Елена Татаринова
Творческо-информационный проект: «Народы Севера».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Жизнь и быт народов Севера».
Вид проекта : среднесрочный, творческо – информационный.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: октябрь-декабрь 2016г.
Проблема: недостаточная сформированность знаний о границах нашей родины, в частности, северном крае, о жителях народов Севера : традициях, обычаях, растительном и животном мире севера.
Публикация «Творческо-информационный проект: „Народы Севера“,» размещена в разделах
- Народы севера
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Цель: Пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре народов Севера через знакомство детей с
традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами народов севера; растительным и животным миром народов севера. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям этого народа.
Задачи:
Образовательные:
-Развивать знания детей о народах Севера.
-Обобщать знания детей о животных Севера.
-Развивать у детей познавательный интерес к жизни народов и жизни животных Севера.
-Способствовать развитию интереса и стремление к познавательной активности в ходе образовательной деятельности;
-Закреплять умение внимательно воспринимать познавательную информацию в ходе образовательной деятельности, делать обобщающие выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе и уважение к национальностям народа севера.
- Формировать умения видеть красоту природы Севера.
Развивающие:
-Развивать интерес к жизни животных Севера.
-Развивать интерес к жизни коренных жителей Севера.
-Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.
-Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
-Развивать связную речь.
-Продолжать развивать умения давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Формы реализации проекта
- непосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях
- дидактические, познавательные игры
- познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов севера, животном и растительном мире; рассматривание иллюстраций, открыток
- создание совместных с родителями поделок «Животные севера»
- просматривание мини- фильмов, презентаций о достопримечательностях природы севера, растительном и животном мире народов севера;
- открытая непосредственно-образовательная деятельность для педагогов ДОУ «Народы севера, виртуальное путешествие».
- работа с родителями
Предполагаемый результат
- пополнятся у детей знания о красоте природы севера
- расширятся представления о жизнедеятельности и быте народов севера, растительном и животном мире севера;
-пополнится запас знаний в области познавательного развития;
- расширить и пополнить уголки краеведения информационными материалами (картины, иллюстрации, истории, картотеки, фото-альбомы, открытки, макеты жилищ народов севера);
- создать в группе мини-музей: «Жизнь и быт народов севера.
Актуальность проекта :
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. Наша страна настолько богата не только своими многочисленными просторами, удивительной природой и ее богатствами, но и людьми различных национальностей относящихся к народам России. Если рассмотреть Север – удивительный край, в котором проживают такие народы как (ненцы, ханты, якуты, тунгусы и др.) то можно смело сказать, что все эти народы относятся к нашей богатой и удивительной стране - России. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой, он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения. Народы Севера имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру. Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Приобщая детей к национальной культуре народов Севера, мы содействуем воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ своей страны, их культуру и традиции. Изучая традиции, жизнь и быт народа Севера, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашей страны, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.
Перспективно – календарный план непосредственно – образовательной деятельности в ходе реализации проекта.
Дата Тема Форма реализации Цель Участники
Октябрь, 1 неделя «Как широка наша страна родная!» Интегрированное познавательное занятие Познакомить детей с частями света нашей родины, в частности северной части света. Дать общее представления о множественных ее просторах, различных городах, поселениях, морях, океанов. Воспитатель, дети старшей группы
Октябрь, 2 неделя «Карта нашей родины». Художественно-продуктивная деятельность (рисование) с использование нетрадиционных техник. Познакомить детей с картой нашей родины. Вызвать желание принять участие в совместном творчестве создания карты нашей родины путем рисования с использованием нетрадиционной тезники. Воспитывать чувства гордости и патриотизма к своей родине. Воспитатель, дети старшей группы
Октябрь, 3неделя «Арктика и Антарктида» Познавательное занятие «Мультимедийное путешествие» Познакомить детей старшего дошкольного возраста с северной частью света : Арктика и Антарктида. Расширить представления о животном и растительном мире этих частей света. Сформировать представления о том, что постоянных поселений людей и жизнедеятельности человека в этих районах нет. Воспитатель, дети старшей группы
Октябрь, 4неделя «Белые медведи не встретятся с пингвином!» Художественно-продуктивная деятельность (лепка) Закрепить представления о животном мире Арктике и Антарктиды. Вызвать желание принять участие в данном виде творчества. Развивать умения создавать сюжетные композиции с помощью лепки. Обыгрывать готовые композиции, наделяя их сюжетом. Воспитатель, дети старшей группы
Ноябрь, 1 неделя «Север, север, ты не лют!
Тебя люди берегут!»
