Любовь Краснокутская
Учебно-методическая работа по географии и её особенности в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-методическая работа по географии и её особенности в дошкольных учреждениях
Методические приёмы формирования географических представлений вытекают из сущности процесса познания. Поскольку географические представления, как и любые, возникают на основе восприятий и связаны непосредственно с ними, то и для того, чтобы создать представление о новом географическом объекте или явлении, необходимо показать его в натуре или в изображении на картине, кинофильме, и пр. Следует отметить, что восприятие объектов в натуральном виде в курсе географии ограничено.
Публикация «Учебно-методическая работа по географии и её особенности в дошкольных учреждениях» размещена в разделах
В натуральном виде дошкольники могут увидеть образцы некоторых горных пород, полезных ископаемых, ветки деревьев, образцы растений и плодов.
Представление о большинстве объектов дошкольники получают на основе восприятия образных наглядных пособий и дидактических игр.
У дошкольников часто отсутствуют отчётливые представления о самых обычных предметах, с которыми они встречаются повсеместно. Поэтому очень важно научиться правильно видеть. Умение правильно видеть и наблюдать явления и объект в природе и на изображении — это значит уметь выделять главное, подводить предметы под общее понятие. Географические образы можно создать с помощью живого слова (яркого рассказа, отрывков из художественной литературы, стихов).
Образность и эмоциональность рассказа значительно повышается, если воспитатель использует приём чтения вслух отрывков из хрестоматий, книг и т. д. Используемый отрывок будет педагогически более эффективен, когда он предельно краток, освещает главные признаки географических явлений и доступен дошкольникам. Чтобы вообразить себе объект, который дошкольник не видел, воспитатель указывает на какие представления можно опереться. Понимание погоды формируется на основе наблюдений за погодой своей местности. Пониманию особенностей природных комплексов и отдельных географических объектов помогает сравнение.
Формирование географических представлений предполагает формирование в памяти учащихся предусмотренных географических названий и знание размещения на карте объектов и явлений ими обозначаемых. Без картографических представлений дошкольник не сможет слушать и понимать существующие географические зависимости и взаимосвязи. Лучшие результаты при формировании картографических представлений получаются, когда воспитатель опирается на различные виды памяти ребёнка — слуховую, двигательную, зрительную, образную, схематично-логическую, используя приёмы в различных сочетаниях. Например, показ объекта на глобусе, на карте и т. д. В курсе географии формируется наряду с овладением понятиями и раскрытие географических закономерностей. При этом используются приёмы умственной деятельности, такие как анализ, сравнение, обобщение, нахождение общих и различных черт объектов.
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы и методы организации детей. Занятия или экскурсии проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации) или с подгруппами детей. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.
Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Методы обучения –— это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание карт, атласов, картин, демонстрация моделей, кинофильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы — это игра, совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребёнок, также требует использования разнообразных методов.
Список используемой литературы:
Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учебное пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание» /Л. А. Каменева и др. ; Под ред. П. Г. Саморуковой. — М. : Просвещение, 1991. — 240 с. — С. 94-95, 44, 39.