Анна Климентьева
Мастер-класс «Путешествие по времени» (игры, направленные на формирование у детей временных представлений)
▼ Скачать + Заказать документы
Время – это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Категория времени не дана уму ребенка изначально. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка.
Публикация «Мастер-класс „Путешествие по времени“ (игры, направленные на формирование у детей временных представлений)» размещена в разделах
В младшем дошкольном возрасте работа по формированию временных представлений включает в себя такие задачи, как:
1. Расширение представлений о временах года.
2. Формирование представлений о частях суток.
3. Развитие представлений о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».
В своей работе мы используем методы и приемы:
- наблюдение за явлениями и изменениями в природе; «Листопад», «Хмурая осень», «Наблюдение за приметами золотой осени», «Наблюдение за снегопадом», «Наблюдение за капелью» и т. д.
- рассматривание иллюстраций,
- чтение художественной литературы (рассказы, стихи, сказки, загадки)
- беседы,
-- продуктивная деятельность лепка, аппликация дерева
- сравнение текущего времени года с прошедшим (осень с летом, зиму с осенью, и т. д. ,
- заучивание стихов и разучивание песен.
Большую роль играют дидактические игры. Остановимся на них поподробнее)
- «4 лишний» (проиграть)
- «Признаки времен года» (лото)
- «Подбери одежду по сезону»
- «Когда это бывает?»
- «Кто потерялся?»
- «Назови, одним словом» (проиграть)
- «Что сначала, что потом»
- «Путаница» и др.
В старшем дошкольном возрасте задачи о представлении времени усложняются, мы знакомим детей с часами, как прибор для измерения времени, часовыми отрезками (минута, час, год и др., днями недели, месяцами. Расширяем знания о временах года и частях суток через понятие «астрономическое время», формируем представление о прошлом, настоящем и будущем времени, используя понятие «историческое время».
Дидактические игры, которые мы используем в своей работе:
Те же что и в младшем дошкольном возрасте, но усложняются задачи.
- «Поезд времени»
- «Сравни кусочки времени»
- «Соедини кусочки времени»
- «Скажи наоборот»
- «Найди лишнее слово» (завтра, послезавтра, сегодня, вторник, вчера)
- «Всему свое время»
- «Найди ошибки»
- «Что сначала, что потом»
- «Время в портретах» и. др.
Предлагаю вам поиграть в некоторые игры. («Поезд времени», «Сравни кусочки времени», «Соедини кусочки времени»).