инна шишелова
Проект созданиямини-музея «Народы Прибайкалья». Старший дошкольный возраст (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование для разработки проекта :
Представления детей о жизни коренных народов Прибайкалья поверхностны, зачастую ошибочны.
Дети затрудняются в вопросах о культуре, быте, традициях народов проживающих в Прибайкалье.
У дошкольников не сформированы представления о национальной культуре; праздниках, традициях, народно-прикладном искусстве, устном народном творчестве, музыкальном фольклоре, народных играх народов Прибайкалья.
Публикация «Проект созданиямини-музея „Народы Прибайкалья“, Старший дошкольный возраст (5–7 лет)» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Прибайкалье
- Проекты
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Дети не проявляют интерес к познавательно-исследовательской и творческой деятельности.
Цель проекта : Уточнить и систематизировать знания детей о жизни народов Прибайкалья; расширять представления дошкольников о культуре, быте, традициях народов проживающих в Прибайкалье.
Задачи проекта : Воспитывать у детей чувство любви к родному краю и уважительное отношение к истории и традициям коренных народов Прибайкалья.
Формировать у дошкольников устойчивый интерес к познанию культуры своих предков.
Познакомить с истоками национальной культуры коренных народов : праздниками, традициями, народно-прикладным искусством, устном народном творчестве, музыкальном фольклоре, народными играми народов Прибайкалья.
Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа
Способствовать активной позиции семей воспитанников в совместной деятельности реализации проекта.
Интеграция видов детской деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность: подбор познавательной литературы: энциклопедий, журналов. Исследование предметов национальной одежды, предметов быта, природного материала, привезенного с Байкала во время отпусков. Экспериментирование с камнями, песком, водой.
Игровая деятельность:
Формировать умение принимать игровую задачу. Формировать умение вступать в игровое общение со сверстниками, проявлять воображение, творчество. (Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, творческие, сюжетные, словесные, музыкальные, пальчиковые игры)
Умение следовать нормам и правилам, необходимым при общении с окружающими (умение сотрудничать, находить решение в конфликтных ситуациях, выражать словом свои чувства, согласовывать свои действия и желания с интересами и действиями партнёров)
Трудовая деятельность:
Формировать стремления помогать взрослым: сбор коллекций, национальных предметов быта, одежды, природного материала, привезенного с озера Байкал во время отпусков и путешествий, в мини – музей «Народы Прибайкалья»
Коммуникативная деятельность:
Обогащение речевого словаря за счёт новых понятий и терминов. Развивать монологические формы речи в составлении рассказов о жизни и традициях народов Прибайкалья с использованием, моделей, схем, мнемодорожек.
Формировать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия (проведение экскурсий. Стимулирование речевого творчества детей.
Восприятие художественной литературы и фольклора: инсценировка произведений с помощью разных видов театра, знакомство со сказками и поэзией народов Прибайкалья.
Разучивание стихотворений, чтение детской художественной литературы, отгадывание загадок, разучивание пословиц, поговорок.
Изобразительная деятельность:
Изготовление музейных экспонатов и предметов коллекций: рисование, лепка, аппликация, ручной труд.
Двигательная деятельность:
Подвижные игры, народные игры, физкультминутки.
Результаты: Создание мини - музея «Народы Прибайкалья»
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап - итоговый
Ожидаемые результаты:
Создание мини – музея «Народы Прибайкалья»
Обогащение знаний детей о национальной культуре коренных народов : праздниками, традициями, народно-прикладным искусством, устном народном творчестве, народными играми народов Прибайкалья.
Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
Создание «Книги народной мудрости».
Самостоятельное ведение экскурсий детьми.
I этап – подготовительный:
Подбор детской художественной и познавательной литературы. Создание презентаций по данной теме - познакомить со сказками, поэзией, художественными произведениями народов Прибайкалья,расширять кругозор детей. Формировать представления детей о культуре, быте, праздниках, традициях народов проживающих в Прибайкалье с использованием презентаций
Подбор игр, упражнений по ознакомлению детей с истоками национальной культуры коренных народов Прибайкалья. Побуждать к проявлению творчества во всех видах деятельности.
