Демина Оксана Александровна
Укрепление здоровья детей через рациональное использование здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье представлены актуальность, специфические принципы занятий физическими упражнениями, когда методика их проведения согласуется с закономерностями воздействия на организм дошкольника. Представлены принципы непрерывности процесса занятий физическими упражнениями, постепенного наращивания развивающих воздействий, адаптированного сбалансирование динамики нагрузок циклического построения занятий, возрастной адекватности.
Ключевые слова: адаптация, адекватность, непрерывность, постепенность, принцип, цикличность, физические упражнения.
Публикация «Укрепление здоровья детей через рациональное использование здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
Укрепление здоровья детей через рациональное использование здоровье сберегающих технологий и формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из задач нашего детского сада. Наш девиз – «Растем здоровыми!»
В рамках проекта «Успех каждого ребенка» основным правилом я считаю последовательность работы в физическом воспитании дошкольников и постепенное повышение сложности заданий и увеличение нагрузок (объема и интенсивности) по мере роста функциональных возможностей организма дошкольника.
Данный метод был апробирован мной в работе и доказал свою эффективность.
Хотя, считаю, что автору этих строк не пристало саму себя презентовать, но, не могу не сказать, что я сама очень люблю бег. С 2012 года участвую во всех забегах Сибирского международного марафона. Стараюсь и своим воспитанникам прививать любовь к движению и уже видны результаты моей работы.
Дети моей группы очень много двигаются: ходят, бегают, прыгают, участвуют в марафонах, зимой ходят на лыжах. Уже выявились абсолютные бегуны, которые в своих возрастных категориях занимают призовые места в легкоатлетических кроссах на районных соревнованиях, а также зимних лыжных гонках.
Как показали исследования, способность организма усваивать кислород повышается при регулярных физических упражнениях, но только на свежем воздухе!
Дети выходят на прогулку в любое время года!
«Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», летние закаливающие процедуры, обливания – все проходит на свежем воздухе.
Для оздоровления и здоровьесберегающих технологий работаю над долгосрочным проектом «Здоровье – наше богатство», в котором четко определены цели и задачи.
День в моей дошкольной группе начинается с утренней гимнастики в проветриваемом помещении, на улице - с наступлением тепла и до холодных дней.
Во время оздоровительных процедур дети занимаются закаливанием, босохождением, оздоровительным бегом, дыхательной гимнастикой, полощут горло, принимают воздушные и солнечные ванны.
Содержание и формы проведения утренней гимнастики разнообразны: в традиционной, с предметами, без предметов, на основе подвижных игр, ритмические движения, в игровой форме, со спортивным оборудованием на тренажерах.
Физкультурные занятия на воздухе проводятся под лозунгом: «Только аэробика!». Это означает, что занятие должно быть полностью аэробным, со 100% обеспечением организма кислородом.
После интенсивных движений (например, комплекс общеразвивающих упражнений) во время занятий делаю паузы для возвращения пульса детей к исходному состоянию.
Каждое физкультурное занятие заканчивается водными процедурами. Дети обтираются влажными полотенцами, обмывают под краном лицо, шею, руки и ноги. Не имеет значение, теплая будет вода или холодная. Важно смыть испарину, которая при правильно подобранных нагрузках обязательно выступит на теле. Вот именно поэтому и нужны водные процедуры, чтобы не дать вредным веществам «вернуться» в организм ребенка.
В содержание оздоровительного физкультурного занятия включаю дыхательные упражнения. Использую различные вспомогательные приспособления : шарики, свистки. В этом случае дети быстрее приобретают требуемые навыки.
В определенный момент занятия даю детям эмоциональную разрядку. Для этого стараюсь рассмешить их, поднять настроение! Например, они волнуются, что будут пойманы «хитрой лисой».
Отличной эмоциональной разрядкой являются специальные оздоровительные игры. Эмоциональная разрядка дает двойной эффект.
На начало учебного года дети часто болели, сейчас дети посещают детский сад регулярно, за исключением некоторых ребят.
В группе 20 человек.
Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию на оздоровление детей, значительная часть семей не находит время для укрепления здоровья своих детей. Поэтому за основное средство воздействия я взяла пропаганду здорового образа жизни : оформляю различные тематические стенды, фотовыставки, организовываю специальную передвижную библиотеку, создаю буклеты, а также провожу индивидуальные беседы, родительские собрания, консультации.
Определенный эффект воздействия наблюдается и при ознакомлении родителей с данными заболеваемости детей группы. Анализируя экран заболеваемости, родители сами приходят к соответствующим выводам. После анализа заболеваемости своих детей, они задают мне вопросы, прислушиваются к советам и рекомендациям.
Экран заболеваемости помог выявить семьи, в которых дети практически не болеют.
Предложила родителям, в чьих семьях следят за здоровьем детей, поделиться опытом воспитания через фотостену с комментариями, принять участие в «кругом столе» в онлайн-режиме.
Хочу сказать и о большой помощи родителей в оформлении мини-стадиона на участке детского сада. С их помощь была оборудована природная дорожка здоровья : галька, песок, спилы деревьев, сосновые шишки: установлены волейбольная сетка, кольцеброс, баскетбольное кольцо.
В группе также выделено место для занятий спортом: «бомбочки» для метания, «тестовые» (иди, как «написано») дорожки, коврики для индивидуальных занятий, батут для прыжков. Тренажеры для стоп – плоские пуговицы, пришитые к материалу, сделаны руками мам. Дети очень любят этот тренажер.
Наш мини-стадион в любое время может превратиться в «пиратский корабль» или «космодром», или в «цирковую арену».
В планах на перспективу провести социально-гигиенический скрининг условий и образа жизни семей одно из возрастных групп. Это пригодится для итоговой работы.
Организована жизненная среда: установлены увлажнители воздуха – самодельные фонтанчики, подобраны специальные комнатные растения, помещения ароматизируются, проводится аэрация.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми отражают две линии оздоровительно-развивающей работы : приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы, и, самое главное – это проявление у детей потребности в здоровом образе жизни. И в этом успех каждого ребенка!
Список литературы:
1. Доскин В. А. Растем здоровыми : Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /Л. Г. Голубева. Просвещение, 2004 г
2. В. Г. Алямовская. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.
3. СанПиН 2.4.1.1 660-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.