Познавательное занятие «Мультимедийное путешествие» Познакомить детей с народами севера, их жизнедеятельностью, бытом, обычаями, устоями. Вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности. Воспитатель, дети старшей группы
Ноябрь, 2 неделя «Жилище и промысел народов севера» «Неправильное путешествие по фотокадрам народов севера». Образовательная деятельность построена на совместных с детьми беседах – рассуждениях, доказательствах. Сформировать у детей представления в ходе «неправильного путешествия» через беседы – рассуждения и доказательства о жилье народов севера, их промысле. Пополнить словарный запас новыми понятиями: юрта, иглу, оленеводство и др. вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности. Развивать речевую активность. Воспитатель, дети старшей группы
Ноябрь, 3 неделя «Одежда и рукоделие народов севера» Интегрированное познавательное занятие (через хпд – рисование) Познакомить детей с национальной одеждой народов севера, их традиционным рукоделием. Сформировать представления о том, из чего изготавливается одежда. Пополнить и активизировать словарь новыми понятиями: парка, унты, кисы, апачи и др. Воспитатель, дети старшей группы
Ноябрь, 3 неделя «Растительный и животный мир народов севера» Познавательное занятие
«Мультимедийное путешествие» Познакомить детей с растительным и животным миром народов севера. Способствовать познавательной активности в ходе образовательной деятельности. Активизировать словарный запас новыми понятиями: тундра, карликовая береза, ползучая ива,синюха голубая,мхи, лишайники, шикша и др. Воспитатель, дети старшей группы
Ноябрь, 4 неделя «Все о народах севера, растительном и животном мире» Детско-родительский практикум Создать благоприятные условия для участия детей и родителей в совместном творчестве по изготовлению поделок, различных макетов, одежды и др. видов творчества. Вызвать желание и интерес к данной теме. Способствовать сплочению коллективов среди родителей в ходе творческой деятельности. Воспитатель, дети старшей группы, родители
Декабрь, 1 неделя «Народы севера, быт и жизнедеятельность» Викторина Обобщить и закрепить полученный материал у детей старшего дошкольного возраста в ходе образовательной деятельности. Развивать активную речь. Способствовать развитию у детей мотивации принять участие в познавательной викторине по данной тематике. Воспитатель, дети старшей группы
Декабрь, 2 неделя Открытая непосредственно - образовательная деятельность для педагогов ДОУ: «Народы севера, виртуальное путешествие»
Создать благоприятные условия и мотивационную готовность к принятию участия детей в открытой непосредственно – образовательной деятельности.
Обобщить и закрепить пройденный материал. Способствовать речевой активности в ходе непосредственно – образовательной деятельности. Воспитатель, сказочный герой –«путешественник»
дети старшей группы
Приложение 1.
Открытая непосредственно - образовательная деятельность для педагогов ДОУ:
«Народы севера, виртуальное путешествие»
Тема: «Народы севера, виртуальное путешествие»
Цель: Познакомить детей с жизнью и бытом народов севера.
Задачи:
Образовательные:
-Развивать знания детей о народах Севера.
-Обобщать знания детей о животных Севера.
-Развивать у детей познавательный интерес к жизни народов и жизни животных Севера.
-Способствовать развитию интереса и стремление к познавательной активности в ходе образовательной деятельности;
-Закреплять умение внимательно воспринимать познавательную информацию в ходе образовательной деятельности, делать обобщающие выводы.
Воспитательные:
-Воспитывать любовь к природе и уважение к национальностям народа севера.
-Формировать умения видеть красоту природы Севера.
Развивающие:
-Развивать интерес к жизни животных Севера.
-Развивать интерес к жизни коренных жителей Севера.
-Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.
-Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
-Развивать связную речь.
-Продолжать развивать умения давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Активизировать словарь: север, полярная ночь, полярный день, мох, национальный костюм, северное сияние, тундра, чум, малица, пимы, унты, парка; нарты, каюр, хорей, оленья упряжка и др.
Подготовленный материал: иллюстрации, макеты жилища, видеопрезентации или видеоролик «Растительный и животный мир севера, оленеводство,охота», кукла в традиционной одежде народов севера, картинки- раскраски «кукла в традиционной одежде народов севера», музей с композицией «Север», кроссворд.
Участники: дети, воспитатель, путешественник.
Предварительная работа: просмотр презентаций: «Растительный и животный мир Арктики и Антарктики»; рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы – рассуждения.
Содержание:
В-ль: ребята, к нам сегодня пришли гости, посмотреть, как мы с вами умеем дружно играть, заниматься. Каждый из нас знает, что когда мы встречаем взрослого человека или же знакомого нам, мы всегда должны поздороваться.
А что же мы желаем людям, когда здороваемся?
Дети: здоровья, благополучия.
