Екатерина Пенькова
Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Участие родителей в воспитании правильного
звукопроизношения у детей с ОВЗ
Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает подключение родителей к этой работе. Задача логопеда грамотно и в доступной для родителей форме объяснить каким образом им необходимо закреплять полученные знания в домашних условиях.
Публикация «Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Они могут проводиться перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит.
При работе родителей с детьми дома следует помнить пункты, написанные в памятке для родителей.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА
1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребёнку.
2. За одно занятие не следует давать больше трёх- четырех упражнений.
3. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущее.
4. Все упражнения надо выполнять естественно без напряжения.
5. Всю работу по воспитанию у детей правильного произношения, родители должны согласовывать с логопедом. Обращаться к нему при всех затруднениях.
Предупреждение недостатков речи
Что же способствует правильному речевому развитию?
1. Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С ребёнком нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не всё успеет услышать и понять.
2. Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, представляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов ребёнок с удовольствием повторяет их за мамой, делать он это должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.
3. Не следует раздражаться детской «болтовнёй», ребёнок тренирует свои органы речи.
Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.
4. Не рекомендуется перегружать ребёнка- учить буквы, обучать чтению в трёх-четырёхлетнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому.
Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее
благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребёнка.
5. При раннем речевом развитии не следует принуждать ребёнка к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями- это может привести к заиканию.
6. При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребёнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.
7. Вредно излишнее возбуждать фантазию и чувства ребёнка частными и
продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.
8. Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.
В домашних заданиях с малышом главной предпосылкой и основой успеха становится непосредственное регулярное общение его с семьей, роль которого в обучающем процессе высока.
Для их правильной организации необходимо соблюдать следующие условия:
1. Учет ресурсов семьи. Говорит о том, что общение со всеми членами семьи крайне благоприятно сказывается на ребенке. Важно совместно проведенное время со всеми членами семьи и в отдельности с каждым из них.
2. Учет индивидуальных особенностей как ребенка так взрослого. Он говорит что идти нужно от себя. Если вам близко что-то мастерить то научите этому вашего ребенка, если петь и танцевать тоже прекрасно! Обратите также внимание на возможности и способности вашего ребенка, а также на биоритмы вашего ребенка и его активность в течение дня. Когда он максимально активен тогда и необходимо приступать к заданиям.
3. Учет зон. Дома можно создать игровые зоны для спорта, занятий, отдыха и др.
4. Учет принципа от простого к сложному. Необходимо начинать с простых заданий максимально понятных ребенку и лишь потом переходить к более сложным.
5. Оречевлять все свои действия. Это очень важно, лишь тогда ребенок научится соотносить свои действия и слова.
6. Тренироваться и предварительно самостоятельно выполнить все действия, которыми вы хотите научить ребенка.
7. Важно помнить о вреде перегрузки, которая может отрицательно сказаться на его нервной системе.
8. Постепенно уменьшать свою помощь, побуждая тем самым к самостоятельности.
Как считают многие специалисты: педагоги, психологи, физиологи, семья не должна становиться «отделением» школы. Но допускать попустительства тоже не следует. Так ребенок ничему не научится. Ребенку с ОВЗ необходимо многократное повторение с разных и привлекательных для него формах. Только тогда он научится чему-то новому. Во всем важна золотая середина.