Юлия Васильева
Учебно-игровой проект по развитию временных представлений у дошкольников «Путешествие в страну времени»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33 «РАДУГА»
Учебно-игровой проект
по развитию временных представлений
у дошкольников подготовительной к школе группы
"Путешествие в страну времени"
Подготовила воспитатель:
Васильева Ю. В
Содержание
1. Характеристика проекта
2. Актуальность
3. Цель и задачи проекта
4. Результативность
5. Формы, методы и приёмы
6. Список литературы
7. Содержание проекта
Приложения
Характеристика проекта
Публикация «Учебно-игровой проект по развитию временных представлений у дошкольников „Путешествие в страну времени“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Тип проекта : учебный
Вид проекта : групповой
Реализация проекта : проект рассчитан на 4 месяцев: с сентября 2017 г. по декабрь 2017г.
Этапы проекта :
Подготовительный этап: сентябрь 2017г.
Основной этап: октябрь - ноябрь 2017г.
Заключительный этап: декабрь 2017г.
Исполнители:
- дети;
- воспитатели;
- родители.
«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться.»
Леонардо да Винчи
Актуальность
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Цель: Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.
Задачи:
Развивающие :
- Развивать представление о времени.
- Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории()
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.
Обучающие:
- Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
- Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
- Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитывающие:
-Воспитывать желание «беречь» время.
Результативность:
-У воспитанников развито представление о времени.
-Развиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
-Сформированы предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.
-Данные представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
-Систематизированы и обобщены знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
-Дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитанно желание «беречь» время.
Формы, методы и приемы работы:
-диагностика ориентации во времени детей;
составление календарного плана;
подбор подходящих дидактических игр;
разработка конспектов занятий поданной теме;
чтение и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;
выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;
проведение конкурса
развлечение по сказке «Двенадцать месяцев»;
фото - коллаж;
Содержание проекта
Календарный план работы
Подготовительный этап:
Сентябрь
1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.
2. Поиск адекватных учебной задаче действий
3. Принятие учебной задачи
4. Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени"
5. Консультация для родителей «Развитие временных представлений
у дошкольников подготовительной к школе группы»
6. Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
7. Подбор игр.
Основной этап:
октябрь
Знакомство с уголком времени.
Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».
Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»
Игра «Лови, бросай времена года называй»
Знакомство детей с приборами для определения времени : различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.
Викторина «Наш веселый календарь».
Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».
Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».
Рисование «День и ночь»
-Повторение и получение новых знаний о величинах времени.
-Учить сопоставлять частей суток и времен года с их отличительными особенностями.
-Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории
-Закрепить понятия о временах года.
-Учить пользоваться приборами для определения времени.
-Учить определять число, месяц и день недели.
-Учит распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.
-Закрепить понятия о частях суток.
Ноябрь
Игровая,
Учебная
Беседа «Немного истории о часах»
Чтение Й. Змай «Часы»
Рисование «Мир часов»
Игра «Заяц, заяц сколько время.»
Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол часа и за 1 минуту)
Занятие «Учимся определять время с помощью часов»
Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»
Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»
Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.
Конкурс «Сделай часы своими руками»
-Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии.
-Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
-Научить определять время с помощью часов
-Закрепить понятие времени.
-Ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту
-Научить определять время с помощью часов
-Научить определять время с помощью часов
-Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.
-Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории
-Развивать интерес к математике, представление о времени.
Заключительный этап
Декабрь
Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками
Проведение развлечения «Двенадцать месяцев»
Беседа: «Что такое время?»
Итоговое занятие по изучению времени.
Подведение итогов реализации проекта : сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как мы ориентируемся во времени».
Список литературы:
1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст] : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.