февраль
Раздел 4. Любовь. Цель раздела: Формирование представлений о содержании духовно-нравственной категории «Любовь».
Тема занятия №6. Добрые друзья (часть первая)
Задачи:
1. Первоначальное знакомство с духовно-нравственной категорией «Любовь».
2. Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу.
3. Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению.
Содержание работы
1. Работа в круге. Беседа с детьми о дружбе и друзьях на основе русских народных сказок «Сивка-Бурка» (стр. 5-10, «Зимовье зверей» (стр. 12-14, пословиц (стр. 4) и личного опыта детей.
2. Игра «Дом дружбы». Ведущий задает детям вопрос: «Что необходимо добрым друзьям?» (стр. 10).
3. Ресурсный круг «Кого можно назвать настоящим другом?».
4. Выполнение творческого задания (стр. 11).
Март
Тема занятия №7. Добрые дела. Добрые друзья (часть вторая)
Задачи:
1. Дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории «Любовь».
2. Формирование потребности в социальном соответствии.
3. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков.
4. Формирование мотивации на совершение добрых поступков.
Содержание работы :
1. Работа в круге. Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела, на основе сказки П. Ершова «Конек-горбунок» (стр. 17-32, пословиц (стр. 16 и 32) и личного опыта детей.
2. Русская народная игра «Кто с нами?» (стр. 22-23 книги «Добрая забота»).
3. Работа в паре «Добрые дела» (стр. 34-35).
4. Оформление страницы Альбома «Добрые дела» (стр. 33).
Апрель
Раздел 5. Мудрость. Цель: помочь взрослым и детям познакомиться с социокультурной категорией «Мудрость».
Тема занятия №8. Мудрое слово (часть первая)
Задачи:
1. Первоначальное знакомство с духовно-нравственной категорией «Мудрость».
2. Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга.
3. Формирование потребности в социальном соответствии.
4. Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Содержание работы
1. Работа в круге. Беседа с детьми о мудрости и мудрых людях на основе русских народных сказок «Никита Кожемяка» (стр. 5— 7, «Белая уточка» (стр. 10-14, пословиц (стр. 4 и 7) и личного опыта детей.
2. Речевая игра «Мудрые слова» (стр. 8).
3. Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрым?».
4. Выполнение творческого задания (стр. 9).
Май
Тема занятия №9 Мудрые люди (часть вторая).
Задачи:
1. Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Мудрость».
2. Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам.
3. Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни близких людей).
Содержание работы :
1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» на основе русских народных сказок «Пастушья дудочка» (стр. 17-21, «Названный отец» (стр. 22-26, пословиц (стр. 4, 7, 16) и личного опыта детей.
2. Работа в микрогруппах : бабушки и дедушки дают мудрый наказ своим детям и внукам.
3. Любимые игры детства бабушек и дедушек.
4. Ресурсный круг «Мудрость рядом с нами».
5. Выполнение задания «Мудрый наказ» (стр. 26).
6. Оформление страницы Альбома «Мудрые люди» (стр. 27) предлагается выполнить дома вместе с родителями или на занятии по изобразительной деятельности.
Используемая литература:
1. Зеньковский В. В. проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М. : Школа-Пресс, 1996. -
272 с.
2. Истоковедение. Том 1. Отв. ред. И. А. Кузьмин, Л. П. Сильверстова. М. : Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 320 с.
3. Истоковедение. Том 2. Отв. ред. И. А. Кузьмин, Л. П. Сильверстова. М. : Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 368 с.
4. Рекаендации по применению программы "Социокультурные истоки" в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Москва 2015