Людмила Павлова
Проект «Путешествие в страну времени» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект по познавательному развитию в подготовительной группе
Программное содержание:
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал. Cистематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда). Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.
Публикация «Проект „Путешествие в страну времени“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Продолжительность проекта – краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта – дети подготовительной группы, родители.
Вид проекта - познавательный
Проект реализуется в подготовительной группе детского сада.
Цель проекта –сформировать у детей понятие о времени, что относится к временным понятиям : час, минута, секунда; частям суток, сезонное время года. Познакомить с историей часов, видов часов.
Актуальность проекта
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку!
Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.
Трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо.
Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень.
Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли, что давным-давно были: солнечные, часы-цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной образовательной деятельности на тему «Удивительный мир часов» - разработала цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Содержание проекта.
Цель: Создание условий для развития математических и творческих способностей детей с помощью развивающих игр математического содержания.
- Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелке и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «Что такое время?».
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)», «Самые известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин), «Песочные часы» Мирошникова И., «Стихи про часы и о времени», С. Маршак «Мы в часы мячом попали», Н. Чупрунова «Всю ночь часы стучат», Ю. Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник», О. Подтуркина «Часы», И. Фомичёва «Солнечные часы», А. Прохоров «Весёлые часики», А. Мальгинова «Часы для Биби», М. Манакова «Мой день».
- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Рисование «Мир часов»
- Лепка «Весёлые будильники» (пластилинография).
- Аппликация «Настенные часы».
- Дидактическая игры : «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Тик-так», ««Назови предыдущее и последующее число», «Назови сутки», «Мои часы» ,«Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?»
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- НОД Математическое развитие: «Волшебные часы», «Знакомство с часами», «Определение времени по часам».
- Создание презентации: «Путешествие в прошлое часов».
Просмотр мультфильмов: «Паровозик из Ромашкова», «Сказка о потерянном времени», «Фиксики-часы», «История часов для детей».
- Консультации для родителей:«Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста».