Марина Жидко
Тьюторские технологии в системе обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с тьюторскими технологиями в системе обучения дошкольников. Представлена нормативная база использования тьюторства в детском саду. Особое внимание уделено в тексте особенностям использования тьюторских технологий при адаптации детей в детском саду и для детей с ОВЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к «основным принципам дошкольного образования» среди прочих относит «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка», а также «содействие и сотрудничество детей и взрослых». Исходя из этого документа, который является наиболее значимым для системы образования на дошкольной ступени, необходимо осуществлять научный поиск тех способов, которые наиболее эффективно бы реализовывали данные принципы. Одним из таких способов является использование тьюторских технологий в системе обучения дошкольников.
Публикация «Тьюторские технологии в системе обучения дошкольников» размещена в разделах
Стоит отметить при этом, что сам институт тьюторства официально в нашей стране появился еще раньше, а именно в 2008 году с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, который закрепил должность «тьютора» в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования. Еще больше внимания к профессии тьютора было привлечено после Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 года № 10 н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»», в котором среди различных обобщенных трудовых функций есть «Тьюторское сопровождение обучающихся», которое подразумевает «педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов».
Согласно точке зрения Ю. А. Лях, тьютор осуществляет полифункциональную детальность: в образовательном процессе он выполняет роли фасилитатора, модератора, консультанта, супервизора, методолога и др. С. Г. Чигрина считает, что использование тьюторских технологий в образовательном процессе «позволяет обеспечить доступ к полноценному качественному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации, обеспечить преемственность между ступенями образования, создать условия для дифференциации содержания обучения, построения индивидуальных образовательных программ». В результате деятельности тьютора должна появиться индивидуальная образовательная программа.
Педагог, использующий тьюторские технологии, должен вести дневник на протяжении всей работы с ребенком, отмечая все его достижения, трудности и другие значимые факты, которые могут привести к изменениям индивидуальной образовательной программы.
Если для российских детских садов идея использования тьюторских технологий оказывается достаточно инновационной, то для многих зарубежных стран подобный опыт исчисляется уже десятилетиями.
Отметим, что работа с тьютором может и должна начинаться с момента прихода ребенка в детский сад. Как отмечают Е. В. Коротаева и А. С. Андрюнина, в дошкольном возрасте в процессе социального развития ребенок сначала осваивает ближайший круг своего «образа мира» (семья, а затем расширяет его через познание, накопление жизненного и иного опыта, которое происходит в детском саду. Но в действительности многие дети, оказываясь в новых для себя условиях (отсутствие родителей, строгий режим, большое количество других детей и т. д.) оказываются в ситуации стресса, имеют тяжелую степень адаптации к детскому саду (до 6 месяцев) или даже испытывают дезадаптацию. Помочь преодолеть проблемы, связанные с адаптацией к детскому саду или минимизировать последствия может помочь использование тьюторских технологий, сопровождение. Как отмечают Г. В. Ганьшина и Г. В. Лунина, тьютор разрабатывает и реализует индивидуальную программу социализации ребенка. «Он должен выстроить образовательный процесс, учитывая персональные особенности ребенка, имеющийся у него потенциал, чтобы появилась возможность для усвоения программы каждым малышом. Тьюторство не только помогает детям овладеть программой, но и создает условия для обучения ребенка в соответствии с его возможностями, не нарушая процесс развития остальных детей». При этом более эффективно использование тьюторских технологий будет в том случае, если работа будет вестись с родителями ребенка с одной стороны и с администрацией сада с другой. В данный период можно использовать различные арт-технологии, элементы телесной терапии.
Значимо использование тьюторских технологий в детском саду для детей с ОВЗ. Так, в основном документе, который занимается вопросами образования обучающихся с ОВЗ (Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 N ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ») отмечено, что при необходимости «возможно временное или постоянное участие тьютора, в том числе рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося».
Целью использования тьюторских технологий в данном случае будет успешное включение ребенка с ОВЗ в среду детского сада. В задачи тьютора входит : адаптация образовательной программы с учетом образовательных нужд ребенка с ОВЗ; коррекция задания воспитателя с учетом возможностей ребенка; проверка организации рабочего пространства ребенка; помощь в самообслуживании; привлечение внимания ребенка к словам и действиям воспитателя при необходимости. При этом работа может вестись и с детьми, которые имеют расстройства аутистического спектра. В этом случае тьютор становится своеобразным буфером между ребенком и целым миром, который не понятен малышу. Кроме того именно тьютор взаимодействует с родителями ребенка с ОВЗ, отвечая на их вопросы, проводя им консультации и т. д., а также отвечает на нетактичные вопросы детей о причинах состояния ребенка, учит других дошкольников взаимодействовать с таким ребенком. В своей практической деятельности тьютор может использовать пескотерапию, элементы телесной терапии, рекомендовать использовать иппотерапию.
Существуют и иные варианты потребности дошкольников в тьюторах. Так, имеет значение использование тьюторских технологий и в условиях разновозрастной группы детского сада. В данном случае педагог помогает ребенку начать взаимодействовать с таким сложным для него коллективом, выстроить коммуникацию, осуществляя успешную социализацию ребенка. Также важны тьюторские технологии и в работе с одаренным дошкольником. В этом случае помимо обычных задач тьютора необходимо поддерживать и развивать талант ребенка.
Таким образом, тьюторские технологии в детском саду сегодня являются важным вектором развития дошкольной ступени образования. При этом помимо взаимодействия непосредственно с детьми тьютор работает и с их родителями, и с воспитателями, помогая всем взрослым осуществлять успешную социализацию ребенка. Но стоит понимать, что сегодня невозможно предоставить тьютора каждому ребенку, поэтому следует использовать тьюторские технологии по отношении к детям, которые сами по себе требуют больше внимания или находятся в наиболее уязвимой для себя ситуации.
Список используемой литературы:
1. Ганьшина Г. В., Лунина Г. В. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.; URL : https://science-education.ru/ru/article/view?id=26703 ( дата обращения: 07.04.2019).
2. Горбик Е. О. Значение тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях //Специальное образование. – 2016. – Т. 1. – №. XII. – С. 111-113.
3. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Научно-методическое сопровождение регионально ориентированной программы для детей дошкольного возраста //Западно-Сибирский педагогический вестник. – 2014. – №. 2. – С. 190-206.
4. Лях Ю. А. Тьюторские технологии в системе обучения школьников //Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. – №. 6. – С. 68-72.
5. Чигрина С. Г. Технология тьюторского сопровождения обучающихся при реализации образовательных стандартов //Среднее профессиональное образование. – 2016. – №. 7. – С. 49-55.