Приобретение, изготовление практического и наглядного материала. Обогащение и расширение знаний о жизни своих предков
Оформление родительского уголка: размещение консультаций, памяток, буклетов, рекомендаций по теме. Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с истоками культуры народов Прибайкалья.
Подготовка видеоматериала для показа презентации о праздниках, традициях, народно-прикладном искусстве, устном народном творчестве, народными играми народов Прибайкалья. Обогащение и расширение знаний и представлений о жизни коренных народов Прибайкалья.
Изготовление дидактических игр. Расширять кругозор детей, воспитывать желание оказывать посильную помощь в изготовлении дидактических пособий.
Разработка кроссвордов, мнемотаблиц, схем, моделей. Развивать память, логическое мышление, умение использовать полученные знания и применять их в разных видах детской деятельности
II этап – основной: понедельник
Совместная НОД на тему: «Быт и традиции народов Прибайкалья» с использованием ИКТ технологий. Воспитывать уважение и любовь к родному краю, к традициям народов Прибайкалья : бурят, эвенков и русских. Формировать у дошкольников интерес к познанию культуры своих предков.
Дидактические игры: «К нам гости пришли», «Наряди куклу в национальный костюм», «Заплатки», «Собери картинку» (валеологическое содержание, «Что кому?», «Вот как мы нарядились», «Русская изба и дом эвенков», кубики "Народные узоры", «Узнай по описанию», «Собери узор», «Укрась костюм», «Чье жилище». Приобщение детей к культурному наследию. Систематизировать знания детей о быте, традициях, обычаях народов Прибайкалья.
Игры - путешествия: «Путешествие в прошлое родного края», «Они живут в Прибайкалье», «Семейные традиции». Расширять представления детей о жизни коренных народов Прибайкалья
Трудовая деятельность: изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм. Воспитывать желание оказывать посильную помощь в изготовлении атрибутов.
Рассматривание фотовыставки на тему: «Мое Прибайкалье». Формировать представления детей о жизни коренных народах Прибайкалья.
Сюжетно – ролевые игры: «Юрта», «К нам гости пришли», «Семья», «Путешествие по Прибайкалью», «Школа», «Ателье – национальные костюмы», «Магазин сувениров». Формировать умение детей самостоятельно развивать сюжет игры, распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.
Составление описательных рассказов о народных костюмах Прибайкалья. Формировать умение детей составлять описательные рассказы, активизировать словарный запас.
Вторник
Совместная НОД на тему: «Быт, традиции, культура народов Прибайкалья», форма проведения – виртуальная экскурсия с использованием ИКТ. Расширять представления детей о культуре, быте, традициях народов проживающих в Прибайкалье.
Познакомить детей с народными сказками народов Прибайкалья : «Бедняк и бохолдой»,«Богатырь Байкал», «Волк-простофиля», «Галдан и Баир», «Два барана и лиса», «Глупый богач», «У страха глаза велики», «Волк-простофиля», «Отчего волки воют», «Хвастливая собачонка», «Хитрый кот». Познакомить детей с народным творчеством Прибайкалья.
Изготовление коллажа «Народов дружная семья» для мини - музея. Совершенствовать навыки детей в работе с ножницами и бумагой, умение совместно создавать коллаж.
Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, фотоальбомов, буклетов, открыток, карты Прибайкальского парка в мини - музее. Расширять и систематизировать представления детей о заповедных местах Прибайкалья.
Рисование «Народный костюм». Оформить выставку работ в мини-музее. Совершенствовать навыки детей в работе с акварелью, умение передавать в рисунке элементы национальной одежды, развивать творческий потенциал детей.
Игра – драматизация по сказке «Два барана и лиса». Развивать творческие способности детей, закрепить содержание сказки.
Конструирование из строительного материала «Жилище бурят». Совершенствовать навыки работы с крупным строительным материалом.
