Наталья Кузнецова
Учебно-методическая разработка «Семья и ДОО: совместное воспитание дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества.
От того, как мы взрослые, их воспитываем, зависит наша счастливая ста-рость. Ибо, что мы посеем, то и пожинаем. Иногда мы задумываемся, каким будет человек будущего, забывая о том, что возможно он ходит в наш детский сад, воз-можно в нашу группу. Он удивляет нас недетскими рассуждениями, иногда доку-чает капризами. Он учится жить в коллективе сверстников, проявляет свою инди-видуальность, свое Я, дает понять, что он тоже личность, имеющая свои права. Знает ребенок еще очень мало, плохо ориентируется в таком противоречивом ми-ре взрослых, иногда бывает испорчен неудачным семейным воспитанием.
Публикация «Учебно-методическая разработка „Семья и ДОО: совместное воспитание дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд актуальных. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспи-тания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Педагоги нашего ДОО не могут представить свою работу без сотрудничества с родителями, поскольку без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Задачи:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, через подготовку, организацию и про-ведение конкурсных мероприятий для всех участников проекта;
развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством со-вместной творческой деятельности детей и родителей;
повышать педагогическую компетентность родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможно-стях.
Ожидаемые результаты:
создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, ро-дителями и педагогами;
развитие креативных способностей детей и родителей в совместной кон-курсной деятельности;
появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
обобщение опыта семейного воспитания;
повышение уровня педагогической компетентности родителей;
увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
Мы, воспитатели, проявляем инициативу и стараемся понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, разрабатываем разнооб-разные способы вовлечения в работу большей части семей. Для успешного со-трудничества мы изучаем семью воспитанника, повышаем уровень педагогиче-ской компетентности родителей через:
лекции;
семинары;
консультации;
родительские собрании;
экскурсии во ДОО;
показ занятий для родителей;
организация совместных дел;
клуб молодых родителей;
анкетирование;
беседы;
пособия;
дискуссии;
круглые столы;
привлекаем родителей к работе детского сада посредством организации до-суговых мероприятий.
Важна для родителей наглядная форма работы. Она служит стимуляцией актив-ности родителей:
папки-передвижки;
родительский уголок;
памятки-рекомендации;
открытки-приглашения;
выставки;
выпуск газет, на страницах которых родители с удовольствием делятся своими новостями, информацией о путешествиях, рецептами, приносят фо-тографии;
фоторепортаж. С большой любовью и интересом педагоги совместно с ро-дителями организуют выставки фоторепортажей из семей. Фоторепортажи помогают больше узнать о семьях, об их традициях, устоях, национальных укладах, поделиться своими успехами, рассказать о предках, знаменитых родственниках и т. д.
Одна из важных форм работы с родителями:
праздники;
развлечения. Их готовят не только педагоги, но и активно участвуют роди-тели, несмотря на занятость. Это дает им возможность лучше понимать своих детей, когда те выступают перед ними. Родители проявляют смекал-ку, фантазию в различных конкурсах, читают стихи, рассказывают истории. А на лицах детей можно увидеть радость и гордость за своих родителей;
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей— установле-ние доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объеди-нение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Таким образом, все используемые формы работы с родителями создают атмо-сферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. И чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую под-держку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь будет полна впечатления-ми, любовью, доверием к окружению.
Чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, родите-лям необходимо, прежде всего, овладеть полным объёмом определённых психо-лого - педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогиче-ской деятельности.
Подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осу-ществления подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблю-дение как общепедагогических условий, так и специфических условий:
• Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями.
• Соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям.
• Учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.
• Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы.
• Взаимосвязь разных форм работы с родителями.
• Одновременное влияние родителей и детей.
• Обеспечение в работе с родителями определённой последовательности, сис-темы.
Такие условия помогают найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т. д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланирован-ные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др., и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание по-мочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это — первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? «Запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к уча-стию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспи-тании своих детей.
Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку.
Воспитание именно в семье — это основа основ. Все остальное: садик, шко-ла, институт, окружение — дополнительная шлифовка, не более.
Личный пример родителей — это основное условие воспитания. Что ребенок вид ежедневно в семье, то он обязательно пере несет во взрослую жизнь.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тре-нингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуж-дение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыб-ку и любовь.
Список используемой литературы:
1. Кардаш Л. И. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество // Мо-лодой ученый. — 2014. — №18. — С. 575-577
2. - Т. Н Доронова – активные формы работы с родителями.
3. - А. В. Козлова – “Работа ДОУ с семьей”. Москва 2008
4. Ботнарь,В. Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их зтнической культуре [Текст]/В. Д. Ботнарь, Э. К. Суслова. – М. ,1993
5. Свирская Л. Работа с семьей : необязательные инструкции. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
6. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровожде-ние. -М. : ТЦ Сфера, 2005.
7. Голицина Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. - М. : "Изда-тельство Скрипторий 2003", 2006.
8. Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. - М. : ТЦ Сфера, 2004.
9. Глебова С. В. Детский сад - семья : аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.
10. Зверева О. Л., Кротова Т. В. - М. : Айрис-пресс, 2006.
11. Е. А. Грименко - «Семья и ДОУ : совместное воспитание дошкольника»