Молодцы ребята. Давайте же поздороваемся и с природой.
Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое,
Здравствуй тихий ветерок, здравствуй милый мой дружок.
В-ль: ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие, но не в простое, а в виртуальное! Вы согласны?
Дети: согласны!
В-ль: а кто знает, что такое виртуальное путешествие?
Дети: это воображаемое путешествие, т. е. ненастоящее, а сказочное!
В-ль: правильно, ребята. Но для того, чтобы нам знать, куда, же нам предстоит путешествовать, нам нужно выложить слово, которое подскажет нам путь. Посмотрите, вот и подсказка, каждая буква обозначена цифрой от 1 до 5. Значит, нам нужно выложить буквы по возрастанию обозначенных на них чисел.
Дети выкладывают буквы по числам от 1 до 5 и получается слово «Север».
Появляется «Путешественник».
Путешественник: - Здравствуйте взрослые и дети! Наверное я заблудился, судя по моей карте я сбился с пути.
В-ль: - а вы кто?
Путешественник: - я, путешественник. Очень сильно люблю путешествовать виртуально, т. е непонястояшему, вот отправляюсь на север, посмотреть, как там люди живут!
В-ль: - и мы с ребятами отправляемся в путешествие именно на север, приглашаем и Вас, дорогой путешественник, с нами попутешествовать! Ребята вы согласны взять с собой путешественника.
Д-ти: согласны!
Путешественник: но для того чтобы отправиться в северную часть страны, нужно иметь некоторые представления об этой части света. А что вы знаете о севере?
Дети: на севере холодный воздух и поэтому люди там одеваются тепло. А на самом крайнем севере постоянная зима, ледники.
Путешественник: а есть ли название у крайнего севера?
Д-ти: - Арктика и Антарктика. Там живут только такие животные, которые не боятся морозов. Это белые медведи, тюлени, моржи, пингвины и др. животные. Постоянных поселений людей там нет, только приезжают ученые – экспедиторы.
Путешественник: правильно дети. В этих частях света я уже бывал, да и вы смотрю, знаете про Арктику и Антарктиду. Только я отправляюсь на ближний север, где живут постоянно люди. Строят жилье, воспитывают детей, добывают пищу.
В-ль: ну что тогда в путь!
Путешественник: отправляемся, а дорогу нам укажет компас! (изготовленный из картона со стрелочками)
1-я остановка: рассматривание фотографий людей разных национальностей.
Путешественник: Вот и добрались!
Далеко на Севере, где тянется снежная, суровая зима, где можно проехать только в оленьей упряжке, живут (показывает фотографии, алеуты, долганы, коряки, манси, нанайцы, ненцы, саамы, селькупы, ханты, чукчи, эвенки, эскимосы и другие. Дает краткую характеристику. Люди сохраняют традиционный образ жизни, ведут хозяйство и промыслы. Основными видами их традиционной хозяйственной деятельности являются оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов и традиционные промыслы.
2-я остановка: рассматривание макетов жилища. Рассказ воспитателя о жилище (из каких материалов сделано, как утепляется, где располагается печь и т. д.).
3-я остановка: просмотр презентации «Растительный и животный мир севера, оленеводство,охота».
4-я остановка: рассматривание иллюстраций одежды. Рассказ путешественника, беседа с детьми:
- Как одеваются на Севере дети и взрослые? (в меховую одежду).
- Да, детям и взрослым мороз не страшен, они все тепло одеты в меховую одежду - малицу (показ кукол в национальных костюмах) и унты, парку.
- Что такое малица? (верхняя одежда).
- А что такое унты? (меховые сапоги).
- А что такое парка? (шапка).
- А знаете, дети, что вся одежда народов Севера украшена умельцами национальной вышивкой. Народы Севера очень талантливы. Рукодельницы украшают шубу – малицу бисером, тесьмой.
- В такой одежде можно встречать праздник.
У меня с собой есть картинки с изображением народов севера в традиционной одежде, и я предлагаю Вам раскрасить их одежду. Вам эти картинки останутся на память о нашем с вами путешествии.
Путешественник: ну вот и путешествие наше с вами заканчивается, пора возвращаться в группу. А что ребята вам особенно понравилось в нашем познавательном путешествии? Что нового вы узнали?
Дети: отвечают, делают обобщение.
В-ль: ну а мы путешественник приглашаем тебя в музей детского сада. А самое главное, что размещенная экспозиция посвящена именно на тему Севера. В нашем музее очень многое можно увидеть!
Путешественник: с удовольствием ребята, показывайте свой музей.
Дети, воспитатель и путешественник отправляются в музей, где вместе закрепляют пройденный материал.