Среда
Показ видеофильма «Коренные жители Прибайкалья». Расширять кругозор детей. Познакомить детей с пословицами, поговорками, загадками.
Заучивание стихотворений. Продолжать расширять представления детей об устном народном творчестве народов Прибайкалья.
Опытно – экспериментальная деятельность: с камнями, песком, водой. Поддерживать стремление дошкольников к опытно – экспериментальной деятельности.
Выкладывание из мозаики жилищ народов Прибайкалья. Закрепить знания детей о жилищах коренных народов Прибайкалья, развивать мелкую моторику.
Театрализованная деятельность. Показ теневого театра по сказке «Богатырь Байкал». Развивать творческие способности детей.
Викторина «Клуб знатаков». Закрепить знания детей о быте, народных традициях, праздниках бурят.
Четверг
Познакомить детей с народными песнями бурят : «Тоб, тоб, туароб», «Бурятия». «Тук, тук,тук…», разучивание частушек. Расширять представления детей о народном фольклоре народов Прибайкалья.
Подбор народных песен, аудиозапись. Познакомить детей с народными играми народов Прибайкалья : «Ехор», «Солнце», «Стрельба из лука», «Волк и ягнята», «Табун», «Ищем палочку», «Семья». «Иголка, нитка и узелок». Расширять представления детей о народных играх бурят, познакомить с правилами игр.
Показ презентации «Народные музыкальные инструменты». Познакомить детей с музыкальными инструментами народов Прибайкалья : чанза, иочин, лимба, барабаны, гонги, тарелки, раковины, хур.
Изготовление пригласительных открыток для экскурсии в мини-музей «Народы Прибайкалья». Развивать творческие способности, умение работать сообща.
Лоскутная аппликация «Деревенское подворье». Совершенствовать навыки детей в работе с тканью, умении передавать сюжет, соблюдая характерные особенности и детали.
Пятница
Аппликация «Поясок». Совершенствовать навыки детей в работе с бумагой, умении подбирать и составлять узор, учитывая характерные особенности и детали национальной одежды.
Беседа на тему: «Национальные праздники народов Прибайкалья» (Сагаалган – новый год у бурят, Сурхарбан – состязание всадников, стрельба из лука, хороводный танец Ехор) с использованием ИКТ. Познакомить детей с национальными праздниками бурят, расширять представление о культуре и традициях народов Прибайкалья.
Ручной труд «Оберег». Совершенствовать навыки детей в изготовлении поделок из бросового материала, соблюдая характерные особенности и детали.
Цикл бесед на тему:
«Это было на Ангаре», «Я живу в Прибайкалье», «Мой край», «Народов дружная семья», «Костюмы народов Сибири». Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.
Воспитывать любовь и уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Интеллектуальная игра Блиц - турнир «Путешествие в прошлое». Закрепить знания детей о жизни коренных народов Прибайкалья.
Беседа «Путешествие по карте Иркутской области», обозначение флажком поселений народов Прибайкалья на карте. Развивать кругозор, умение ориентироваться по карте
Подготовка и оформление экспозиции в мини-музее для экскурсии. Приобщение дошкольников к музейному искусству.
Организовать экскурсию в мини-музей «Народы Прибайкалья» для сверстников. Формировать умение детей самостоятельно проводить экскурсию, развивать связную монологическую речь, развивать интерес к музейному искусству.
Конкурс чтецов стихотворений: «Не мои ли это горы?», «Бурятия», «Моя родина», «Мой дивный край», «Моя семья». Закрепить текст стихотворений, формировать умение детей выразительно передавать содержание.
III этап – итоговый: оформление экспозиции в мини - музее "Народы Прибайкалья". Открытие мини - музея «Народы Прибайкалья» - самостоятельное ведение экскурсий детьми, для сверстников.
К концу I недели дети могут:
•Самостоятельно проводить экскурсию, выступая в роли экскурсоводов.
•Составлять творческие и описательные рассказы о культуре, быте, традициях коренных народов Прибайкалья.